background image
четверг
k
119, 16 октября 2014 г.
КУЛЬТУРА
C
M
Y
K
Однако самое главное для репертуарного театра это мне
ние зрителей. И чтобы его узнать, в начале сентября в ФЭСТе
провели эксперимент, в рамках которого режиссры подели
лись с публикой своими постановочными замыслами, а та в
свою очередь оценила их и проголосовала за наиболее понра
вившиеся. Эксперты во главе с заведующим нашей труппы
заслуженным артистом России Дмитрием Полянским отобрали
двенадцать проектов, показавшихся наиболее интересными,
пояснил Игорь Александрович. Самое большое количество
голосов набрал спектакль Лев зимой по одноимнной пьесе
Джеймса Голдмена. Изначально это было предложение актра
нашего театра заслуженного артиста Московской области Иго
ря Калагина, к которому затем подключился Дмитрий Скотни
ков, недавно окончивший режиссрский факультет Театраль
ного института имени Б. Щукина. Вместе они не просто показа
ли эскизы, но и подготовили отрывок, на мой взгляд, очень
симпатичный. Им удалось сделать интересные актрские этю
ды. И я, как худрук, который в сво время отклонял данный
проект, поменял свою точку зрения. Сейчас постановка этого
спектакля кажется мне вполне возможной.
Второе место в зрительском голосовании заняла Рената Соти
Риади, которая в ФЭСТе поставила много спектаклей (Са
моубийца, Летучая мышь и др.), с идеей создания Женить
ба Фигаро по пьесе Пьера де Бомарше. А бронзы удостоился
проект по очень известному произведению Ромео и Джульет
та. Его представлял Дмитрий Скотников. В силу целого ряда
обстоятельств руководство театра приняло решение, что в по
становку пойдт именно трагедия У. Шекспира. В данном экспе
рименте принимала участие группа компаний Квартал 9 18,
которая выделила средства на реализацию проекта, расска
зал Игорь Шаповалов. Над Ромео и Джульеттой мы будем
работать с Дмитрием Скотниковым совместно. Не знаю, что из
этого получится. Я впервые в жизни буду ставить дуэтом (улы
бается
). Правда, на заре своей режиссрской деятельности мне
довелось работать над дипломным спектаклем Забыть Герос
трата! по пьесе Г. Горина вместе с нашим учителем, заслужен
ным деятелем искусств РСФСР Семном Барканом. А Семн
Аркадьевич мне тогда рассказывал, что в пору своей юности
работал вторым режиссром у В.И. Немировича Данченко. Они
ставили Кремлвские куранты. Но Дмитрий Скотников, уже
поставивший у нас Не совсем простую сказку и Арт, ни в
коем случае не второй режисср. Мы договорились, что будем
делать новый спектакль на равных.
Молодой и талантливый партнр Игоря Александровича по
постановке Ромео и Джульетты подчеркнул, что ФЭСТ
давно хотел встретиться с драматургией У. Шекспира, и это
важнейший этап для любого театра. У обоих режиссров есть
ощущение, что именно сейчас самое время ставить данную
пьесу, исходя из возможностей труппы и происходящих в мире
В ФЭСТе осваивают жанр театрального сериала и размышляют
над злободневностью шекспировской драмы
На недавней пресс конференции по поводу открытия очередного сезона в Мытищинском театре
драмы и комедии ФЭСТ разговор шл не только о готовящихся премьерах, которые обещают
удивить зрителей новаторскими решениями, но и о приоритетных направлениях репертуарной
политики труппы, о современных театральных тенденциях и добрых традициях. В первую очередь
художественный руководитель ФЭСТа заслуженный артист России Игорь Шаповалов поблагода
рил собравшихся представителей СМИ за оказанное внимание, являющееся одним из слагаемых
успеха любого творческого коллектива.
Художественный руководитель Мытищинского театра драмы и
комедии ФЭСТ заслуженный артист России Игорь Шаповалов.
Режисср постановщик трилогии А.Н. Островского, педагог кафедры
режиссуры и мастерства актра музыкального театра ГИТИСа,
доцент Александр Каневский.
Молодой актр и режисср Дмитрий Скотников.
событий. Мы постараемся акцентировать основное внимание
именно на конфликте, отметил Дмитрий Скотников. Ведь
если его удатся увидеть с позиции нынешнего дня, спектакль
получается современным. В каких декорациях и костюмах игра
ется пьеса, вопрос практический, утилитарный. Конечно, мы
будем искать интересную современную форму, но ключевой
вопрос заключается в сохранении драматургии Шекспира. Ис
тория должна прозвучать с теми же мощью, интригой, динами
кой, которые в не были заложены.
Однако и от идеи поставить пьесу Лев зимой, которую
вполне уже можно назвать классической, руководство театра
не отказывается. Вероятнее всего, этот проект будет реализо
ван также в текущем сезоне, но на камерной сцене. А в самое
ближайшее время зрителей ФЭСТа ждт встреча с героями
трилогии пьес А.Н. Островского Праздничный сон до обеда,
Свои собаки грызутся, чужая не приставай, За чем пой
дшь, то и найдшь (Женитьба Бальзаминова). Над поста
новкой театрального сериала работают режисср, педагог ка
федры режиссуры и мастерства актра музыкального театра
ГИТИСа, доцент Александр Каневский, который уже поставил
на сцене ФЭСТа идущие с успехом спектакли Марютка и
поручик, Женитьба, Руслан и Людмила; главный худож
ник театра Ирина Титоренко и балетмейстер Ольга Насырова.
Это будут два самодостаточных спектакля, которые можно
смотреть как два вечера подряд, так и по отдельности. Премье
ра первой части Любовных похождений Миши Бальзаминова
запланирована на 2023 ноября.
