background image
четверг
k
130, 13 ноября 2014 г.
ИСТОРИЯ
Сейчас обсуждаются проекты
строительства автомобильного и
железнодорожного моста через
Керченский пролив. И железную
дорогу хотят от этого моста выве
сти к станции Багерово. А совсем
недавно я нашл в Интернете в
разделе путешествия по Крыму
вот такую схему. На ней изобра
жены границы и расположения
различных строений и сооруже
ний, некогда совершенно секрет
ного объекта Багерово. В сере
дине 1950 х годов эту схему мож
но было получить от различных
шпионов, наверное, за очень боль
шие деньги! А теперь она распо
ложена открыто, и я спокойно
скачал е для того, чтобы пока
зать и рассказать об этом сверх
секретном полигоне, на котором
мне пришлось поработать.
Но начну я свой рассказ со вре
мн, когда только закончил Мос
ковский авиационный институт по
специальности, названием кото
рой я до сих пор очень горжусь:
Инженер электромеханик по во
оружению самолтов. Такой спе
циальности уже давно нет. А как
мы гордились этим званием! Ко
нечно, хорошо звучало: Специа
лист по проектированию самол
тов, несколько проще Дви
гателист. Но наше название было
очень точным, что говорить, било
наповал (особенно девушек)!
Так вот, после защиты диплом
ного проекта я был направлен на
оптический завод в Свердловск,
который впервые получил таких
специалистов, и наше направле
ние приехало сюда по праву. За
вод серийно выпускал целую гам
му прицелов для всех видов само
летов того времени. Это были
стрелковые прицелы типа АСП,
которые устанавливались на всех
истребителях. Кажется, они ис
пользуются и сейчас! Все виды
бомбардировочных прицелов
типа ОПБ, которыми оснащался
каждый бомбардировщик того
времени начиная от маленького и
юркого Ил 28 до громадин типа
Ту 4 или Ил 16. О массе различ
ных геодезических приборов и
дальномеров я уже и не буду го
ворить. Это особая тема!
По счастливой случайности к
нашему появлению на заводе, при
Крым,
Крым, Крым! Сейчас, наверное, у большинства жителей России это слово
не сходит с языка. У одних оно вызывает радостные ассоциации, у других
неприятные. Вс зависит от точки зрения. Президент, премьер, мини
стры, да просто отдыхающие, словно устав от красот Турции и Египта,
бросились осваивать новые (старые) красоты. Ну а что нам то делать,
пожилым, когда доктор не разрешает уезжать дальше дальнего юга
Подмосковья? Хорошо, если есть что либо вспомнить. А так, ну просто
беда! Тем более что в Интернете появилось множество фотографий
различных уголков Крыма. Все предлагают насладиться его красотами!
Посмотришь, порой, на эти снимки и комок к горлу подступает!
цехе, где собирались все эти при
целы, была создана центральная
электротехническая лаборатория,
как филиал заводской, которой
заведовал один из старейших ра
ботников завода Иван Петрович
Поминов. Он был рад нашему по
явлению и тут же выцарапал
меня в свою лабораторию. (А я
особенно не упирался!) Осталь
ных нас было трое: я, Аркадий
Беляев и Семн Филиппов сра
зу же забрали в расчтное под
разделение в КБ. Правда, Семн
через непродолжительное время
ушл с завода. Я даже и не помню,
как это у него произошло. Види
мо, я был в это время в команди
ровке.
Да, так я начал рассказывать
про Крым! А дело складывалось
следующим образом. У нас в МАИ,
на нашем третьем факультете,
был заведующий кафедрой пол
ковник Борис Михайлович Карта
шев удивительный человек. Его
знали и в воинских частях, и на
заводах. Бывший работник воен
ной примки, участник группы
советских специалистов, работав
ших в Германии после войны. Бо
риса Михайловича часто включа
ли в различные государственные
комиссии по разбору всяких дел
и авиационных происшествий!
Вот благодаря такой известности
он умудрился собрать на кафед
ре лабораторию, оснащнную са
мыми современными прицелами.
