background image
четверг
k
125, 30 октября 2014 г.
ГРАЖДАНСКАЯ
Что то делать впервые все
гда страшно. Никогда не знаешь,
что тебя ждт. Впервые вести урок
вдвойне страшно, так как пе
ред тобой будет сидеть группа
детей, которых нужно чему то
научить. С такими мыслями я от
правлялся в школу.
* * *
Утро. До первого урока остат
ся час. Вставать не хочется. В го
лову приходит старый анекдот:
Родители будят сына. Мама, я
не хочу в школу, прячась под
одеяло, говорит сын. Надо, сы
нок, подбадривает его мама.
Ты же директор.
Остатся полчаса. К школе идт
сплошной поток детей и сопро
вождающих их родителей. Пло
щадь перед входом заполнена,
пускают не всех. У дверей стоят
несколько учителей, пропускаю
щих по определнной схеме.
Первыми идут первоклашки,
потом второй класс, третий, чет
вртый и так далее, звонко
отчеканивает один из учителей.
Такая схема создана для того,
чтобы в раздевалке старшекласс
ники не раздавили своих млад
ших коллег.
Ну, куда ты лезешь, ты что ли
в начальной школе учишься?
громогласно произносит второй
учитель, стоящий у дверей, пре
граждая дорогу мальчику лет 12
13, но уже с видимыми усами.
На улице прохладно. Я заме
чаю, что учителя под эту схему не
попадают, и решаю зайти в шко
лу. Face control на входе здоро
вается. Через несколько секунд я
уже в тепле. Есть повод для радо
сти меня не приняли за стар
шеклассника, решившего пролезть
без очереди. Первая победа!
На первом уроке мне достался
8 й класс и отличный предмет
Обществознание. Многие счи
тают его странным предметом. В
советское время он носил назва
ние Обществоведение и был
предтечей университетского кур
са марксизма ленинизма, со всей
вытекающей идеологией. В курсе
Обществознания идеологии
нет, как и записано в нашей Кон
ституции.
Обществознание сегодня это
смесь социологии, политологии,
экономики, культурологии, с до
бавлением психологии, права и
даже философии. Если сузить
пояснения о сути обществозна
ния до одного предложения, то
получится: Разговоры о том, что
волнует современное общество.
Я придерживаюсь той мысли,
что Обществознание глав
ный предмет в школе. Если вы
забудете, как высчитать катет или
что такое биссектриса, с вами
ничего не случится, если, конеч
но, вы не академик РАН и не док
тор математических наук. А вот не
поняв общества со всеми его осо
бенностями, будет трудновато. К
тому же после введения ЕГЭ сда
вать Обществознание требует
ся для поступления чуть ли не на
каждую вторую специальность.
* * *
Минуты ожидания прерывают
ся пронзительным и всегда отзы
вающимся внутри (где то это на
звали постшкольным синдро
мом) школьным звонком. В от
крытую дверь медленно
и нехотя заходят учени
ки. На детских лицах
беззаботность. Через не
которое время все зани
мают свои места и гото
вы к уроки. Несколько
ребят на среднем ряду
продолжают о чм то ак
тивно спорить.
Здравствуйте, меня
зовут Степан Алексеевич,
и сегодня я проведу у вас
урок, бодро произно
шу я.
Тема урока: Разви
тие общества. Задаю
вопросы по прошлой
главе.
Какие сферы об
щества вы знаете?
Основообразующий
вопрос курса Обще
ствознания не вызывает боль
шого энтузиазма, и вместо леса
рук я вижу вопросительные взгля
ды.
Ладно, давайте запишем схе
му, прерываю молчание и тут
же сталкиваюсь с проблемой. С
введением интерактивных досок
обычные доски, на которых мож
но писать мелом, уходят в про
шлое. Доски и мела попросту нет,
а писать на интерактивной доске
несколько сложно. Приходится
объяснять на пальцах:
По центру страницы пишем
сферы общества и рисуем четыре
стрелки: экономическая, соци
альная, политическая, духовная.
