background image
250 дней и вся жизнь?
четверг
k
142, 11 декабря 2014 г.
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
250 дней и вся жизнь?
250 дней и вся жизнь?
не будет принято решение о даль
нейшем использовании НИС
Космонавт Виктор Пацаев, то
предприятие самостоятельно не
сможет его содержать без допол
нительного финансирования из
Федерального бюджета.
Тот факт, что ветеран косми
ческого флота представляет ис
торический интерес, ни у кого не
вызывает сомнений. Это видно из
ответа генерального директора
Музея Мирового океана в Кали
нинграде Светланы Сивковой на
запрос Министерства культуры
РФ относительно НИС Космо
навт Виктор Пацаев.
Во всех странах мира такие за
служенные, имеющие собствен
ную историю, связанную со зна
ковыми периодами развития ци
вилизации, державы и техники,
суда и корабли взяты под особую
охрану государством, на них со
зданы музеи. Это норвежский
Фрам, на котором легендарный
Фритьоф Нансен три года дрей
фовал в Северном Ледовитом оке
ане, или шведский линейный ко
рабль Ваза, затонувший со всем
экипажем сразу после спуска на
воду в начале XVII века и поднятый
на поверхность в веке XX. В амери
канском городе Корпус Кристи
располагается музей авианосец
времен Второй мировой войны, все
экспонаты в котором находятся в
прекрасном состоянии.
В 1899 году Россией на воду
был спущен первый в мире ледо
кол, способный форсировать тя
жлые арктические льды. Имя ему
было Ермак, он добросовестно
водил караваны судов в Арктике
непосредственно до 1963 года! В
1964 году детище выдающегося
русского флотоводца, исследо
вателя и корабела адмирала С.О.
Макарова было пущено на слом.
Седые капитаны ветераны Север
ного морского пути плакали, про
вожая дедушку ледокольного
флота в последний путь. В ре
зультате чиновничьего равноду
шия и близорукости Россия утра
тила уникальный экспонат свое
го технического приоритета.
Какая судьба ожидает НИС Кос
монавт Виктор Пацаев? Попол
нит ли судно список охраняемых
государством исторических релик
вий, таких, как крейсер Аврора
в Санкт Петербурге, первый в мире
атомный ледокол Ленин в Мур
манске, или же раритету эпохи
триумфа отечественных достиже
ний в космосе суждено пройти
скорбным путм ледокола Ер
мак? Заслуженный ветеран двух
стихий океанов космического и
Письмо
вицепремьеру Правительства РФ
Д.О. Рогозину
Уважаемый Дмитрий Олегович,
Я Прощенко Владимир Алексеевич, ветеран
флота Службы космических исследований, ра
ботавший на научно исследовательском судне
Космонавт Георгий Добровольский. В дан
ном обращении я представляю ветеранские орга
низации Службы космических исследований
Москвы и Санкт Петербурга.
Как Вы знаете, суда этой Службы, уникальные
по своему назначению и технической оснащн
ности, были предназначены для сопровождения
космических программ СССР. С помощью этих
судов, имевших возможность работать в любой
точке Океана, ЦУП поддерживал бесперебойную
связь с космическими аппаратами на орбите,
управление и прим телеметриии. В немалой
степени благодаря наличию этих судов косми
ческая программа нашей страны до конца 90 х
годов развивалась успешно. Суда службы сопро
вождали полты космических аппаратов для ис
следования Луны и околоземного пространства,
многочисленных спутников связи, спутников на
учного и военного назначения. Успешные полты
по программе Энергия Буран также в ряду
событий, к которым причастны наши суда.
Вы, конечно, знаете, что они из себя пред
ставляли: Космонавт Юрий Гагарин, Акаде
мик Сергей Королв ...
К настоящему времени из 11 судов флота
Службы сохранилось одно НИС Космонавт
Виктор Пацаев, принадлежащее ОАО НПО Из
мерительной Техники, стоящее у причала Му
зея мирового океана в Калининграде, но про
должающее работать в контуре управвления
МКС.
