background image
четверг
k
139, 4 декабря 2014 г.
Выпуск 99
Середина 1940 х годов это время,
когда разрабатывались и принимались
основополагающие решения по ста
новлению и развитию советской ра
кетно космической промышленности.
И хотя принимавшиеся решения за
фиксированы документами на высшем
государственном уровне, этот период
до сих пор недостаточно изучен исто
риками. В частности, интересен пери
од между выходом постановления от
13 мая и назначением С.П. Королва
главным конструктором изделия 1
в августе 1946 года. Попробуем с по
мощью архивных документов понять,
чем было обусловлено это решение.
Начало работ Министерства воору
жения по ракетам дальнего действия
Приказом Д.Ф. Устинова 463 от 30
ноября 1945 года на базе артиллерий
ского завода 88 в Калининграде было
образовано СКБ 88. Его направление
работ на тот момент имело исключи
тельно зенитную тематику, что зафик
сировано в плане научно исследова
тельских и опытно конструкторских
работ министерства от 23 марта 1946
года. Лишь 17 апреля 1946 года в
Докладной записке на имя И.В. Стали
на было предложено сосредоточить все
работы по ракетному вооружению с
управляемыми и неуправляемыми
жидкостными снарядами в Министер
стве вооружения.
Однако чткого намерения поручить
Министерству вооружения тематику
РДД в государственных структурах не
было вплоть до начала мая 1946 года.
Если принять во внимание, что проект
постановления О мероприятиях по
изучению и освоению реактивной тех
ники в Наркомате боеприпасов с осе
ни 1945 года находился в высших ин
станциях государственной власти и не
был принят до весны (см. Город на
уки 98, Калининградка от 25 сен
тября 2014 года), напрашивается вы
вод, что судьба советского ракето
строения решалась именно в это вре
мя. Принципиальное решение по дан
ному вопросу к началу мая уже было
принято, так как именно из секретари
ата Д.Ф. Устинова 7 мая был направлен
проект Постановления, подписанного
И.В. Сталиным 13 мая 1946 года и по
ложившего начало практическому ра
кетостроению.
Таким образом, Министерство воо
ружения было привлечено к тематике
РДД практически накануне выхода по
становления и было несколько неожи
данным для Д.Ф. Устинова, не владев
Устинов и Королв
шего на тот момент исчерпывающей
информацией об имеющихся специа
листах ракетчиках. Поэтому вопрос
выбора технического руководства по
Фау 2 был неоднозначным и крайне
ответственным. Прежде всего мини
стру предстояло ознакомиться с про
водимыми работами на месте, и 17 мая
он вместе с представителями Спецко
митета по ракетной технике вылетел в
Берлин.
Выбор Главного конструктора
изделия 1
Анализ документов, подготовленных
в ходе планирования работ над раке
той Фау 2 в Германии, позволяет в не
которой степени показать процесс
осознания Д.Ф. Устиновым места С.П.
Королва в нарождавшейся отрасли.
Например, план работ института Норд
хаузен по воссозданию Фау 2, утвер
жднный Д.Ф. Устиновым 31 мая, со
стоит из нескольких этапов, из кото
рых упомянем лишь пункты, касающи
еся С.П. Королва. Он был назначен
ответственным исполнителем за:
вос
становление чертежей по конструкции
ракеты вместе с К.И. Труновым;
работу
поезда лаборатории при проведении
пробных пусков Фау 2 в Германии вме
сте с Л.А. Воскресенским, Н.А. Пилю
гиным, С.Г. Горюновым и Б.Е. Черто
ком;
проведение пусков вместе с В.К.
Щитовым и Бригадой особого назна
чения;
составление программы и по
рядка проведения пусков вместе с Ю.А.
Победоносцевым, М.С. Рязанским, В.П.
Глушко, А.Г. Мрыкиным, Я.Б. Шором;
организацию и оборудование в СССР
опытной производственной базы для
сборки и постройки ракет типа А 4
вместе с П.С. Александровым.
В данном документе прослеживает
ся некоторая специализация имеющих
ся исполнителей очерчивание круга
лиц, из которых позднее предполага
лось выбрать руководителей работ.
В проекте постановления СМ СССР
Об организации работ по воссозда
нию ракеты дальнего действия А 4
(Фау 2), направленного Г.М. Мален
кову 21 июня 1946 года, С.П. Королв
предложен в качестве заместителя
главного инженера института Норд
хаузен Ю.А. Победоносцева, а напро
тив должности главного конструктора
фамилия не вписана.
24 июня 1946 года в дополнение к
указанному проекту в Спецкомитет был
направлен План освоения поставок аг
регатов и узлов, в котором определены
ведущие конструкторы по всем комп
лектующим, поставляемым для Фау 2.
При этом графа для ответственного за
окончательную сдачу ракеты также ос
талась пустой. Ту же картину мы видим в
варианте постановления от 27 июня.
И только в документе от 29 июня,
посланном в ЦК ВКП(б) Д.И. Царву,
мы впервые видим предложение кан
дидатуры С.П. Королва на должность
главного конструктора института Норд
хаузен с двумя заместителями В.П.
