background image
суббота
k
120, 18 октября 2014 г.
C
M
Y
K
Выпуск 149
Ведущий
Валерий
СОКОЛОВ
Часть вторая
Село Клепики известно с ХV века.
Слово клепики происходит от ста
ринного названия ножа для очистки
рыбы клепика. После открытия
церкви Преображения село получило
название Спасское. В начале ХХ века
объединили два слова в Спас Клепики.
В 19091912 годах в церковно учитель
ской школе Спас Клепиков учился Сер
гей Есенин. Сейчас в этом здании нахо
дится филиал музея заповедника по
эта. В 1920 году послок Спас Клепики
получил звание города. В нм было
развито ватное, швейное и обувное
производства. Здесь находились стан
ция и вокзал узкоколейной железной
дороги. Через город протекает река Пра,
известная своим ватным дном из
отходов фабрик.
Гостиница находилась в одноэтаж
ном деревянном здании. Меня посели
ли в трхместный номер стоимостью
1 рубль 10 копеек в сутки. В номере я
оказался один. С удовольствием поку
шав в столовой около гостиницы, по
шл осматривать город. Был уже ве
чер, тплый и светлый. К сожалению,
музей Есенина был уже закрыт. При
шлось довольствоваться осмотром ста
ринного здания и бюста поэта перед
входом. Увидел маленький железно
дорожный вокзал. Сейчас его нет
сгорел в 1999 году. Я решил вернуться
в гостиницу и пораньше лечь спать,
чтобы завтра ранним утром выехать в
Солотчу.
Проснулся около шести часов. По
пил чаю с пирожками, купленными ве
чером в столовой. Моя Кама стояла
в тмном закутке коридора. Рядом ока
зался спортивный велосипед. Очевид
но, на нм кто то прибыл позднее меня.
Попрощавшись с заспанной дежурной
и закрепив на багажнике свою дорож
ную сумку, вывел мою лошадку на
улицу. Было пасмурно, но тепло. Толь
ко бы не было дождя, подумал я.
Накануне вечером я разведал путь до
шоссе в Солотчу. Улицы были ещ пу
стынны, я быстро проехал до моста
через реку Пру. С моста ещ раз по
смотрел на извилистую и быструю реч
ку со светло серым ватным дном.
После моста пришлось пешком подни
маться на довольно высокий берег
реки. Поднявшись, я оказался на шос
се, проложенном через высокий со
сновый лес. Просека прямой стрелой
упиралась в лесной горизонт. Было
пусто, тихо и тревожно. Преодолев по
явившийся страх, я начал быстро кру
тить педали. Прохлада и низкий туман
мгновенно разбудили меня, на душе
полегчало. Пришла гордость за совер
шаемый в одиночку пробег по совсем
незнакомым, но привлекающим чело
века заповедным местам. Да где ещ
можно найти такой лес и пропитанный
сосновой смолой воздух? Опять вспом
нились слова Паустовского о Мещре:
Я открыл для себя под самой Мос
квой неведомую и заветную землю
Мещру И с тех пор этот край стал
второй моей родиной. Там до конца я
понял, что значит любовь к родной
земле. Ничто так не обогатило меня,
как этот тихий и скромный край. Ко
рабельные сосны и раскидистые липы
Летом 1968 года житель нашего города Рудольф Тюка
вин на малогабаритном складном велосипеде Кама
совершил путешестивие от Владимира до Рязани. Начало
в КП 116 от 9 октября.
пробегали мимо меня. Встречались
аккуратные, раскрашенные беседки для
отдыха идущего и едущего. Они были
построены мастером в особенно кра
сивых местах, и я неоднократно оста
навливался, чтобы заглянуть в этот
могучий лес. Здесь, в черничниках,
растт звонкая конда смолистая,
мелкослойная, прямая и несуковатая
сосна. Из такого дерева рязанские ма
стера строили церкви.
Тем временем день разгулялся, выг
лянуло солнце и рассеяло туман. На
душе стало легко и свободно. Воздух,
наполненный лесным ароматом, уда
лял усталость, и крутить педали было
даже приятно. От Спас Клепиков до
Солотчи чуть более пятидесяти кило
метров. Посередине пути расположено
старинное село Криуша. Здесь была
станция узкоколейки, где с помощью
автомобильного крана велась погруз
ка леса на миниатюрные платформы,
внешне очень похожие на обычные для
широкой железнодорожной колеи. Я
не мог не остановиться, чтобы посмот
реть всю технологию погрузки. К сожа
лению, я не дождался прихода парово
зика для доставки леса в Рязань.