В четвртый раз встречаюсь с ФЭСТом и хочу сказать, что
для меня этот театр совершенно уникальное место, при
знался Александр Каневский. Я очень много спектаклей
ставил в России и за рубежом. Везде, если ты профессиональ
но работаешь, складываются нормальные отношения. Но
ФЭСТ обладает удивительной способностью производить
какую то фантастическую атмосферу во время репетиций. Так
как я режисср и педагог, для меня абсолютной ценностью
является то, что люди в процессе работы растут, что то получа
ют друг от друга. Этот коллектив, мне кажется, один из самых
редких в России. ФЭСТовцы умудрились за 26 лет не расте
рять костяк труппы, в то время как многие другие театры
похожи на проходной двор. Актры бегут в поисках лучшего
заработка, мечутся между телевизионными съмками, теат
ральными подмостками, озвучиванием, другими халтурами. У
мытищинских артистов тоже есть параллельные работы, они
снимаются, их знают в России, но при этом актры умудряются
сохранять тоску по настоящему театру.
По этому принципу проводился и кастинг в ФЭСТе. По его
итогам в труппу зачислены семь молодых артистов, которые
будут задействованы в готовящихся премьерах. Для нас было
важно не просто отобрать суперталантливых ребят, а разгля
деть в них ФЭСТовцев, подчеркнул Игорь Шаповалов.
Что имеется в виду? Во первых, увлечнность театром. Во
вторых, предрасположенность работать в коллективе, трудо
любие. При этом, конечно, артист должен быть неплохо обучен.
С приходом этих ребят у нас и появилась возможность поста
вить Шекспира, потому что в Ромео и Джульетте практически
все, за исключением родителей, молодые люди.
Главную роль в сериале по А.Н. Островскому также играет
молодой актр Валерий Бездетко. Вместе с ним через все три
пьесы проходят мать Мишеньки Бальзаминова Павла Петров
на, в образ которой на репетициях вживается заслуженная
артистка Московской области Людмила Лобанова; кухарка (зас
луженная артистка России Татьяна Полянская) и сваха (заслу
женная артистка Московской области Наталья Ларюнина). Ос
тровский был театральным человеком, отметил Александр
Каневский. Он долгие годы прослужил драматургом в Малом
театре. Естественно, очень хорошо знал, в чм нуждаются
актры и зрители. И одно из обстоятельств, почему эта трило
гия появилась на нашей сцене, в ней заняты четырнадцать
опытных и молодых актрис. Для меня данная история не муж
ская, а женская, ведь вокруг Бальзаминова всегда много жен
щин.
В пьесах Островского звучит очень актуальная среди моло
джи мысль: деньги могут свалиться на тебя с неба только
потому, что ты симпатичный, добавил Игорь Шаповалов.
Можно найти богатую женщину, и у тебя сразу вс будет:
состояние, положение, интересная счастливая жизнь. Это глу
бочайшее заблуждение, на котором всегда облапошивали ре
бят разного рода авантюристы. И в истории Миши Бальзамино
ва Островский роскошно раскрывает эту тему. При этом
Бальзаминов очень обаятельный молодой человек, его иногда
даже жалко, продолжил Александр Каневский. В третьей
пьесе он наконец добивается своего. И тут возникает вопрос:
это верно, справедливо? А в чм собственно ему повезло?
Хочется, чтобы рост героя осуществился, иначе непонятно, для
чего столько мучиться (улыбается).
Помимо разнообразных постановок для взрослых в начав
шемся XXVII сезоне Мытищинский театр драмы и комедии
ФЭСТ по сложившейся традиции к Новому году выпустит два
спектакля для детей. Несмотря на режим жесточайшей эконо
мии, связанной с сокращением бюджетного финансирования
театра, директор ФЭСТа Игорь Соколов заверил журналис
тов в том, что все задумки осуществятся, ведь даже в кризис
ные 20082010 годы труппа радовала своих зрителей премье
рами. На пресс конференции затронули и вопрос проведения
Международного театрального фестиваля Подмосковные ве
чера. Руководство ФЭСТа надеется не просто провести его
осенью следующего года, а даже расширить. На состоявшем
ся в сентябре выездном заседании областной Общественной
палаты, в рамках которого обсуждался проект документа Ос
новы государственной культурной политики, наш Губернатор
Андрей Воробьв интересовался, какие амбициозные проекты
могут быть осуществлены на территории Подмосковья, рас
сказал Игорь Шаповалов. И мы собираемся выйти в нему с
предложением по расширению театрального фестиваля Под
московные вечера с учтом включения в состав учредителей
Правительства Московской области. В Мытищах очень удачный
театральный центр: ФЭСТ, недалеко театр кукол Огни
во, РДКД Яуза, замечательный парк с небольшими театра
лизованными площадками, Арена Мытищи и т. д. Если весь
этот кластер закрутить в едином действии, может получиться
грандиозный фестиваль, на мой взгляд, не хуже, чем в Авинь
оне, тем более что театральные фестивали у подмосковной
публики очень востребованы, и у нас есть профессиональные
команды, имеющие опыт проведения подобных мероприятий.
В прошлом сезоне Мытищинский театр драмы и комедии
ФЭСТ поставил рекорд по количеству выпущенных новых
спектаклей, которых было семь. А на этот раз, думается, кол
лектив решил поразить публику своими смелыми и креативны
ми идеями. Что ж, как говорил А.Н. Островский, люди ходят
смотреть игру, а не саму пьесу е можно и прочитать.
Светлана НОСЕНКОВА
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Театральные подмостки
Театральные подмостки