Мишиным и П.В. Мосоловым. А 27 июля
Д.Ф. Устинов просит Г.М. Маленкова
оформить постоянные пропуска в Гер
манию руководящим работникам ми
нистерств. В приложенном списке Сер
гей Павлович впервые назван глав
ным конструктором А 4, а 9 августа
1946 года это назначение было закреп
лено приказом министра.
Почему Королв?
Прежде всего, попытаемся обрисо
вать примерный круг кандидатов, из
которых Д.Ф. Устинов мог выбирать
главного конструктора ракеты дальне
го действия. Наверняка, сначала он мог
обратить внимание на коллег С.П. Ко
ролва по ГИРДу.
Ю.А. Победоносцев и М.К. Тихонра
вов были в числе немногих специалис
тов, первыми прикоснувшимися к тай
нам Фау 2 ещ в августе 1944 года на
полигоне Близна. В 1945 году Юрий
Александрович с самого начала непо
средственно работал в Специальной
технической комиссии генерала Л.М.
Гайдукова в Германии, а затем активно
помогал Спецкомитету во время упо
минавшейся майской командировки
1946 года. Однако, вероятнее всего,
лично для Ю.А. Победоносцева при
оритетными были вс таки работы по
пороховым ракетам, которыми он за
нимался с 1938 года.
Иначе обстояло дело с кандидату
рой М.К. Тихонравова, которому жид
костные ракеты были близки. Доста
точно вспомнить, что первая взлетев
шая в 1933 году советская ракета ГИРД 9
была конструкции Михаила Клавдие
вича, хотя е двигатель работал на ус
ловно жидком топливе. В дальнейшем
в стенах РНИИ отдел М.К. Тихонравова
разрабатывал ракеты с ЖРД на спир
токислородных компонентах топлива.
С начала 1945 года он активно занялся
разработкой на базе ракеты Фау 2 про
екта пилотируемого высотного ракет
ного аппарата ВР 190. Вероятно, из за
этого проекта в Германии Тихонравов
не был и на роль главного конструкто
ра не претендовал.
Ещ один гирдовец, Л.К. Корнеев, в
начале 1945 года обратился к Г.М. Ма
ленкову с просьбой создать под его
руководством конструкторскую груп
пу и производственную базу для про
ектирования и постройки жидкостных
ракет на дальность до 50 км. Комиссия
в составе П. Демен
тьева, В. Болховити
нова, В. Поликовско
го, С. Христианови
ча, Н. Жемчужина,
ссылаясь на то, что
Корнеев практичес
ки прекратил работы
в области жидко
стных ракет в 1940 г.,
в просьбе отказала,
но рекомендовала
использовать его в
ГЦКБ 1 по ракетной
технике Наркомата
боеприпасов.
Был ли использо
ван в НКБ энтузиазм
и опыт Л.К. Корнее
ва, неизвестно, но в
конце 1945 года у ру
ководства особого
конструкторского от
дела завода 70 НКБ, занимавшегося
изучением Фау 2, оказался авиаконст
руктор Александр Васильевич Силь
ванский, ещ в 1940 году отстранн
ный от работ по созданию истребителя
И 220 за техническую и организацион
ную несостоятельность. Его назначе
ние, по всей видимости, прошло во
преки мнению наркома, однако почти
год работы Сильванского по тематике
Фау 2 не имел результатов.
На счету С.П. Королва за время ра
боты в ГИРДе, РНИИ, Спецбюро НКВД
при авиационном заводе в Казани было
несколько успешных разработок ра
кет, а также ракетоплана РП 318 1,
совершившего свой первый полт в
феврале 1940 года. Орденом Знак
Почта была отмечена его работа по
установке реактивных ускорителей на
самолты винтомоторной группы. Кро
ме того, в 19441945 годах Сергей Пав
лович в письмах на имя П.В. Дементь
ева сообщал о своих проектах реактив
ных самолтов и ракет Д 1 и Д 2 на
дальность до 150 км и больше. 30 июня
1945 года он предложил организовать
Спецбюро по РДД с ближайшей зада
чей созданием ракеты Д 2 на даль
ность 156319 км.
Очевидно, что из всех возможных
кандидатур на роль главного конст
руктора Д.Ф. Устинов, хотя и не сразу,
выбрал наиболее подходящую. Тем не
менее назначение С.П. Королва побу
дило А.В. Сильванского к обращениям
в высшие инстанции в них он пытал
ся представить работу советских спе
циалистов в Германии как потмкин
скую деревню. В ответ на обвинения
Сильванского Д.Ф. Устинов обстоя
тельно описал объм выполненных в
Германии работ, который характери
зует результаты огромной организа
ционной деятельности, в том числе и
С.П. Королва:
1. проведена сборка 25 штук
ракет Фау 2 , что позволило создать
технологическую документацию, при
способления и инструмент ...