В этой схеме вся суть курса и
вся его полезность. Например,
возьмм политическую сферу. За
7 лет изучения обществознания
ученик узнат, что такое государ
ство, какие у него признаки, ка
кие есть формы правления, какие
бывают политические режимы,
что такое гражданское общество
и правовое государство и даже
что такое политический абсенте
изм (неучастие в политической
жизни). И это только маленькая
часть. В идеале, при грамотном
преподавании и внедрении раз
личных методик в образователь
ный процесс, ребнок выйдет из
школы гражданином, которому
интересно будущее страны, и тог
да у нас не будет низкой явки на
выборах. Но пока успехов нет.
Начинаю объяснять суть разви
тия общества. Что оно может идти
эволюционно, поступательно, как
в случае реформ, так и револю
ционно. Касаемся личности Мар
кса.
Кто знает, кто такой Маркс?
Он учный! торжественно
произносит самый активный в
классе и явно не желающий учить
ся.
И что он придумал?
Ответа не следует. Рассказы
ваю о марксизме.
А кто придерживался таких
же идей в нашей стране?
Ленин, поднимает руку и
одновременно говорит один из уче
ников. На вид самый умный из клас
са, везде пытается вставить сво
слово, местами не по существу.
Радуюсь, что дети это знают.
Задаю сделать таблицу сходства
и различия реформы и револю
ции, на выполнение 5 минут.
Дети утыкаются в учебники. Вре
мени не хватает, в итоге даю ещ
5 минут. Пытаюсь говорить о ре
форматорах в истории России
итог плачевный. Кроме Петра, и
то со скрипом, не названа ни одна
личность.
Под конец урока заметное ожив
ление: обсуждаем мировые про
блемы.
Бедность, экология, глобаль
ное потепление... нестся со
всех сторон.
Хоть что то их зацепило. Зво
нок.
* * *
Следующий урок всеобщая
история. В кабинет заходит сле
дующий 8 й класс. Ожидаю худ
шего. Но ребята сразу показыва
ют, что они более прилежны. В
течение нескольких секунд все
подготавливаются к уроку и са
дятся.
А сегодня вы у нас будете
вести урок? спрашивает уче
ник с первой парты. Утвердитель
но киваю.
Весь учебный год восьмикласс
ники проходят XIX век. На первые
занятия приходятся общие све
дения об эпохе. Ещ нет Наполео
на и его походов, роста Британс
кой империи и выхода на между
народную арену нового крупного
игрока США. Пока дети знако
мятся с тем, как жили в то время.
Давайте вспомним, что вы
проходили в прошлый раз, на
чинаю я урок. Кто мне скажет?
Мы много что проходили:
про развитие техники, про изме
нения в сословиях, хором го
ворят несколько ребят.
Начинаю задавать вопросы по
теме:
Когда появилась первая же
лезная дорога для пассажиров?
Она появилась в Англии...
в работу вступает девочка.
А когда?
В 1825 году, говорит она
же.
Е Стефенсон построил,
включается мальчик с дальней
парты.
Этот класс мне нравится го
раздо больше. Начинаем гово
рить о быте тех лет. Советую по
читать Большие надежды
Чарльза Диккенса. Несколько
детей хватают ручки и что то за
писывают.
А можете название повто
рить? спрашивает девочка со
среднего ряда. Оказывается, они
записывают мой совет. Приятно!
Говорим о феминизме, это тоже
есть в учебнике.
Феминизм это ерунда,
говорит бойкий мальчик. Сек
сизм рулит!
Ничего не ерунда, париру
ет девочка. Феминизм это
нормально, все должны быть рав
ны.
Разгорается большой спор...
Так, ребята, прерываю я
крики. В феминизме было та
кое направление, как суфражизм.
Слышали? Это борьба женщин за
избирательные права. Ведь все
должны иметь право голосовать.
