background image
четверг
k
125, 30 октября 2014 г.
ПОЗИЦИЯ
C
M
Y
K
ное, стремится к знаниям. Воз
можно, это пока, в 6 м классе
они ещ совсем дети.
Использую медийные техноло
гии, на интерактивной доске
отображается подготовленная
мной презентация. Дети смотрят
на портрет короля Артура и пыта
ются по внешности описать его
характер.
У него борода, значит, он
смелый, мужественный от
вечает мальчишка с первой парты.
Ещ сильный, перебивает
его сосед, и умный.
А ещ нет точных подтверж
дений, что он существовал!
обрывает полт мысли своих од
ноклассников самый активный
ребнок в классе, сидящий на вто
рой парте.
Действительно, подтвержде
ний нет, выкручиваюсь я.
Возможно, это всего лишь леген
да, но она не мешает нам предста
вить, каким был король Артур.
Ученик из крайнего ряда у окна
тянет руку. Разрешаю высказаться.
Может быть, точных фактов
и нет, но в Британии был произве
дн ряд раскопок, которые могут
свидетельствовать о его суще
ствовании...
Начинается дискуссия,
этот класс совершенно точно
может учиться и без учителя!
Слушая детей, вспоминаю две
истории. Первая про кота Шре
дингера, пока мы не открыли
ящик, мы не знаем, жив или
мртв кот, а следовательно, кот
жив/мртв одновременно. Вто
рая, реальная история двух про
фессоров, которые преподава
ли в одном институте, но один
был норманистом, а другой
антинорманистом. Противосто
яние между ними доходило до
того, что два дедушки, кото
рым было за семьдесят, наме
ренно ударяли друг друга пле
чом при встрече в коридоре,
вот такая вот наука. Решаю не
рассказывать ни одну из исто
рий и просто перехожу к следу
ющей теме.
Викинги вызывают огромный ин
терес у ребят. Они рассказывают
вс за меня, практически не давая
открыть рот. Замечаю, что самый
активный мальчик в классе читает
наперд, что написано в учебнике.
Делаю замечание, что не нужно
спешить. Проверяю знания класса
по российской истории, задаю воп
рос о роли норманнов.
В России они назывались
варягами, и первым князем был
Рюрик, которого призвали кня
жить на Руси, перебивая друг
друга, говорят ученики, кто по
хитрее, встат, чтобы внимание
переключилось на него, и он ав
томатически становится главным
отвечающим.
Следующие десять минут мы
обсуждаем этот факт и то, что
викинги, или как их ещ называли
норманны, были большими
любителями поплавать.
А ещ есть такой интересный
факт, тянет руку мальчик у
окна. Когда проводили рас
копки в Скандинавии, в местах,
где жили викинги, среди находок
были найдены предметы из раз
личных культур...
Он победоносно смотрит на
класс.
И даже, делает он паузу
как профессиональный оратор.
Нефритовый Будда.
Я с трудом сдерживаю улыбку
от этой милой сцены. Если когда
то придтся сделать научное от
крытие, то, выступая перед тыся
чью профессоров и рассказывая
об открытии, я буду делать это с
такой же интонацией и паузой.
Оставшееся время урока мы об
суждаем германо скандинавскую
мифологию. Отмечу, что она
очень интересна и по своим пери
петиям не уступает греческой и
римской. Класс оказывается ос
ведомлн об основных героях, что
неудивительно. В последние годы
получили большую популярность
Первый космонавт планеты
Юрий Гагарин в своих воспоми
наниях писал: Если бы не было
полта Григория Бахчиванджи 15
мая 1942 года, возможно, не было
бы и 12 апреля 1961 года. В том,
что оба эти полта состоялись,
огромная заслуга доктора техни
ческих наук, профессора, Героя
Социалистического Труда, лауре
ата Сталинской, Ленинской и Го
сударственной премий Алексея
Михайловича Исаева, главного
конструктора ОКБ 2, ныне КБ
Химмаш имени А.М. Исаева.
Он родился 24 октября 1908
года в семье, далкой от техники,
отец Алексея Михайловича был
юристом, приват доцентом Санкт
Петербургского университета.
После окончания Московской гор
ной академии молодой инженер
работал на строительстве Магни
тогорского металлургического
комбината, Запорожстали, Та
гильского металлургического за
вода. Но горное дело его не увле
кало.
Настоящей любовью стала
авиация. С октября 1934 года
Алексей Михайлович работает
авиаконструктором в ОКБ В.Ф.
