background image
вторник
k
118, 14 октября 2014 г.
РОЖДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
C
M
Y
K
М.Ю. Лермонтов был одарн удиви
тельной музыкальностью играл на
скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял
музыку на собственные стихи. Кроме
того, он был художником, создавшим
более десятка картин маслом, более
пятидесяти акварельных работ, свыше
трхсот рисунков.
Поэзия Лермонтова многолика. Как
личность, он сформировался очень
рано. В пятнадцать лет у Михаила уже
были глубокие философские стихи о
любви, родине, тайне человеческого
бытия. Он пишет: Мне жизнь вс как
то коротка, и вс боюсь, что не успею я
свершить чего то. Часто его рассмат
ривают как поэта, в творчестве которо
го много трагического
. Нельзя забы
вать о том, что истоки трагизма в твор
честве Лермонтова это не только его
личная судьба и как человека, и как
поэта, но и трагизм окружающей дей
ствительности. Тридцатые годы XIX
века время реакции в России.
В этой статье я хочу напомнить чита
телю об одной из важных страниц в
творчестве поэта
любовной лирике.
Позднее Тургенев скажет: По тому,
как может любить человек, мы можем
судить о его внутренней зрелости.
Существовать вечно на меньшее поэт
не согласен. В стихотворениях Лермон
това любовь чувство высокое, свет
лое, поэтическое, но всегда неразде
лнное или утраченное.
Любовь в творчестве Михаила Юрь
евича носит трагический отпечаток из
за его настоящей неразделнной люб
ви к близкому другу и возлюбленной
Вареньке Лопухиной единствен
ной женщине, к которой Лермонтов
испытывал по настоящему глубокие
чувства: У ног других не забывал Я
взор твоих очей; Любя других, я лишь
страдал Любовью прежних дней.
Впервые они узнали друг друга ещ
в 1827 году. Началось с обычных ребя
ческих выходок. Аким Павлович Шан
Гирей троюродный брат Лермонто
ва пишет: Как теперь помню е
ласковый взгляд и светлую улыбку: ей
было лет пятнадцать шестнадцать. Мы
же были дети и сильно дразнили е. У
не на лбу чернелось маленькое роди
мое пятнышко, и мы всегда приставали
к ней, повторяя: У Вареньки родинка,
Варенька уродинка, но она, добрей
шее создание, никогда не сердилась.
Первыми бурными увлечениями по
эта были Екатерина Сушкова и Наталья
Иванова (1830 год). К Екатерине он
испытывал глубокое чувство любви, но
эта красавица кокетка не могла подпу
стить к себе нелепо выглядевшего мо
лодого человека, как она описывала
его уже в зрелом возрасте: гадкого,
некрасивого, сутуловатого горбача.
Позже, когда Екатерина искренне по
любит Михаила, он отвергнет е чув
ства, мстя за насмешливость. В неза
конченном произведении Лермонтова
Княгиня Лиговская Елизавета Негу
рова станет прототипом Сушковой.
Наталья Иванова стала печальной
любовью поэта. Она была настолько
хороша и удивительна, что при первом
взгляде на не сердце поэта стало бить
ся быстрее. Но о чувствах к ней он не
говорил друзьям, не доверял Наталье,
ждал чего то плохого. И не ошибся.
Наталья вышла замуж за его друга
Николая Обрескова, отличавшегося от
Михаила своей решительностью. Поэт
посвятил Наталье много стихотворе
ний, пронизанных чувством горечи и
обиды.
Только в 1832 году Михаил обратил
внимание на Вареньку младшую се
стру своего друга Алексея из близкой
ему семьи Лопухиных, когда компания
молоджи поехала в Симонов монас
тырь ко всенощной молиться, слу
шать певчих, гулять, и он случайно сел
рядом с девушкой. Она была замеча
тельной: нежная, мечтательная, пере
менчивая. На е лице сияли чрные
глаза. К тому же Варенька была пыл
кой, восторженной, поэтической нату
рой. Сельское уединение и чтение ро
манов сделали е мечтательной. Но эта
мечтательность умерялась природной
живостью, веслостью и общительно
стью. Свою склонность помечтать она
не выказывала, а, наоборот, стыдилась
как слабости. Каждая перемена настро
ения, мимолтное чувство и мелькнув
шая мысль отражались на е подвиж
ном лице. В минуты внутреннего подъ
ма оно становилось прекрасным, а по
рой Варенька могла показаться совсем
некрасивой. Она была всеобщей люби
мицей. В ней была обаятельная про
стота, свойственная глубоким и цель
ным натурам.
Девушка была одних лет с поэтом, и
это было, между прочим, причиной
многих страданий для Лермонтова,
потому что Варенька по своим годам
была членом общества, когда ровес
ник е, Мишель, вс ещ считался ре
бнком. Характер е, мягкий и любя
щий, увлекал его. В столь нежном воз
расте любая привязанность кажется
сильной, вечной, любой взгляд может
быть истолкован превратно. Поэтому
неудивительно, что эта любовь была
обоими осознана не сразу. Они пере
жили и дружескую привязанность, едва
граничащую с чем то большим, и
страсть, и неприязнь, и ревность, пока
вс это не переросло в зрелое чувство,
в котором они друг другу, скорее всего,
так и не успели признаться...