Верно?
Обе половины класса соглаша
ются с моими словами и волна
споров утихает. По моему лицу
растекается улыбка удовлетворе
ния от успешного педагогическо
го метода.
Записываем тему урока: Че
ловек в изменившемся мире.
При всм уважении к авторам
делать главу объмом в 10 стра
ниц, где мысль укладывается в
одно предложение: Из за про
гресса у людей появилось боль
ше свободного времени, не
круто.
Через несколько минут обсуж
дения девочка с первой парты
произносит:
У людей стало больше сво
бодного времени.
Тема раскрыта, а ещ 20 минут
урока. Начинаем обсуждать ню
ансы. Рассказываю про первую
фотографию, сделанную Луи Да
гером. Про машинку Зингер и про
то, что в бывшем офисе Зингера в
Петербурге, на Невском, сейчас
расположен офис социальной
сети ВКонтакте. Детям интерес
но.
Психологи говорят, что одно
временно в поле зрения можно
держать не больше 20 человек, в
классе их 25. Замечаю, что на пос
ледних партах шесть ребят живут
своей жизнью. Делаю замечание.
Не помогает. Приходится идти на
крайние меры, даю индивидуаль
ное задание написать краткое
эссе об основных тенденциях в
XIX веке. Оставшиеся 15 минут
они ниже травы пишут. Оче
редная победа!
С остальными мы успели обсу
дить появление печатной машин
ки и первую книгу, кото
рая была на ней набрана
Том Сойер, а также
открытие первых супер
маркетов в 70 е годы.
А ведь Глобус по
явился в 1828 году,
прерывает один из ребят.
Так в магазине напи
сано.
Поясняю, что созда
тель Глобуса открыл
первый магазин, который
ещ не был супермарке
том.
Последние минуты
урока обсуждаем появ
ление футбола и авто
мобиля, а также вклад
Генри Форда в процесс
его производства. Маль
чик с первой парты про
читывает мне краткую
лекцию о том, почему я ошиба
юсь в том, что считаю, что Форд
отец автомобилей. Сообрази
тельные дети это ужасно.
Звенит звонок.
По старой схеме попадаю в
школу. Меня ждт 6 й класс. Око
ло кабинета уже толпятся дети.
Тут хорошо видна разница между
младшими классами и старшими.
Если старшеклассники подходят
к классу со звонком, то ученики
помладше приходят заранее и
ждут у кабинета.
За несколько минут до звонка
запускаю детей в класс. Шумно.
Ребята медленно рассаживаются
по партам. Звенит звонок. Прихо
дят ещ несколько учеников, но
свободные места остаются. Дверь
снова открывается, заходят две
девочки близняшки; замечаю, что
в кабинете сидит ещ одна, похо
жая на них, возможно, они
тройняшки! Журнала нет, так что
гипотезу проверить не могу.
Здравствуйте, дети, шаб
лонно начинаю я. Сегодня у
нас Всеобщая история, и мы
будем говорить о короле Артуре и
пришествии викингов в Брита
нию...
Меня прерывает стук в дверь. В
класс, извиняясь, заходит маль
чик. Все места заняты, приходит
ся подсаживать его на первую
парту, заставляя потесниться ос
тальных.
А что вас так много? инте
ресуюсь я.
Это ещ не все, нас 32 чело
века всего, отвечают почти хо
ром.
Это очень много. Напряжение
для учителя колоссальное. Но мои
опасения оказываются напрасны
ми. Класс воспитан, хорошо под
готовлен к уроку и, что самое глав
ПРОВЕРЕНО НА ПРАКТИКЕ
Обучая, учусь
Как живт школа сегодня? Любят ли дети
учиться? Зачем нужен предмет Обществозна
ние? По воле случая корреспондент Калинин
градской правды оказался в школе, где ему
доверили провести несколько уроков. Пора
подвести итоги.
День второй
День первый
Фото Вячеслава СЕРГУНОВА