Находясь в какой то немецкой
фирме в Германии, умудрился
привезти в СССР огромный тре
нажр для обучения штурманов
бомбардиров. Этот тренажр был
установлен в МАИ на четвртом
этаже третьего корпуса (интерес
но, жив ли он сейчас?). Мне при
шлось настраивать и обслуживать
тренажр, когда я на четвртом
курсе начал работать у Бориса
Михайловича на кафедре, где
были все новейшие авиационные
прицелы, которые находились в
воинских частях и производились
на заводах. Карташев доставал
для кафедры и другие приборы,
как, например, автопилот АСП и
радиолокационные прицелы Ру
бидий и Кобальт. Поэтому,
наверное, я был самый подготов
ленный специалист, так как вс
это я уже знал, когда приходи
лось готовить лабораторные ра
боты.
Получилось так, что буквально
через три четыре месяца меня
стали направлять в командиров
ки: сначала в Куйбышев, на
Безымянку, затем в Казань на
авиационный завод. Это были
поездки, как тогда их называли
по техническим актам на само
лтные заводы, где по каким либо
причинам выходили из строя
наши прицелы. Завод в это время
осваивал сложный оптический
прицел бомбометания ОПБ 10 и
его различные модификации, на
пример ОПБ 10р для работы с ра
диолокационной прицельной
станцией ПСБН. Для того чтобы
обеспечить совместную работу
этих двух систем, в каждом при
боре были установлены специаль
ные потенциометры, которые вы
давали сигналы друг другу. Когда
видимость была хорошая, штур
ман наводил самолт на цель с
помощью оптического прицела,
если она была закрыта облачнос
тью, то наведение осуществля
лось с помощью радиолокацион
ного прицела. Мне эти системы
были знакомы, поэтому труда не
составляло разобраться во всех
сложностях совместной работы
приборов.
И вот в августе или сентябре, не
помню точно, но было ещ до
вольно тепло, меня вызвали к на
чальству и дали задание. На аэро
дроме в Монине под Москвой
вышел из строя наш прицел ОПБ,
нужно очень срочно его заменить,
настроить и сдать заказчику. Вре
мени нет, новый прицел на заме
ну и механика для установки и
настройки мне дадут в Москве, на
нашем головном предприятии
Геофизика. Время для сбора
один час. Затем нужно быть в
аэропорту, билет на самолт уже
заказан. Вс вроде бы просто, ко
мандировка казалась несложной.
Нужно было заменить прибор на
новый и сдать. Поэтому я с лгкой
душой и небольшим чемоданчи
ком отправился в эту команди
ровку как на прогулку. Знал бы,
чем вс это обернется!
Утром следующего дня я был в
Москве на Геофизике. Меня
ждали. Сразу же отправили к глав
ному инженеру. Он ввл меня в
курс дела. В Монине, на аэродро
ме, находились несколько новых
машин Ту 16, предназначенных
для проведения каких то важных
лтных испытаний. На одной из
них вышел из строя прицел ОПБ
10р, работающий совместно со
станцией ПСБН. Нужно заменить
прицел и снова отъюстировать
цепи между ними. Если вс в по
рядке, следует подписать прото
кол о допуске к испытаниям. И
вс! А сейчас нужно подождать,
пока упакуют прицел и придт
механик, машина уже ждт (ка
жется, дали директорскую Вол
гу). Меня даже как то и не уди
вила такая предупредительность
и срочность. Это уж потом я по
нял, в чм было дело!
Мы приехали в Монино, опять
же пропуска на аэродром были
уже заказаны и нас пропустили на
машине прямо на стоянку, около
леска, в начале взлтной полосы.
Действительно, сбоку на стоянке
находились три машины Ту 16.
Все они были глухо зачехлены, но
около одной суетились механи
ки. Обращало внимание, что все
три машины были окрашены как
то необычно, в удивительно яр
кий белый цвет, ну просто как
зубным порошком! Меня пред
ставили дежурному офицеру, ме
ханикам, командиру и штурману.