До Солотчи я доехал необычно быс
тро. Задолго до не по обеим сторонам
шоссе появились деревни с разнооб
разными постройками. Встречались
деревянные дома, украшенные петуш
ками на крыше, резными наличника
ми, крылечками и цветными витража
ми. Где то здесь меня обогнал парово
зик, везущий крохотные платформы
со строевым лесом, которые нагружа
лись в Криушах. Перед станцией этот
мещрский труженик подал особо
высокий детский голос. К полудню я
уже был в центре Солотчи, около мона
стыря Рождества Богородицы, осно
ванного рязанским великим князем
Олегом Ивановичем в 1390 году. С по
строением белокаменного шатрового
храма Рождества Христова Олег и сам
принял звание инока и часто уединялся
в тихой обители, стараясь пещись о
душе своей. Конечно, постройки мо
настыря находились в недопустимой
запущенности, но несмотря на это, по
ражали богатством архитектуры. Меня
восхитили украшения Надвратной цер
кви со стройным восьмериком, увен
чанным православной главой. Напро
тив монастыря безликое двухэтаж
ное здание гостиницы. Мне дали одно
местный номер. Это была келья мона
стыря! Сводчатый потолок, маленькое
квадратное окошечко, каменный пол и
многовековый дух обители. В быв
шем монастыре находились также ки
нотеатр и другие заведения курортного
послка. Пообедав в кафе гостиницы, я
прогулялся по Солотче. Осмотрел дом
и усадьбу академика гравра Ивана
Петровича Пожалостина, который ро
дился, жил в этом краю и прославил
Россию своими картинами. В доме с
красивой мансардой, а также в баньке
в саду усадьбы в разное время бывали
и работали К.Г. Паустовский, А.П. Гай
дар, Р.И. Фраерман, А.А. Фадеев,
К.М. Симонов, А.И. Солженицын и дру
гие. В доме Пожалостина Гайдар напи
сал Судьбу барабанщика, ряд расска
зов; Паустовский повести Колхи
да, Исаак Левитан и пьесу о Лермон
тове; Фраерман наполненную поэзи
ей Дикую собаку Динго, или Повесть о
первой любви. Благодатное место Ме
щры! Здесь была станция узкоколей
ной железной дороги Солодча (с бук
вой д вместо принятой т).
Вышел на берег старицы Оки. Пере
до мной простирался многокиломет
ровый луг, поросший кустами и ивой
вокруг небольших озр. Луг упирался в
Оку, на правом берегу которой заходя
щее солнце ярко освещало необычно
высокую из красного кирпича коло
кольню древнейшего монастыря, мимо
которого я собираюсь завтра проехать
до станции Рыбное, чтобы поездом
вернуться домой.
Придя в свою келью, я сразу же лг
спать. Мне снилось, что я участвую в
военном походе князя Олега, который
в теперешнем монастыре собирает
свою дружину и забирает с собой всех
монахов, в том числе и меня Я про
снулся от звука упавшей швабры убор
щицы, которая мыла коридор. Было
уже около семи часов утра, но в моей
келье ещ не рассвело. Быстро встал,
оделся и пошл в основное здание го
стиницы позавтракать. Буфет был пуст,
поэтому я быстро закончил трапезу.
