background image
четверг
k
122, 23 октября 2014 г.
СОБЫТИЯ


ФАКТЫ
КОММЕНТАРИИ
Георгий Николаевич с парадного входа
въехал в Академию наук на луноходе и с
лунным грунтом! так однажды сказал о
нм один из пионеров РКТ, академик Ака
демии наук СССР, действительный член
Международной академии аэронавтики,
лауреат Ленинской и Государственных пре
мий СССР, дважды Герой Социалистичес
кого Труда В.П. Глушко.
С именем Г.Н. Бабакина, главного конст
руктора автоматических лунных и межпла
нетных станций, искусственных спутников
Земли, члена корреспондента Академии
наук СССР по отделению механики и про
цессов управления, Героя Социалистичес
кого Труда, лауреата Ленинской премии,
связаны многие достижения отечествен
ной космонавтики. Это первая в истории
мягкая посадка на поверхность Луны авто
матической межпланетной станции (АМС)
Луна 9 и первая круговая фотопанорама
е поверхности, первая успешная доставка
лунного грунта на Землю при помощи АМС
Луна 16, первые исследования нашего
естественного спутника с использованием
луноходов.
Разработанная под руководством Г.Н. Ба
бакина АМС Венера 4 18 октября 1967
года впервые передала на Землю уникаль
ные данные о природе планеты. За полто
ра часа пребывания аппарата в атмосфе
ре Венеры человечество узнало о ней боль
Его всегда увлекала интересная работа
Конструктор Георгий Бабакин: шесть лет и вся жизнь. Выстав
ка под таким названием, посвящнная жизни и деятельности
выдающегося конструктора ракетно космической техники (РКТ),
открылась 16 октября в Мемориальном музее космонавтики в
Москве на ВДНХ.
ше, чем за всю свою предыдущую исто
рию. 16 и 17 мая 1969 года Венера 5 и
Венера 6 продолжили исследование
атмосферы планеты, но и им не удалось
достигнуть е поверхности. Аппараты пре
кратили сво существование при дости
жении критических параметров воздей
ствия на них окружающей среды дав
ления в 27 атмосфер и температуры в 320
градусов Цельсия.
И только 15 декабря 1970 года впервые в
истории спускаемый аппарат АМС Вене
ра 7 достиг поверхности планеты. При его
разработке, на основании ранее получен
ных данных об атмосфере Венеры, Г.Н. Ба
бакиным было принято решение о созда
нии гораздо более прочного корпуса аппа
рата. Он был рассчитан и испытан для ра
боты в очень неблагоприятных условиях:
внешнее давление 150 атмосфер и темпе
ратура окружающей среды до 500 граду
сов Цельсия. Для его испытаний пришлось
создавать специальную камеру высокого
давления.
Затраченные усилия оказались не на
прасными в течение двадцати трх ми
нут Земля впервые принимала радиосиг
налы с поверхности другой планеты Сол
нечной системы. За это время были полу
чены данные о составе атмосферы Венеры
в основном это углекислый газ, и пара
метры условий окружающей среды непо
средственно на е поверхности давле
ние 96 атмосфер, температура 475 граду
сов Цельсия. Ценность этих сведений уве
личивается тем фактором, что посадка
спускаемого аппарата была произведена
на теневой стороне планеты.
Отдельная эпопея разработка, под
готовка к полту, запуск и эксплуатация
на поверхности искусственного спутника
Земли Луноход 1. Когда начиналось
проектирование Кастрюли так лю
бовно называли сотрудники Машиностро
ительного завода имени С.А. Лавочкина
(НПО имени С.А. Лавочкина) первый кос
мический вездеход никто не знал, ка
кой грунт на поверхности естественного
спутника.
Одной из самых популярных гипотез того
времени было предположение, что лунный
грунт это многометровые наслоения
пыли, которые моментально поглощают
все тяжлые предметы. Рабочей гипотезой
для разработки конструкции лунохода ста
ло приказное решение С.П. Королва о том,
что грунт на Луне тврдый.
В результате модель лунного вездехода
получилась мощной и изящной: масса
756 килограммов, длина с раскрытыми
панелями солнечных батарей 4,5 мет
ра, высота почти 2 метра. Ракета носи
тель с луноходом стартовала с космодро
ма Байконур 19 февраля 1969 года, почти
за полгода до того, как лунный модуль
американского корабля Аполлон 11
доставил на Луну Нила Армстронга и
Эдвина Олдрина. Но через 53 секунды
полта произошл взрыв, и аппарат был
потерян. Взять реванш удалось почти че
рез 2 года, 17 ноября 1970 года в
районе лунного Моря Дождей начал сво
путешествие Луноход 1.
