background image
вторник
k
132, 18 ноября 2014 г.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ
(Продолжение. Начало на с. 1)
Накануне своего юбилея Аркадий Мар
тыновский дал эксклюзивное интервью
КП.
Аркадий Леонидович, 1980 е годы
звздное время для нашего города, тогда
он развивался наиболее интенсивно. Как в
то время решались сложные вопросы, или
их не возникало вовсе в условиях центра
лизованной плановой экономики?
Строительство всегда связано с реше
нием многих проблем, и процесс этот ни
когда не проходил гладко и спокойно. Как
происходило строительство жилья в Кали
нинграде в советское время? Под конкрет
ное изделие, которое разрабатывалось и
производилось на предприятии, издава
лось постановление Центрального комите
та КПСС, в котором расписывалось, какие
средства и на что выделить. В нм же гово
рилось о сопутствующих мерах по обеспе
чению выполнения задания; Главмосстрою,
в частности, поручалось строительство
жилья. Как правило, это было 15 000
20 000 квадратных метров, порядка трх
сот квартир, генеральным застройщиком
города выступало НПО Энергия.
Но даже такое постановление не решало
всех проблем, порой приходилось приме
нять нестандартные методы для выхода из
конкретных условий. Когда я начинал ра
ботать в НПО Энергия, была тяжелейшая
ситуация с достройкой пилы домов
20 и 22 по проспекту Королва. Строите
ли возвели жилые корпуса, но не хотели
достраивать подвал и первый этаж, так как
там располагались торговые точки, что не
входило в перечень работ, предусмотрен
ных руководящим постановлением. И ник
то, никакие партийные и советские органы,
в течение двух лет не мог их заставить
завершить объекты.
Дома большие, 8 корпусов, это был го
довой план строительства жилья всех гра
дообразующих предприятий, квартиры
после сдачи строений в процентном соот
ношении распределялись среди всех орга
низаций ракетно космической отрасли.
Ситуация казалась безвыходной.
Тогда вс базировалось на Госплане и
личных отношениях. В это время от Кали
нинграда в депутаты Верховного Совета
СССР баллотировался министр иностран
ных дел, член Политбюро ЦК КПСС Андрей
Андреевич Громыко, он скоро должен был
приехать в наш город выступать перед из
бирателями. Мы прикинули, как это можно
использовать.
Въезд в город со стороны Ярославского
шоссе в то время был очень неудобный,
дороги разбитые. Я взялся реконструиро
вать этот участок и установить там стацио
нарный пост ГАИ. Договорился на заводе
металлоконструкций в Москве, чтобы сде
лали здание поста это стоило нам мно
гочисленного оборудования и инструмен
Аркадий Мартыновский:
А.Л. Мартыновский родился 17 ноября
1939 года в городе Херсоне, после оконча
ния школы трудился рабочим на комбина
те производственных предприятий треста
Черноморстрой Главморстроя в Одессе.
В 1962 году, после окончания Одесского
инженерно строительного института, рабо
тал в системе Главмоспромстройматери
алов в Москве, с 1973 года на предпри
ятиях ракетно космической отрасли. В 1978
году назначен на должность заместителя
генерального директора по реконструкции
и строительству, первый заместитель гене
рального конструктора и генерального ди
ректора научно производственного объе
динения Энергия.
На протяжении последующих лет был
первым вице президентом, заместителем
руководителя Головного конструкторского
бюро ОАО РКК Энергия имени С.П. Коро
лва, членом Совета директоров корпора
ции и его председателем. В 19701980 х
годах Аркадий Леонидович на протяжении
пятнадцати лет возглавлял Совет замести
телей директоров градообразующих пред
приятий, который внс большой вклад в
строительство и развитие города.
Под руководством А.Л. Мартыновского
построена основная часть производствен
но испытательной базы на территории РКК
Энергия, в том числе сложнейшие соору
жения вторая очередь контрольно ис
пытательного стенда, корпус объединн
ной двигательной установки, реконструи
рованы практически все корпуса для обес
печения пилотируемых программ Мир
Шаттл, Мир НАСА, МКС. На космод
роме Байконур построены наземные комп
лексы, обеспечивающие испытания кос
мических аппаратов Союз, Прогресс,
стенд динамических испытаний системы
Энергия Буран, который позволял сни
мать частотные характеристики полнораз
мерных ракеты носителя и орбитального
корабля, раздельно и в пакете, создан блок
подготовки космонавтов к полтам.
В 1995 году лтный отряд РКК Энергия
был преобразован в авиакомпанию Кос
мос. Для обеспечения современного уров
ня обслуживания пассажиров и полтов, в
том числе международных, на территории
аэропорта Внуково 3 в 2006 году был по
строен современный авиа бизнес терминал.
Большая работа проведена А.Л. Марты
новским по комплексной застройке города
Королва. Для работников предприятий от
расли построено более 1 500 000 квадрат
ных метров жилой площади порядка 26
тысяч квартир. Вместе с жильм создава
лась и социальная инфраструктура: пост
роена городская больница 1 на 600 коек,
9 детских садов на 3000 мест, 7 школ на
9912 мест, торговые галереи, магазины.