Все они были значительно стар
ше меня и смотрели на меня, как
на пацана. Стал спрашивать, что
случилось. Оказалось, что они ещ
не работали с такими системами.
Только прилетели с казанского
завода. Поступила команда вы
полнить механические доработки
в бомболюке и под крыльями. Что
они делали не говорили, но
когда работу закончили и стали
проверять все системы, оказа
лось, что гироскоп на нашем при
целе не удерживает вертикаль, по
их словам, вертикаль стала ухо
дить. Чтобы убедить меня, вклю
чили бортовое питание и предло
жили самому посмотреть. А что
там увидишь, когда для этого ну
жен специальный стенд, выстав
ленный по вертикали и со специ
альной коллиматорной головкой!
Посмотрел, по времени вроде бы
действительно уходит. Думаю,
если дали запасной прицел, зна
чит, причина есть. Будем менять!
Я и механик забрались в кабину
штурмана. На фотографии хоро
шо видно через стекло кабины
штурмана наш родной ОПБ. А вни
зу под фюзеляжем виден обтека
тель антенны ПСБН. Нам подняли
коробку с прицелом, и мы начали
работать. Поменять прицелы было
несложно. У него была специаль
ная коническая ось, которая вхо
дила в такую же коническую втул
ку, расположенную на корпусе
автопилота, который, в свою оче
редь, очень точно устанавливал
ся на корпусе самолта. А для
более точного сопряжения авто
пилота и прицела при установке
на самолтном заводе делали рис
ки. Поэтому при установке нужно
было просто совместить их и зак
репить муфту хвостовика на при
целе. Все дальнейшие настройки
производились с помощью юсти
ровочных винтов и электричес
ких потенциометров.
Сняли старый прицел, устано
вили новый. Включили электро
питание. Вс работает. По време
ни проверил прецессию гироско
па, в норму укладывается! Теперь
нужно проверять совместную ра
боту со станцией ПСБН. А пред
ставитель от радиолокационной
фирмы должен был приехать
только на следующий день. По
этому нам разрешили уехать до
мой. Договорились, что мы при
едем в средине следующего дня,
пока радисты будут работать.
Действительно, когда мы приеха
ли на следующий день, радисты,
а их тоже было двое механик и
инженер девушка Марина,
очень строгая! Сразу же нам на
цепила на рубашки небольшие
неоновые лампочки, для того что
бы мы не лезли лишний раз под
излучение антенны прибора
ПСБН, когда будем ходить под
самолтом. Хотя излучение было
нерабочим, вс равно лампочка
загоралась, если ты неудачно
шагнул в зону действия антенны.
К вечеру закончили работать, про
верили систему синхронизации
между нашими приборами и под
писали технический акт о допус
ке.
На следующий день наш само
лт должен был улететь, а мы с
механиком были свободны. Ма
рина тоже не была ничем заня
та, и мы договорились встре
титься в парке им. Горького и
погулять. Погуляли хорошо, по
чти целый день, я проводил е
домой, а сам отправился в Со
кольники в гостиницу завода, где
мы всегда останавливались, если
приезжали в командировку. Ут
ром я решил отправиться в кассы
Аэрофлота на Дзержинку, взять
билет на самолт в Свердловск.
Но только я собрался уходить,
дежурная позвала меня к телефо
ну. Главный инженер завода сроч
но вызывал меня к себе. Прихожу
и узнаю приятную новость
опять какие то неполадки, и нас
механика и меня снова вы
зывают в Монино, там что то слу
чилось и вс очень срочно!
Опять схватили, что было под
рукой, помчались в Монино. Хо
рошо, что в то время пробок на
Щлковском шоссе не было. При
ехали на стоянку, а нашей маши
ны нет! Вместо не стоит роскош
ный, сияющий свежей краской,
красавец Ту 104. На картинках я
его видел, но вот смотрел на него
Схема расположения полигона.
Кабина штурмана свмолта Ту16, через стекло виден прицел ОПБ, а внизу
обтекатель антенны ПСБН.