background image
суббота
k
123, 25 октября 2014 г.
ИНФОРМАЦИЯ
Вопрос: На каких основаниях налогоплательщику могут произвести перерасчт имуще
ственных налогов за 2011, 2012 годы?
Разъяснения:
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 2003 1 О налогах
на имущество физических лиц (далее Закон 2003 1) установлено, что плательщи
ками налога на имущество физических лиц признаются физические лица собственни
ки имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно пункту 11 статьи 5 Закона 2003 1 (в редакции Федерального закона от
28.11.2009 283 Ф3) перерасчт суммы налога в отношении лиц, которые обязаны
уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три
года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи
с перерасчтом суммы налога.
Транспортный и земельный налоги на территории Российской Федерации установлены
соответственно главами 28 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
Налоговый кодекс), согласно которым налогоплательщики, являющиеся физическими
лицами, уплачивают данные налоги на основании налогового уведомления, направляе
мого налоговым органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 и на основании пункта 4 статьи 397 Налогового
кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспор
тный и земельный налоги не более чем за три налоговых периода, предшествующих
календарному году его направления.
Положениями статьи 85 Налогового кодекса установлен перечень органов, их обязан
ности и сроки представления в налоговые органы сведений, необходимых для исчисле
ния налогов.
В случаях выявления объектов налогообложения, расчт налога по которым не произ
водился за три и более предшествующих налоговых периодов (либо возникла необходи
мость произвести перерасчт налога за предшествующие налоговые периоды), налого
вое уведомление должно быть направлено в кратчайшие сроки после выявления таких
случаев, при этом срок уплаты должен соответствовать сроку, установленному соответ
ствующими нормативными правовыми актами.
В остальных случаях налогоплательщик информируется о том, что по его заявлению
внесены изменения в базу данных налогового органа, и перерасчт налога будет включн
в налоговое уведомление за следующий налоговый период.
Непредставление или несвоевременное представление вышеуказанными органами
сведений приводит к исчислению налоговыми органами имущественных налогов гражда
нам, не являющимся налогоплательщиками, или обязанность по уплате налога которых
прекращена в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах (смерть налогоплательщика, прекращение права собственности на объект недви
жимости, уничтожение или полное разрушение объекта недвижимости и т. п.).
Перерасчт имущественных налогов (сложение начисленных сумм налогов) гражда
нам, не являющимся налогоплательщиками, или обязанность по уплате налога которых
прекращена, нужно производить вне зависимости от периода начисления налогов.
Вопрос: Почему отказано в предоставлении льготы по транспортному налогу многодет
ной семье, имеющей удостоверение, выданное органами социальной защиты города
Москвы?
Разъяснения:
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные Законом
Московской области от 24.11.2004 151/2004 03 О льготном налогообложении в
Московской области, представляют в налоговые органы соответствующие документы
основания.
Статьй 26.8 Закона Московской области 151/2004 03 (в редакции от 12.12.2013 153/
2013 03) установлено, что многодетным семьям предоставляются льготы по транспортно
му налогу, которые распространяются на одного из родителей (законных представителей)
в многодетной семье, по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтвер
ждающего статус заявителя в соответствии с законодательством Московской области.
При этом льгота предоставляется на следующие виды транспортных средств: автомо
били, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, являющиеся объектами налогооб
ложения в соответствии со статьй 358 Налогового кодекса, но не более чем по одному
транспортному средству за налоговый период.
В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной матери,
многодетного отца, утвержднного Постановлением Правительства Московской области
от 18.04.2008 294/13, удостоверение выдатся территориальным структурным подраз
делением Министерства социальной защиты населения Московской области родителям
(законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному
представителю), с которым проживают дети.
Таким образом, использование налоговых льгот осуществляется в соответствии с
вышеуказанным порядком. Иных льгот по транспортному налогу для многодетных
родителей на территории Московской области не предусмотрено.
Вопрос: Что необходимо предпринять налогоплательщику в случае, если автомобиль
находится в угоне, а транспортный налог исчисляется?
Разъяснения:
Статьй 357 Налогового кодекса установлено, что плательщиками транспортного
налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налого
обложения в соответствии со статьй 358 Налогового кодекса.
При этом в соответствии с пп. 7 п. 2 статьи 358 Налогового кодекса объектом
налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находя
щиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом,
выдаваемым уполномоченным органом.
Таким документом является справка об угоне, которая выдатся органами, осуществ
ляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.
Следовательно, при представлении в налоговый орган подлинника указанной справки,
подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство,
находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.
При этом следует иметь в виду, что угнанное транспортное средство не является
объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска.
Как следует из положений изложенной нормы Налогового кодекса, в целях исчисления
транспортного налога месяцы угона и возврата автомобиля включаются в период нахож
дения транспортного средства у владельца.
Таким образом, в случае документального подтверждения факта угона транспортного
средства взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за меся
цем, в котором (согласно выданной ОВД справке) был совершн угон. Другими словами,
исчисление транспортного налога по угнанному транспортному средству производится с
учтом количества месяцев, в течение которых оно находилось во владении налогопла
тельщика.