Болховитинова, разрабатывает
шасси дальнего бомбардировщи
ка ДБ А, ближнего бомбардиров
щика С. С 1939 года уже в роли
ведущего конструктора он рабо
тает над созданием опытного са
молта И. С июля 1940 года КБ
В.Ф. Болховитинова приступило
к разработке ближнего истреби
теля перехватчика БИ 1 конст
рукции А.Я. Березняка и А.М. Иса
ева первого в СССР самолта с
жидкостным ракетным двигате
лем, на котором 15 мая 1942 года
лтчик Григорий Бахчиванджи
совершил первый полт.
Узким местом принципиаль
но нового самолта был реактив
ный двигатель, и Алексею Михай
ловичу было поручено заняться
его доводкой. Сначала он работал
над совершенствованием суще
ствующего двигателя самолта раз
работки НИИ 3, позднее над со
зданием нового двигателя РД 1. В
КБ для этой работы было создано
специальное подразделение, ко
торое он и возглавил.
В 1945 году А.М. Исаев в соста
ве группы специалистов находит
ся в Германии, где изучает не
мецкую ракетную технику. В 1947
году в НИИ 1 Министерства авиа
ционной промышленности созда
тся ОКБ 2, которое участвует в
работах по ракетной технике,
Алексей Михайлович назначает
ся главным конструктором. В мае
1948 года КБ передатся НИИ
88, где преобразуется в отдел
9 Специального конструкторс
кого бюро, затем в ОКБ 2. В
январе 1959 года по приказу Го
сударственного комитета по обо
ронной технике ОКБ 2 выдели
лось из НИИ 88.
В период подготовки к первому
пилотируемому полту корабля
Восток КБ А.М. Исаева занима
лось разработкой ТДУ тормоз
ной двигательной установки, она
должна была обеспечить сход
корабля спутника с орбиты. От
наджности работы устройства
зависел успех всего полта и
жизнь космонавта. Техника, раз
работанная специалистами КБ, не
подвела, и полт закончился три
умфальным возвращением Юрия
Гагарина на Землю. Хотя на Зем
ле вс таки пришлось пережить
несколько неприятных ситуаций.
Вот что вспоминает о полте Ю.А.
Гагарина Виктор Дмитриевич Бла
гов, главный специалист ОАО
РКК Энергия:
При выводе Востока его
орбита оказалась выше расчт
ной, вместо 230 километров
327. Это означало, что вместо 2
7 суточного полта корабль вы
шел на орбиту 30 суточного по
лта до достижения спуска за счт
естественного торможения. Это
означало, что если что то случит
ся с единственным тормозным
двигателем, то космонавт вернт
ся на Землю только через 30 су
ток, а запасов на борту только
на десять. Первым это осознал
С.П. Королв.
В результате полт Гагарина
завершился благополучно благо
даря отработанной системе обес
печения наджности, позволив
шей выйти из всех непредвиден
ных ситуаций.
Его именем назван кратер на Луне
Для последующих советских
космических кораблей были раз
работаны уже КТДУ корректи
рующие тормозные двигательные
установки, которые используют
ся на всех космических кораблях
серии Союз. Они применялись
на советских и российских орби
тальных станциях серии Салют,
Мир, работают на МКС, на не
пилотируемых спутниках и меж
планетных космических аппара
тах Луна, Марс, Венера,
Зонд.
В 1967 году ОКБ 2 было пере
именовано в Конструкторское
бюро химического машинострое
ния, Алексей Михайлович до сво
ей кончины 25 июня 1971 года
оставался его главным конструк
тором. В 1991 году КБ Химмаш
было присвоено имя А.М. Исаева.
Кроме того, имя Алексея Ми
хайловича Исаева увековечено на
естественном спутнике Земли, оно
присвоено одному из кратеров
Луны. С 1965 года А.М. Исаев
почтный гражданин Калинингра
да Королва, его именем названа
улица города, в 2002 году на доме,
в котором он жил, была установ
лена мемориальная доска.
Владимир ЛОМАКИН
комиксы фирмы Marvel, где од
ним из героев выступает Тор
бог грома и молний и сын Одина,
аналога Зевса.
Звенит звонок, урок окончен.
Несколько человек подбегают с
дневниками, чтобы получить от
метку.
* * *
В этот день меня ждал самый
ужасный урок в моей двухднев
ной карьере учителя. И его глав
ным действующим персонажем
стал 8 й класс, у которого я уже
вл Обществознание. На этот
раз нас ждала Всеобщая исто
рия и очень странные темы: Со
здание научной картины мира, а
затем Литература XIX века. В
чм причина фиаско, судить слож
но. Тут, в первую очередь, моя
ошибка в том, что я сразу не дал
классу задание, а пытался пост
роить урок в виде диалога. К диа
логу класс был не готов, и учени
ки смотрели на меня пустыми гла
зами, без малейшего интереса. Но
помимо этого, у них отсутствова
ло хоть какое то представление о
том, что я говорил.
