background image
суббота
k
126, 1 ноября 2014 г.
МОЛОДЖНАЯ
Юрий, как пришла идея со
здания антибиблиотеки?
Идея витала давно. Сейчас в
нашей стране стоит большая за
дача наладить взаимодействие
между культурой и бизнесом,
между властью и предпринима
телями. Этой задачей озабочены
многие, проводятся различные
форумы, конференции, разраба
тываются программы. Мы пред
ложили сво видение е решения.
В России появилась устойчи
вая форма досуговых учрежде
ний для молоджи антикафе.
Она действительно хорошо себя
зарекомендовала: вс больше и
больше подобных заведений от
крывается в Москве и других го
родах. Это удачная модель, пото
му что она, с одной стороны, по
зволяет людям интересно прово
дить досуг за сравнительно не
большие деньги, а с другой
развивать культурно образова
тельные направления. Нам при
шла идея соединить государ
ственное учреждение, которое по
своей природе дат населению
некую пищу для ума, с форматом
антикафе. Здесь главную роль
играет именно механика, потому
что сама идея лежит на поверхно
сти. Важно, как вс это вопло
тить, и в этом направлении нужно
двигаться шаг за шагом экспери
ментальным путм. Нам удалось
наладить диалог с Министерством
культуры области, чтобы на базе
этой библиотеки провести такой
культурный эксперимент. Пока
этот механизм находится в про
цессе отладки. И время должно
показать, работает он или нет.
Ты говоришь мы. А мы
это кто?
Мы это большая команда.
У проекта есть несколько уровней
команд. Во первых, Министер
ство культуры области и директо
ра библиотек это самый широ
кий пласт, который в потенциале
будет работать совместно. Во вто
рых, компания, в которой я рабо
таю, проводит культурные меро
приятия, в основном в Москве.
В третьих, в этой библиотеке ра
ботают команда друзей и твор
ческая группа, которая на про
тяжении долгого времени дела
ла культурные проекты в столи
це. В Проjекторе вс закрути
лось в клубок, и несколько ко
манд сошлись в одну.
В чм вс таки различия меж
ду Проjектором и антикафе, кро
ме того, что вы базируетесь на
площадке государственного уч
реждения?
Во первых, эта площадка ра
ботает в двух режимах днм
как читальный зал, куда можно
прийти почитать книжки, попить
кофе, а вечером, после 19.00, вво
дится режим антибиблиотеки,
который напоминает антикафе.
Вы платите за входной билет и
проводите здесь время, получая
бесплатно чай, кофе, печенье и
культурную программу. С точки
зрения коммерции, это очень вы
годное предложение для людей,
которые ищут место для досуга,
так как цена входа невысока.
Принципиальное отличие от ан
тикафе в том, что это культурный
проект. Коммерческая часть не
первостепенна в нашей работе.
Мы вводим такой бонус, как Во
лонтрская карта, люди, ко
торые задействованы в нашей
работе, принимают постоянное
участие в творческих курсах, име
ют свои планы, мечты, приходят
сюда абсолютно бесплатно в лю
бое время. Мы также будем спо
собствовать, чтобы их интерес
ные идеи реализовывались в рам
ках этой площадки, а может, и в
рамках всего города.
Расскажи об открытии, кото
рое прошло 11 октября.
Правая часть помещения
была в стиле science art, а левая
в стиле steampunk. Мы хотели
отразить совместную работу не
скольких отделов головного моз
га. Научное искусство это
расчты, а стимпанк фанта
зия, креатив, безумство идей.
Стимпанк это модное на
правление, представляющее не
кий футуризм в рамках виктори
анской эпохи. Мы попадаем в ко
нец XIX века и фантазируем, что
будет в будущем. Есть очень ин
тересные параллели с тем, что
творилось в конце XIX начале
XX века в России. По моему мне
нию, самый гениальный стим
панк Константин Циолковс
кий. У него были взрывные идеи,
на порядок опережавшие время,
он создавал своими руками гени
альные механизмы, сидел на кры
ше дома, разглядывал небо и ду
мал о космосе. Сейчас имя Циол
ковского ассоциируется исключи
тельно с техническими науками,
но он многое сделал ещ и в обла
сти философии, в духовной плос
кости. У него есть интересные про
изведения, например Философия
космической эпохи.