В том случае, если подлинник выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона
(кражи) зарегистрированного на него транспортного средства, от налогоплательщика в
налоговый орган не поступал, у последнего отсутствуют законные основания для нена
числения по этому транспортному средству транспортного налога.
Если в ходе предварительного следствия, назначенного по уголовному делу, возбуж
днному по факту угона транспортного средства, лицо, виновное в угоне, не установлено,
то согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 208 Уголовно процессуального кодекса
Российской Федерации (далее УПК РФ) в этом случае может быть вынесено постанов
ление о приостановлении производства по данному уголовному делу. При этом, как
следует из положений пп. 13 п. 2 статьи 42 УПК РФ, лицо, на которое зарегистрировано
угнанное транспортное средство, вправе (на основании письменного запроса в ведущий
следствие ОВД) получить копию указанного постановления, что послужит основанием
для снятия автомобиля с регистрационного учта.
В случае если следствие не будет приостановлено, то в соответствии с пп. 3 п. 1 статьи
24 УПК РФ уголовное дело по факту угона транспортного средства через два года со дня
совершения этого угона прекращается в связи с истечением срока давности уголовного
преследования по данному преступлению, установленного статьй 78 Уголовного кодек
са Российской Федерации.
Соответственно, лицо, на которое зарегистрировано угнанное транспортное средство,
обратившись через два года с запросом в соответствующий ОВД, может получить копию
постановления о прекращении уголовного дела и на этом основании снять с регистрации
угнанный автомобиль.
До снятия угнанного транспортного средства с учта по вышеуказанным основаниям
налогоплательщик, в целях освобождения этого транспортного средства от налогообло
жения, должен ежегодно подтверждать факт нахождения угнанного транспортного
средства в розыске.
Вопрос: Какие документы о праве на недвижимость являются основанием для призна
ния гражданина плательщиком налога на имущество?
Разъяснения:
В соответствии со статьй 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 2003 1 О
налогах на имущество физических лиц плательщиками налога признаются физические
лица собственники следующего имущества, признаваемого объектом налогообложе
ния: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооруже
ние, а также доля в праве общей собственности на перечисленное имущество.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственно
сти на недвижимые вещи подлежит регистрации в едином государственном реестре
органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и
сделок с ней.
В соответствии со статьй 2 Федерального закона от 21.07.1997 122 ФЗ О государ
ственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним датой государ
ственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей в Единый
государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 122 ФЗ права на недвижимое
имущество, возникшие до вступления в силу данного закона (на территории Московской
области вступил в силу с 01.02.1998), признаются юридически действительными и при
отсутствии их регистрации в ЕГРП.
Учитывая изложенное, плательщиком налога признаются физические лица, обладаю
щие документами, удостоверяющими право собственности на налогооблагаемое имуще
ство, зарегистрированное в ЕГРП в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997
122 ФЗ, либо документами, удостоверяющими право собственности на имущество,
являющееся объектом налогообложения, выданными до вступления в силу Федерально
го закона от 21.07.1997 122 ФЗ (например, свидетельство о праве собственности на
квартиру, выданное БТИ до 1998 года).
Вопрос: Кто является плательщиком налога в отношении земельных участков на
территории садоводческих, огороднических или дачных объединений?
Разъяснения:
В соответствии со статьй 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного
налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участка
ми, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоян
ного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если
иное не установлено Налоговым кодексом.
В соответствии со статьй 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указан
ные права на земельный участок подлежат государственной регистрации в Едином
государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП),
которая в силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 122 ФЗ О государствен
ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным
доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим плательщиком налога является лицо, которое в ЕГРП указано как
обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования
либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий участок, за
исключением следующих случаев:
а) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Феде
рального закона от 21.07.1997 122 ФЗ (на территории Московской области вступил в
силу с 01.02.1998), признаются юридически действительными и при отсутствии их
регистрации в ЕГРП. При этом, как следует из статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001
137 Ф3 О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, государ
ственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и
выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 122 ФЗ, имеют
равную юридическую силу с записями в ЕГРП. Отсюда следует, что в отношении таких
участков плательщиком налога признатся лицо, чь право собственности, право посто
янного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на
земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о
праве этого лица на данный участок, выданным уполномоченным органом власти в
порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент изда
ния такого акта;
б) поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за
исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки
переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками
налога независимо от регистрации перехода соответствующего права в ЕГРП.
Таким образом, в отношении земельных участков, вещные права на которые зарегис
трированы за садоводами, огородниками и дачниками, плательщиком земельного налога
являются такие лица, а в отношении земельных участков, которые принадлежат органи
зации садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объедине
нию (например, земли в составе имущества общего пользования), налогоплательщи
ком является юридическое лицо.
Вместе с тем, правлением садоводческого, огороднического или дачного объединения
может быть принято решение, предусматривающее компенсацию налога в отношении
земель общего пользования в виде взносов членов такого объединения.
Межрайонная ИФНС России предоставляет разъяснения по
наиболее часто задаваемым налогоплательщиками вопросам по
имущественным налогам.
Об имущественных налогах