Чувство Лермонтова к Вареньке было
безотчтно, но истинно, сильно, и едва
ли не сохранено до самой смерти.
С тех пор, как мне явилась
ты,
Моя любовь мне оборона
От гордых дум и суеты
Как раз в 1832 году поэт переехал в
Петербург, поэтому их роман не смог
развиться. Михаил всегда справлялся
о Варе. Однако в 1835 году Лопухина
вышла замуж за Н.Ф. Бахметова
человека значительно (почти в два раза)
старше е. Быть может, на Варенькино
решение повлияли слухи о том, что
Михаил ухаживает за Сушковой. Поэт
очень страдал, когда до него дошло это
известие. Он никогда не называл Варю
по фамилии мужа.
Как любому творцу, поэту нужна
была муза. В стремительно короткой
жизни Лермонтова было множество
любовных увлечений как мимолт
ных, так и сильных привязанностей.
Показная холодность и постоянные
светские ухаживания составляли часть
его жизни. Он был вулканом то спя
щим и молчаливым, то огненным и
страстным.
И от этого страдали все его женщи
ны. Возможно, именно такая холод
ность и привела Вареньку Лопухину к
алтарю. Для Михаила Лермонтова она
и после замужества оставалась Варень
кой Лопухиной. Именно Варенькой
доброй и нежной, ускользнувшей, быть
может, по его вине, но не забытой...
Они просто продолжали друг друга
любить не видя, мало зная друг о
друге. Видимо, любовь может суще
ствовать и так, независимо от присут
ствия рядом любимых людей.
Если бы не жил в сердце поэта этот
образ, его творчество было бы беднее.
Чувства, которые Лермонтов испы
тывал к Вареньке, сохранились прак
тически до самых последних его дней.
Они же нашли отражение во многих
произведениях поэта: Мой друг, на
прасное старанье, Молитва, Мы
случайно сведены судьбою, Она не
гордой красотою и многих других.
В 1940 году, во время второй ссылки
на Кавказ, Лермонтов пишет поэму
Валерик. В е основу легло событие,
связанное со сражением на реке Вале
рик (11 июля 1840 года), в боевых
Зинаида КОКОРИНА
Мо посвящение
Главная муза
(к 200 летию со дня рождения
М.Ю. Лермонтова)
Хоть будешь ты ещ любить,
Но прежним чувствам нет
возврату,
Ты вечно первую утрату
Не будешь в силах заменить.
М.Ю. Лермонтов
Не случайно сведены судьбою
И себя нашли один в другом.
Но злодея Демона рукою
Каждый был своим путм
ведом.
Нет, не суждено небесной
дали
Отражаться в голубой волне.
Не восторга душ и не печали
Им не разделять совместно,
Не быть вдвом
Невеста в платье белом
Бледнолица блеск в очах
угас
А поэт на подвиг рвтся
смело,
Он корнет и перед ним
Кавказ!
Буйство Терека в строке
клокочет,
Красота пейзажей синих
гор
Память детства каждый
уголочек,
Память матери степей
простор.
Но искал спокойствия
напрасно
И гоним был мыслею одной:
Взгляд назад прошедшее
ужасно,
Взгляд вперд там нет
души родной.
Ссылки. Служба. Музы.
Чувство силы.
Страстное желание
творить
И хранитель ангел образ
милой,
Сквозь судьбу невидимая
нить.
Евгения Худякова
Ты гений был
М. Лермонтову
Ты гений был. Во тьме горит твой свет
И в чащах расцветает маком алым.
Ручей, пробившись сквозь земной твой след,
Поит поныне и людей, и скалы.
Ни с кем не разделив своей тоски,
Твои глаза темнеют у реки.
А по ночам на черноте гряды
Твой силуэт, печальный и безмолвный,
Лик опускает к темноте воды,
Чтоб осознать пустыни мир бездонный
И увидать себя в стекле веков
Сквозь отраженье преломлнных снов.
Среди страстей, отброшенный во тьму,
Ты возражал священному покою.
Вернуть себя себе же самому
Желал, чтоб вновь творить над пустотою,
И в синеве ты снова разжигал
Костр, в котором раньше стих пылал.
Свой дух нечеловеческий дразня,
Ты пишешь вновь, во тьме сверкают льдины,
И ты всташь в свой круг и, ритм маня,
Проходишь сквозняком сквозь боль картины,
И, окна чрной распахнув грозой,
Летишь и вызываешь жребий свой.
И вновь, титан под пулей роковой...
В 2014 году мы отмечаем
200 летие со дня рождения
Михаила Юрьевича
Лермонтова (18141841),
великого сына России
одного из удивительных
явлений в мировой литера
туре. Он погиб, не дожив до
27 лет, но успев создать
такие шедевры, которые
дали ему право войти в
число великих писателей.