В советское время существо
вал стереотип, противопоставля
ющий физиков и лириков. Одни
серьзные и ответственные,
другие поэты неудачники, не
нужные обществу. Циолковский
доказывал обратное, что один че
ловек может быть и физиком и
лириком. Все серьзные учные
всегда думали о духовном мире,
фантазировали.
Ваше пространство рассчи
тано и на творческих людей, и на
людей из мира науки, то есть
именно физиков и лириков. Не
будет ли между ними противо
борства?
Противоборство может быть,
если оно конструктивно. Здоро
вая конкуренция питает команду
азартом, энергией, мотивацией,
стремлением стать лучше и силь
нее. Но при этом не нужно забы
вать, что победа одной из сторон
ведт к разрушению целостной
системы. Отрицательная конку
ренция плохо. Враг не должен
быть абсолютным, также как и
кумир. Когда враг абсолютный,
то единственная стратегия его
уничтожить. Но такие борцы, как
правило, проецируют собствен
ные пороки и страхи на образ сво
его врага. Суть в том, что если ты
уничтожаешь врага, то уничтожа
ешь и себя. Это диалектика, и от
этого никуда не деться.
Ты говорил об интересных
идеях, проектах. Уже есть нара
ботки в этом направлении? Что
вы предлагаете и что предлага
ют вам?
Да, идеи есть. Например,
образовательные курсы нового
формата. Есть классический под
ход к образованию, когда есть
лектор и есть студенты, он дикту
ет, они записывают. Этот формат
имеет место быть и имеет важ
ность, особенно если сам лектор
представляет собой интересную
личность. Но на нашей площадке
мы хотели бы ориентироваться
на другой формат интерактив
ный, игровой. Есть ряд методик,
которые сейчас активно разраба
тываются в мировой педагогике.
Например, проблемный подход,
когда люди изучают конкретную
проблему, а не абстрактные при
меры; командный подход, когда
люди сидят за столами и выпол
няют задания группами; проект
ный подход, который близок к
проблемному подходу, когда ко
манды разрабатывают учебный
проект и реализуют его.
Очень большая разница между
идеей и е реализацией, потому
что в сознании идея может выг
лядеть красиво, а после создания
окажется чудовищем. Чтобы
такого не было, нужно иметь опыт
реализации проектов для сокра
щения дистанции между образом
в сознании и конечным продук
том. Необходимо предлагать
идеи, создавать и анализировать,
пытаться с каждым новым проек
том минимизировать это рассто
яние. Гениальный скульптор
очень чтко может передать имен
но ту форму, которую он пред
ставляет в воображении. Это опыт
и мастерство, и в рамках нашей
площадки мы предлагаем моло
дым людям получить такой опыт,
реализуя идеи в команде едино
мышленников. Причм команду
можно найти и собрать здесь же.
Такие проектные группы, как пра
вило, не имеют вертикальной
иерархии, когда есть управляю
щий и исполнители. Любая твор
ческая группа напоминает джазо
вый коллектив в процессе музы
кальной импровизации, когда в
одном проекте роль лидера берт
один, а в другом проекте дру
гой, и каждый имеет право на
сольную партию.
Какие мероприятия сейчас
готовятся?
С 1 ноября у нас стартует
достаточно большой курс, кото
рый будет включать в себя не
сколько направлений с конкрет
ной специализацией: фотогра
фия, кинопроизводство, графи
ческий дизайн, театр, публицис
тика, радиовещание. Курс будет
посвящн как раз тому, о чм я
говорил, вопросы производ
ства идей, командного творчества
и этапов реализации культурных
проектов. В командных задачах,
игровых задачах, ребята будут
НОВЫЙ ФОРМАТ
Юрий Петров: Мы хотим создать
культурную среду в библиотеке
В Королве открылось заведение нового фор
мата антибиблиотека Проjектор на базе
Московской областной библиотеки им. Н.К. Круп
ской. О том, чем она отличается от обычных
библиотек и чем интересна горожанам, рассказал
автор идеи Юрий Петров.
Юрий Петров.
Дети разных возрастов найдут здесь для себя много интересного.