2. восстановлены технологичес
кий процесс, приспособления и инст
румент по производству двигателей для
ракеты Фау 2. Организованы сборка и
испытание двигателей ...
3. организован опытный участок
производства корпуса, хвостовой,
средней части и приборного отсека
ракеты Фау 2. восстановлено боль
шинство сборочных приспособлений и
сварочных машин... организована
механическая обработка газовых ру
лей с изготовлением необходимых спе
циальных станков и приспособлений.
4. проводилась работа по созда
нию чертежей ракеты Фау 2 немецки
ми специалистами. ...
это большая творческая рабо
та, которая не только не удлинила срок
выпуска ракет, а значительно его со
кратила.
К написанному следует добавить, что
в период с 16 октября по 13 ноября
1947 года на полигоне Капустин Яр
проводились пуски немецких ракет.
Испытания явились своего рода ито
гом работы, проделанной с 1945 года
по Фау 2, а также подтверждением,
что основные организационные реше
ния, принятые в тот период, оказались
верными. Что касается кадровых ре
шений, то следует признать: сделав
ставку на С.П. Королва, Д.Ф. Устинов
не ошибся и на много лет обеспечил
приоритет СССР в области не только
ракетостроения, но и космонавтики.
Любовь ВЕРШИНИНА
8 ноября 2014 года стартовала 60 я Россий
ская антарктическая экспедиция. В экспедиции
участвуют специалисты Информационно анали
тического центра координатно временного на
вигационного обеспечения (ИАЦ КВНО) ФГУП
ЦНИИмаш, основной задачей которых является
отработка технологий высокоточного позицио
нирования на основе ГЛОНАСС/ГНСС измерений
в высоких широтах с использованием современ
ных методов обработки спутниковых измере
ний.
Российская антарктическая экспедиция сезона
20142015 годов проводит работы в южных по
лярных областях планеты. Научно экспедицион
ное судно Академик Фдоров Арктического и
антарктического научно исследовательского ин
ститута (ФГБУ ААНИИ) Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды (Росгидромет) вышло в рейс от причала
Морского торгового порта Санкт Петербурга. Че
рез порт Бремерхафен судно проследует в порт
Кейптаун, а затем выйдет в акваторию Южного
океана и возьмт курс на российскую антаркти
ческую станцию Прогресс.
В рамках первого этапа экспедиции специали
сты ИАЦ КВНО: ведущий инженер Александр Ва
сильевич Чистяков и инженер II категории Нико
лай Васильевич Заляпин будут отрабатывать
технологии высокоточного позиционирования на
НОВОСТИ ЦНИИМАША
основе обработки ГЛОНАСС/ГНСС измерений
вдоль трассы перехода до порта Кейптаун.
Научно экспедиционное судно ледового клас
са Академик Фдоров построено в 1987 году и
названо в честь академика АН СССР, Героя Совет
ского Союза Е.К. Фдорова, работавшего на пер
вой отечественной дрейфующей станции Север
ный полюс 1. Судно оснащено современным
60 я Российская антарктическая экспедиция
маш при содействии департамента Береговой
охраны Пограничной службы ФСБ России и про
водился на новейшем корабле Береговой охраны
патрульном судне ПС 824.
Во время экспедиции проводилось тестирова
ние более десяти образцов одно и двухчастот
ной навигационной аппаратуры на основе ГЛО
НАСС и GPS. В результате эксперимента были
получены оценки реальной навигационной обста
новки вдоль трасс северного морского пути и
позиционирования отечественных образцов на
вигационной потребительской аппаратуры в раз
личных режимах навигации. Наряду с этим специ
алистами ИАЦ КВНО был проведн анализ каче
ства работы контрольно корректирующих стан
ций, расположенных на побережьях Северного
ледовитого и Тихого океанов, отработана техно
логия построения контрольной траектории на
основании апостериорной обработки данных раз
личных двухчастотных (L1, L2) ГЛОНАСС/GPS
примников с оценкой точности, проведена экс
периментальная отработка технологии обмена
данными между кораблм и ИАЦ КВНО, а также
диспетчерским центром КБ НАВИС в Санкт
Петербурге.
ИАЦ КВНО и пресс служба ФГУП ЦНИИмаш
научно исследовательским оборудованием и про
водит широкомасштабные работы в Арктике, Ан
тарктике и других районах Мирового океана.
Предыдущий эксперимент по оценке навигаци
онной обстановки в высоких северных широтах
проходил в 2011 году по маршруту Мурманск
Петропавловск Камчатский Невельск. Экспе
римент был организован ИАЦ КВНО ФГУП ЦНИИ
Научно экспедиционное судно ледового класса Академик Фдоров.
Министр вооружения генерал полковник
Д.Ф. Устинов. 1946 г.
С.П. Королв до назначения главным
конструктором советской баллистиче
ской ракеты. Германия, 19451946 гг.
Главные конструкторы первой советской баллистической ракеты. Капустин Яр, октябрь 1947 г.
Слева направо: В.П. Глушко, М.С. Рязанский, В.П. Бармин, С.П. Королв, В.И. Кузнецов.