Я пытался подвести класс к изу
чаемой эпохе через повторение
открытий прошлых веков. Снача
ла они не смогли сказать, кто та
кие Коперник, Джордано Бруно и
Галилей. Потом невнятно вспом
нили о яблоке, упавшем на Ньюто
на, не более. В чм причина? Воз
можно, в несовпадении программ
курсов по истории и физике. Но,
на мой взгляд, просто в полном
отсутствии интереса к учбе.
Мы со скрипом прошли вклад в
науку Фарадея, Максвелла, Гер
ца, Рентгена и Марии Кюри. По
дойдя к личности Дарвина, класс
кое как вспомнил о теории эво
люции, хотя несколько дней на
зад мы это проговаривали на Об
ществознании. Я пытался завес
ти диалог о других теориях появ
ления человека креационистс
кой и панспермии, но также по
терпел неудачу, пришлось огра
ничиться простой записью схе
мы. Наука была провалена.
Второй темой стала литерату
ра. И тут уже скорее вопрос к
авторам учебника. В главе рас
сказывается о трх направлениях
в литературе XIX века: романтиз
ме, критическом реализме, нату
рализме. Дети в 8 м классе не
любят читать, но самое главное,
это их не задевает, так как фами
лии авторов мало что для них зна
чат, а с произведениями они не
знакомы даже в качестве экрани
заций. Сложно предположить, что
13 летний ребнок будет осведом
лн о Ругон Маккарах Эмиля
Золя. Если такие и есть, то едини
цы. В мом классе не было. А
выводить объяснения натурализ
ма на нашем Достоевском рано,
единственное произведение из его
творчества Преступление и на
казание проходят только в 10 м
классе. Да и там не все его пони
мают. Лично я увлкся Достоевс
ким лишь в 20 летнем возрасте.
* * *
Два дня в школе оказались не
самым плохим временем. Да, я не
ощутил на себе все прелести учи
тельства с заполнением журна
ла, проверкой домашнего задания
и прочего. Но и без этого мне стала
понятна сложность одной из важ
нейших профессий. По итогам у
меня появилось несколько мыслей,
главная из них это недооценка
гуманитарного образования.
Сейчас много говорят о едином
учебнике по истории, который то
вводят, то не вводят. Пройдя всю
систему образования от детского
сада до университета, я могу с
уверенность заявить, что с исто
рией у нас не вс так плохо. Все
учебники, по которым мы учи
лись, соответствовали необходи
мым стандартам. Я согласен с тем,
что не так много времени уделя
ется Великой Отечественной вой
не, отмечены лишь основные вехи
ТВОРЦЫ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
и выводы, но огромное количе
ство классных часов, выставок,
конкурсов, встреч с ветеранами
это компенсирует. Помню, в 10 м
классе я был капитаном сборной
школы на брейн ринге по Второй
мировой войне, и мы заняли при
зовое место, на том мероприя
тии, проводившемся среди всех
школ города, был очень высокий
уровень знаний.
Гораздо хуже дела обстоят с
обществознанием. В начале изу
чения предмета поднимаются раз
личные проблемы, типа дружбы,
справедливости, морали и проче
го, и тут не нужно изобретать ве
лосипед, чтобы что то объяснить
детям. Но когда начинаются серь
зные темы, на подобие той же
политики, подаваемый материал
должен быть максимально доход
чив. На деле учебники просто пу
гают своей слабостью. Так, в 9 м
классе ученики проходят тему
Государство важнейшую не
только в рамках курса, но и в
рамках всей образовательной
программы в школе. Но учебник
дат настолько общие факты, что
даже я ничего не понял и меня
ничто не зацепило. Самое глав
ное, нет наглядности. А ведь для
многих 9 й класс окажется вы
пускным в школе, а дальше
колледжи и техникумы. Уроки
Обществознания были после
дним инструментом, чтобы доне
сти, что такое государство, поче
му нужно ходить на выборы и что
такое выборы. Но не получилось!
Очень жаль, что моя короткая
педагогическая практика не дала
мне возможности рассказать де
тям о политической и социальной
сфере жизни общества там есть
что сказать и показать. Сейчас
много говорят о гражданском об
ществе, думаю, что его зрна в
действительности лежат в курсе
Обществознания, и только гра
мотный образовательный процесс
позволит им прорасти.
Степан ДАВИДЕНКО