Порядка трх десятков
поэм, четыре сотни стихот
ворений, ряд прозаических
и драматических произве
дений составляют непри
косновенный запас
русской культуры.
действиях которого он принимал уча
стие. А начинается поэма как любов
ное послание, адресованное вполне
конкретной женщине Варваре Ло
пухиной. Однако тон письма совсем
лишн романтизма, так как Лермон
тов осознанно развенчивает миф о
влюблнности. Он отмечает, что с той,
кому адресовано послание, у него нет
духовной близости, и это результат
тех трагических событий, очевидцем
которых довелось стать поэту. Об этом
строки поэта:
Я к вам пишу случайно; право, Не
знаю как и для чего. Я потерял уж это
право. И что скажу вам? ничего! Что
помню вас? но, Боже правый, Вы это
знаете давно; И вам, конечно, все рав
но. // Я вас никак забыть не мог! Во
первых, потому, что много И долго
долго вас любил, Потом страданьем и
тревогой За дни блаженства заплатил
И в конце: Теперь прощайте: если вас
Мой безыскусственный рассказ Разве
селит, займт хоть малость, Я буду сча
стлив. А не так? Простите мне его
как шалость И тихо молвите: чудак!..
Во многих посвящениях своим воз
любленным пылкие чувства поэта пе
реплетаются с чувствами к Вареньке
Лопухиной. Почти в последнем свом
стихотворении Нет, не тебя так пылко
я люблю (1841), адресованном, веро
ятно, Е.Г. Быховец, поэт пишет:
Нет, не тебя так пылко
я люблю,
Не для меня красы твоей
блистанье;
Люблю в тебе я прошлое
страданье
И молодость погибшую мою
Зинаида КОКОРИНА
Эта строчка из стихотворения М.Ю. Лермонтова как нельзя лучше характери
зует его жизнь и творчество. На путь, только ему предназначенный провидением,
он вышел один со своей противоречивой индивидуальностью, стремлением к
небу и земными привязанностями. Вся его натура, богатая и одарнная, нашла
отражение в творчестве стихах и прозе.
Лермонтов рано ушл из жизни, но сколько он успел написать: стихотворения,
поэмы, народные сказания, драмы, романы. А сколько ещ мог бы создать! Он
мечтал уйти в отставку и посвятить себя литературе.
В этом году Россия отмечает 200 летие со дня рождения своего любимого
поэта.
Накануне юбилея группа поэтов литературного объединения имени Новикова
Прибоя собралась в Мемориальном доме музее имени С.Н. Дурылина, чтобы
отдать дань памяти М.Ю. Лермонтову: почитать его стихи, познакомиться с
книгами С.Н. Дурылина, посвящнными жизни и творчеству поэта. Сергей Нико
лаевич Дурылин высоко оценивал поэтический дар Лермонтова, понимал вс, что
было заключено в его сердце, и огонь высоких вдохновений, и сумрак его
русской грусти и мировой скорби.
В 1944 году в издательстве Молодая гвардия вышла книга С.Н. Дурылина
Лермонтов. В ней он излагает свой собственный, отличный от общепринято
го, взгляд на личность, судьбу и творчество М.Ю. Лермонтова. Музей сделал
ротапринтную копию этой книги, е можно приобрести. С основными разделами
книги собравшихся познакомила Н.Г. Дурылина. А потом начался настоящий
праздник поэзии: поэты читали стихи Лермонтова, барды Игорь Кулагин и
Птр Ежов исполняли песни на его стихи. Были и маленькие сюрпризы.
Впервые прозвучал романс Выхожу один я на дорогу на французском языке
в переводе Марины Цветаевой. Говорили и о том, как Лермонтову удалось в
переводе стихотворения Гте Горные вершины в восьми строчках передать
элегический настрой этого шедевра. Для сравнения был прочитан подлинник на
немецком.
Известные романсы на стихи Лермонтова спела под гитару певица Елена
Степанова. У каждого поэта есть своя муза. Была она и у Лермонтова. Свою любовь
к Вареньке Лопухиной Михаил Юрьевич пронс через всю жизнь. Несмотря на
многочисленные увлечения, он хранил в сердце образ своей Мадонны. Ей поэт
посвятил цикл стихов Люблю, люблю одну!. Эта тема также бурно обсуждалась
на встрече.
На этой встрече присутствовали Евгения Худякова, Зинаида Кокорина,
Сергей Белов, Ольга Офицерова, Игорь Кулагин, Алексей Сычв, Птр Ежов,
которые читали свои посвящения Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Они по
благодарили директора музея Геннадия Васильевича Лебедева и всех со
трудников за предоставленную возможность собраться и поговорить о пре
красном.
Инна СЕВЕРОВА
Выхожу один я на дорогу
Главная муза
Главная муза
Варвара Лопухина.
Акварель М.Ю. Лермонтова.