Вернувшись в монастырский номер,
забрал свою послуш
ную Каму и вывел
на улицу. Тплое сол
нце и безоблачное
небо предвещали хо
рошую погоду. Я быс
тро доехал до дорож
ки, спускающейся с
высокого берега через
деревянный мостик в
окский луг. Дорожка,
в некоторых местах
переходящая в тро
пинку, обходила
встречавшиеся озра
и заросли. Очевидно,
ей пользовались толь
ко рыбаки и случай
ные путешественни
ки. Ехать на велоси
педе с малыми кол
сами было тяжелова
то, и я часто спрыги
вал, шл пешком, ведя по траве свой
транспорт. Иногда я останавливался,
чтобы сорвать спелую викторию (так
здесь называют дикорастущую клуб
нику). Примерно через час я вышел на
берег Оки, недалеко от парома. Шло
его заполнение лошадьми с телегами,
гружными флягами с молоком. Неда
леко на лугу виднелся длинный навес,
где рано утром доили совхозных ко
ров. Вот паром заполнился последней
повозкой, зашумел двигатель неболь
шого катера и мы плавно поплыли че
рез быструю Оку. Сойдя с бесплатного
парома, я по глинистой дороге поднял
ся в самый центр села Пощупово. За
шл в уже открывшийся магазин ку
пить что нибудь на дорогу домой. Мне
повезло только что привезли све
жий хлеб и выпечку. Выйдя из магази
на, я оказался совсем близко от быв
шего Свято Иоанно Богословского
монастыря, построенного в Х веке. За
ветхой деревянной оградой виднелись
давно не ремонтированные сельская
больница, поликлиника и несуразные
здания, перестроенные из бывших мо
настырских храмов. Я зашл через со
хранившиеся кирпичные ворота на тер
риторию древней христианской обите
ли. Увиденная вчера из Солотчи кир
пичная колокольня была расположена
около входных ворот. Стены первого и
второго этажа е были плотно распи
саны и поцарапаны побывавшими здесь
ценителями старины. Пройдя даль
ше, я увидел вывеску Рязанского сель
скохозяйственного техникума, старин
ные здания которого размещались тоже
на территории монастыря, закрытого и
упраздннного в 1930 году. Удручн
ный увиденным, вышел из тех же ворот
и направился к святому источнику, о
котором мне рассказал Василий Григо
рьевич, встреченный на озере у Спас
Клепиков. Этот источник издревле по
читался как чудотворный, а с 1872 года
случаи чудесных исцелений стали фик
сироваться документально.
Выйдя на асфальтированную доро
гу, проходящую на окраине Пощупова,
я поехал в направлении к Оке. Преодо
лев не более сотни метров, увидел сле
ва хорошо протоптанную тропинку,
спускавшуюся также к реке. Тропинка
закончилась у небольшого обрыва,
внизу которого на ровной площадке
размещался широкий, но неглубокий
колодец. Достав любимую воинскую
фляжку и оставив велосипед, спустил
ся вниз и подошл к краю колодца.
Вода была совершенно прозрачная,
поэтому трудно было оценить глубину
колодца. По моему мнению, она со
ставляла около двух метров. Песчаное
дно, как живое, колебалось от проби
вающихся из глубины многочисленных
струй. Удивительно, но эти колебания
не мутили воду у дна колодца. Увидев
подвешенную на ветке куста большую
алюминиевую кружку, я встал на коле
ни зачерпнул полную кружку этой ска
зочной воды. Заполнив фляжку, при
нялся медленно пить мягкую, как буд
то глубоко очищенную и очень холод
ную воду. Наверху стоял и смотрел на
меня ещ молодой мужчина с двумя
десятилитровыми канистрами. Доб
рое утро, сказал я. Мужчина, по
здоровавшись, спустился ко мне. Вот
приехал на первом автобусе из Рязани,
продолжал он. Надо набрать этой
целебной воды для больной жены. Ей
она помогает. А днм здесь будет боль
шая очередь, люди приезжают даже из
Москвы, Владимира. Я, дополнив
фляжку, подал ему кружку. Оказалось,
у него было небольшое ведрко с при
вязанной бечвкой. Вскоре подошл
ещ один мужчина с бидоном. Я под
нялся к своей безотказной Каме.
Дойдя до дороги, поехал на станцию
Рыбное, чтобы сесть на электричку Ря
зань Москва. Вечером я уже расска
зывал дочерям и супруге о свом путе
шествии.
Хочу сообщить, что древний муж
ской монастырь в Пощупово уже не
сколько лет полностью восстанов
лен и реставрирован. Теперешний
вид монастыря виден на снимке, сде
ланном моей коллегой Аллой Кова
лвой в 2007 году.
Рудольф ТЮКАВИН
Фото из архива автора
Солотча. Надвратная церковь монастыря, 2012 год.
Солотча. Дом академика гравра И.П. Пожалостина.
Ока. На пароме в Пощупово, 1968 год.
Пощупово. Свято Иоанно Богословский монастырь, 2007 год.
На велосипеде по Мещре
На велосипеде по Мещре
На велосипеде по Мещре