Однако в 2015 году в связи с предстоящим
вводом в действие наземного измерительного
пункта в Калининградской области Пацаев
будет отстранн от работ и теперь судьба его
зависит от того, насколько государство и обще
ственность заинтересованы в сохранении суд
на, как памятника, наравне с такими кораблями,
как ледокол Ленин, крейсер Михаил Куту
зов, ледокол Красин. Не так уж у нас в
России много их памятников отечественного
судостроения, образцов уникальной техники,
судов, заслуживших память поколений своей
службой на благо страны.
Ветеранам известно, что в решении Морс
кой коллегии от 20 декабря 2013 г., принятом
Мирового имеет полное право
на создание на его базе полноцен
ного музея, с приданием музейно
го статуса самому судну.
Вот только времени на то, что
бы достойно устроить судьбу
последнего из могикан, оста
тся совсем мало.
А может быть, стоит предложить
Правительству Москвы взять НИС
Космонавт Виктор Пацаев под
сво крыло? Ведь стоят же напро
тив Северного речного вокзала и
подводная лодка Б 396 , и корабль
на воздушной подушке Скат, и
даже совершенно уникальный эк
спонат малый десантный экра
ноплан Орлнок.
Разве не найдтся на Москве
реке места для ещ одного му
зейного исторического судна, с
борта которого можно будет под
держивать связь с МКС, прово
дить экскурсии и занятия с под
растающим поколением, расска
зывая о малоизвестных, порой
драматических событиях, из ко
торых складывалась отечествен
ная история освоения космоса?
Мы должны строить сво бу
дущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент это патри
отизм. Мы, как бы долго ни об
суждали, что может быть фунда
ментом, прочным моральным ос
нованием для нашей страны, ни
чего другого вс равно не приду
маем. Это уважение к своей исто
рии и традициям, это ответствен
ность за свою страну и е буду
щее. (Президент России В.В. Пу
тин, 12.10.2012, Краснодар).
Владимир ЛОМАКИН
Фото из архива автора
под Вашим председательством, содержатся
два поручения по поводу сохранения научно
исследовательского судна Космонавт Вик
тор Пацаев и придания ему статуса культур
ного наследия России. Эти поручения были
даны Министерству культуры (В.Р.Мединс
кий) и Роскосмосу (О.Н.Остапенко).
В свою очередь, ветераны флота Службы
космических исследований подготовили и на
правили в Администрацию Президента РФ пись
мо с обращением, в котором обосновывается
необходимость сохранения судна в качестве
музея. Под письмом собраны подписи как ру
ководителей ветеранских организаций, так и
космонавтов СССР и России, заслуженных и
уважаемых деятелей.
Однако настораживает, что решение Морс
кой коллегии, по видимому, не исполняется, а
письмо к Президенту до адресата не дошло,
пущено по кругу и остатся без ответа. Нам
известно, что вопрос может упираться в деньги
судно нуждается в ремонте и освидетельство
вании Регистром. Но не однажды все мы стал
кивались также и с бюрократизмом и незаинте
ресованностью в деле тех, людей, которым дело
поручено.
Нас, ветеранов, беспокоит, что НИС Космо
навт Виктор Пацаев может постигнуть судьба
всех его братьев. Например, в 2005 году НИС
Космонавт Георгий Добровольский после
многих обещаний с разных сторон сохранить
судно было продано на слом за бесценок
ок. 25 млн. рублей!
Дмитрий Олегович,
Мы знаем Вас, как патриота своей страны,
знающего цену воспитанию у молодого поко
ления такого же патриотизма и уважения к
истории и достижениям Родины. Именно по
этому и обращаемся к Вам с просьбой прове
рить исполнение упомянутого решения Морс
кой коллегии, а также, насколько это возмож
но, посодействовать прохождению письма ве
теранов в адрес Президента с определнной
целью сохранение научно исследовалельско
го судна Космонавт Виктор Пацаев в каче
стве культурного наследия России, памятника
отечественного судостроения и истории кос
монавтики.
С уважением,
Владимир Алексеевич Прощенко,
ветеран СКИ ОМЭР АН СССР,
автор сайта, посвящнного НИС Космонавт
Георгий Добровольский http://niskgd.ru
197373 Санкт Петербург, Комендантский пр.,
34 1 169
Калининград. Экскурсанты штурмуют НИС Космонавт Виктор Пацаев.
Вот так мог бы стоять НИС Космонавт Виктор Пацаев на Москве реке! (Фотоколлаж.)