Для решения социально бытовых воп
росов сотрудников РКК Энергия постро
ены санаторий Крепость в Кисловодске,
современный комбинат питания на терри
тории корпорации, реконструированы пан
сионат Восток в Туапсе, санаторий про
филакторий Подлипки, построен новый
пансионат Восход в Сергиево Посадс
ком районе, две столовые на космодроме
Байконур.
В Королве для медицинского обслужи
вания сотрудников построена крупнейшая
в Московской области медсанчасть 170,
оснащнная новейшим оборудованием,
е поликлиника обслуживает в смену 2500
человек. В 1998 году построена и сдана в
эксплуатацию детская поликлиника на
пр те Космонавтов на 300 посещений.
Эта поликлиника по качеству строитель
ства и оснащнности медицинским обо
рудованием является уникальным комп
лексом в Российской Федерации.
Под непосредственным руководством
А.Л. Мартыновского возведены два объек
та, которые в настоящее время являются
символами города это памятник С.П.
Королву на проспекте его имени и ракета
на въезде в город со стороны Ярославского
шоссе. Огромная работа проведена по стро
ительству инженерных сооружений, необ
ходимых для развития города. Построена
АТС на проспекте Королва, реконструи
рована насосно фильтровальная станция.
В 2008 году по инициативе А.Л. Марты
новского руководством корпорации было
принято решение и начаты работы по пере
воду части территории предприятия из про
мышленного назначения в земли для жи
лищного строительства. На освобождн
ной территории уже построены жилые
объекты и ещ будут построены всего
около 4000 квартир, подземные автосто
янки на 453 и 370 машиномест, два детских
сада на 90 и 100 мест. Проектируется стро
ительство встроенного детского сада на 45
мест, строятся школа на 830 мест, детские
и спортивные площадки.
Аркадий Леонидович Мартыновский на
граждн орденами Трудового Красного Зна
мени и Почта, является лауреатом Госу
дарственных премий СССР и Российской
Федерации, премии Правительства Россий
ской Федерации в области науки и техники,
ему присвоено почтное звание Заслужен
ный строитель Российской Федерации, он
почтный гражданин города Королва.
Аркадий Леонидович мастер спорта
СССР по альпинизму, совершил более ста
восхождений на горные вершины, поко
рил пик Ленина на Памире (7134 метра),
пик Каракол на Тянь Шане, гору Ужба на
Кавказе, несколько раз совершал экспе
диции на коварный Эльбрус, взбирался на
австрийские Альпы. Среди его друзей
Юрий Визбор, Юрий Соломин, Вениамин
Смехов, Михаил Жванецкий, Роман Кар
цев, штурман полярной авиации Валентин
Аккуратов и многие другие известные всей
стране люди.
Биографическая
справка
та, вплоть до сврл и другой мелочи, кото
рую пришлось заплатить за здание. Уста
новили его на въезде в город.
Остатся 20 дней до приезда Громыко, а
у нас не заасфальтированы дороги на въез
де, асфальт без предварительной заявки
взять негде, и помощи ждать неоткуда. В
городе тогда работал Виктор Баранников,
будущий министр внутренних дел РФ при
Ельцине, мы вместе разработали схему,
как выйти из этого положения. Сотрудники
ГАИ останавливали каждую машину с ас
фальтом, проходившую мимо, и заворачи
вали на строительство въезда в город. Во
дителям выдавалась справка об изъятии
груза, стоимость которого впоследствии
компенсировалась. И сделали дело, после
дний каток ушл с дороги за 2 часа до
приезда Громыко!
Андрей Андреевич выступил перед изби
рателями, подошло время для вопросов
ему был задан один единственный: заста
вить строителей доделать пилу. Это те
перь бизнесмен за деньги сделает вс, что
угодно тогда было совсем не так. В
результате московский строительный трест
получил указание закончить строительство,
и за 3 месяца вс было сделано, был вы
полнен громадный объм работ. Но для
этого нам пришлось использовать все воз
можные способы.
И этот эпизод не единственный. Когда
мы закончили строительство проспекта
Королва и начали застраивать улицу Иса
ева, возникла новая проблема сразу за
железнодорожной веткой начинался пус
тырь, сплошь застроенный сараями Мосэ
нерго, какими то мастерскими, прямо по
перк проспекта стоял громадный дере
вянный барак, полный соли. Хозяева этой
соли разговаривать с нами не хотели, обра
щения в высокие партийные и советские
инстанции не принесли результата, нам
сказали это ваш вопрос, вы его и решай
те.
Ситуация создалась в прямом смысле
тупиковая с проспекта Королва никуда
нельзя было выехать! Мы уже махнули на
не рукой, начали строить дома на улице
Исаева, и вдруг пожар, барак с солью сго
рел за один час. Соль тут же развезли по
другим местам, и мы быстро, за год, обору
довали переезд и соединили проспект с
улицей Исаева.
Из чего складывался процесс строитель
ства города? Из решения, казалось бы,
нерешаемых вопросов. Ещ один пример.
На нечтной стороне улицы Исаева стоял
целый город из бараков, в которых жили
работники Ярославской железной дороги,
страшное зрелище, и ничего нельзя было
сделать, все люди были там прописаны.
Пришлось один год почти вс построен
ное жиль отдать под расселение этих ба
раков, 254 квартиры. Это был беспреце
дентный случай, для градообразующих
А.Л. Мартыновский на открытии
детского сада.
Новый квартал ОАО
РКК Энергия.