В мае 1971 года состоялся долгождан
ный пуск межпланетных станций Марс 2
и Марс 3. 2 декабря 1971 года спускае
мый аппарат станции Марс 3 впервые в
мире осуществил мягкую посадку и пере
дал сигнал с поверхности Марса. Спускае
мый аппарат Марса 2 не удалось пере
вести на орбиту спуска к поверхности. Ор
битальные аппараты обеих станций стали
искусственными спутниками Марса.
Но Георгию Николаевичу Бабакину не
довелось стать свидетелем этих событий,
он скоропостижно скончался 3 августа 1971
года.
На открытии выставки присутствовали
сын главного конструктора Николай Геор
гиевич Бабакин, его внук и правнук, со
трудники НПО имени С.А. Лавочкина, кото
рые работали с Георгием Николаевичем,
испытатели космической техники, пред
ставители смежных организаций.
Ему было неинтересно выполнять не
интересную работу, он всегда искал что то
новое, так вспоминают о главном конст
рукторе его соратники. С особой заботой
Г.Н. Бабакин относился к экипажам луно
хода, офицерам космических войск, кото
рые с Земли управляли его движением по
поверхности Луны. Для их тренировок под
Симферополем был построен специаль
ный полигон, главный конструктор каж
дый день присутствовал на занятиях, вспо
минает генерал майор, заслуженный ис
пытатель космической техники, водитель
лунохода Вячеслав Довгань.
Работа выставки о главном конструкто
ре автоматических межпланетных станций
продлится в Мемориальном музее космо
навтики до мая 2015 года.
Владимир ЛОМАКИН
Фото автора
Полина Андреевна Гаврилова,
пенсионерка, жительница про
спекта Космонавтов:
Расскажите, каким обра
зом осуществляются ремонт
и проверка технического состоя
ния новых детских площадок, ус
тановленных во дворах нашего
города? По жалобам жителей или
в плановом порядке?
Николай Михайлин, директор
МУП Горжилсервис:
В настоящее время обслу
живание (в том числе уборку и
контроль состояния) вновь уста
новленных детских площадок осу
ществляют управляющие компа
нии, на территории которых они
располагаются. При обнаружении
ВОПРОС ОТВЕТ
неисправности управляющая ком
пания сообщает эту информацию
по инстанции. Так как речь идт о
новых площадках, их ремонт про
водится компанией поставщиком
в рамках своих гарантийных обя
зательств. В следующем году, по
видимому, будет определена кон
кретная организация (возможно,
ей будет именно наше предприя
тие), которая возьмт на себя цен
трализованное обслуживание
всех городских детских площа
док. Будет сформирован единый
план график их технического ос
мотра, данные о каждом прове
днном осмотре будут заносить
ся в специальный журнал.
Подготовил
Алексей ФЕДОСЕЕВ
В подмосковных Мытищах к
2020 году появится станция
метро под рабочим названием
Челобитьево. Об этом сооб
щил первый заместитель на
чальника дирекции строящего
ся метрополитена ГУП Москов
ский метрополитен Владимир
Моисеев.
В 2020 году планируется ввод
одной из станций, уходящей в
область, которую очень ждут.
Это станция Челобитьево в
Мытищах. Там рассматривают
ся различные варианты трасси
ровки. У нас увязан этот участок
с наличием депо, рассказал
Моисеев. По его данным, облас
тные власти держат в резерве уча
сток на этой территории под депо.
Челобитьево станет конечной
станцией Калужско Рижской линии
метро. Она будет расположена в
трхстах метрах к северу от МКАД
по Осташковскому шоссе. Первые
проекты по строительству станции
возникли ещ в 1990 году, однако по
сей день работы на предполагаемой
территории не ведутся. Станция так
же значится на Генплане города, со
ставленном в 2008 году. Кроме того,
летом 2014 года стало известно, что
проектируемая станция метро будет
связана с линией лгкого метро, про
ходящей в Мытищах.
mytishi times.ru
У НАШИХ СОСЕДЕЙ
В Мытищах появится метро в 2020 году
У Лунохода 1 стоят справа налево: Алина
Бабакина, Вячеслав Довгань, Николай
Бабакин.
У АМС Луна 9 куратор выставки,
научный сотрудник музея Дарья
Кублицкая.