background image
четверг
k
9, 29 января 2015 г.
ВОСПОМИНАНИЯ
вое, ну и ну да, идеологически безупреч
ное, что уж тут говорить.
Потом, конечно, в эпохи перестроек и
переломов, нам приходилось иногда бук
вально отбиваться от обвинений в несов
ременности своего имени, объяснять это
традицией и памятью, но, если честно, до
сегодняшнего дня лично мне оно не вну
шает ни капли стыда или сожаления. За
бавно, правда, что в 1994 м мы неожидан
но были удостоены диплома от партии
Демократический выбор России за лич
ной подписью Егора Тимуровича Гайдара
в знак признания самоотверженного
труда по развитию юношеской журналис
тики и восхищения высоким мастерством
юнкоров клуба. Такой вот получился за
поздалый и странный привет от знамени
того деда, внук которого написал нам в
обращении юным балтийцам, видимо,
даже не подозревая о существовании го
рода в Подмосковье. Не могу сказать, что
мы очень гордились этой отметкой и осо
бенно подаренным к ней факсом (который
на тот момент нам даже некуда было по
ставить, потому что из редакции нас тогда
уже выселили, и мы скитались по школам
и детским клубам, но об этом чуть позже),
просто лишний раз убедились, какая вс
таки странная штука история
А в 1975 м наша отдельно взятая исто
рия разворачивалась так энергично и мощ
но, что, конечно, рассказать о ней во всех
подробностях в рамках газетной полосы
не воз мож но. Это правда. Думаю, что
все гайдаровцы меня поймут.
К сожалению, архивы клуба пока не ра
зобраны до конца, поэтому у меня нет
красивой статистики, сколько человек в
нм занималось, в каких школах были
пресс центры или юнкоровские посты,
сколько выпускников поступило на жур
факи обещаю собрать вс это (по воз
можности) для книжки. Но утверждение,
что в клуб записывались ребята абсолют
но из всех школ города (а были даже и из
Ивантеевки, Пушкино) и что во всех шко
лах выходили стенные газеты, не будет
голословным это точно. Набор прово
дили в начале учебного года, и никаких
особенных требований при приме не было,
а занятия до самого последнего дня оста
вались бесплатными! И народ к нам прихо
дил совершенно разный и отличники
боевой и политической подготовки, и ти
хие поэты сказочники, и неумные троеч
ники, и трудные, а потом и панки с ме
таллистами, и просто белые вороны в
своих классах все, у кого что то необъяс
нимое зудело внутри и хотелось этим
необъяснимым поделиться или просто по
нять, что же с ним делать? Непременным
оставалось только одно условие рабо
тать. Честно, терпеливо, без нытья и ожи
дания славы, учиться, помогать, слушать,
думать, выковыривать из себя вс лишнее,
становиться КЕМ ТО, кому не вс равно,
как устроен этот мир.
На занятиях, которые до начала 1990 х
проходили прямо в стенах редакции, учи
лись работать со словом и текстом, об
щаться, слушать, доказывать, изучали жан
ры, историю журналистики и литературы,
основы организации издательского дела,
радиожурналистики. Писали очень много
и по заданию редакции, и по зову серд
ца. Но каким бы ни был творческий порыв,
любая, даже самая маленькая заметка,
проходила обязательный этап обсуждения
всей группой. Это очень непростой момент
для многих начинающих журналистов
прочитать вслух свою нетленку, выслу
шать от товарищей не всегда приятные
замечания, суметь отстоять сво мнение
или даже переделать материал заново.
Были и слзы, и обиды, и настоящие ссо
ры, и, да, не всегда объективные, сужде
ния. Но так закладывалась настоящая шко
ла за каждое сво слово ты отвечаешь
лично. Можешь сделать лучше делай!
Сумел блестяще раскритиковать сумей
и прийти на помощь, покажи, что умеешь
сам. И пиши так, чтобы всем было понятно
а зачем? Где то деликатно, а иногда и до
вольно жстко, Галина Васильевна и все, кто
потом становились руководителями клуба,
вытряхивали из нас навсегда представление
о журналистике, как о чм то исключитель
но красивом и романтическом, расцвечен
ном путешествиями, интересными людьми и
близостью к звздам. Да, отбор, но отбор,
мне кажется, честный, который в итоге ос
тавлял только тех, кто готов был вместе с
романтикой хлебнуть и пота, и крови, и не
признания, и рутины, просто потому, что не
мог жить иначе и быть кем то другим. Зато
какое это было тплое, настоящее счастье,
когда тебе говорили: Молодец! Отличный
текст пойдт в номер!
Но не подумайте, что занятия были толь
ко суровой закалкой и тренировками на
износ! Мы очень много играли в серьз
ное (тогда ещ не знали понятия роле
вая игра) и не очень, жонглировали тема
ми, словами, образами. Одной из самых
любимых форм была разминка такое
своего рода блиц упражнение на фанта
зию и самовыражение. С не все годы на
чиналось каждое занятие за 1015 ми
нут надо было написать сказку из задан
ных слов, расшифровать неизвестное по
нятие, создать манифест несуществующей
партии, сочинить стихотворение из слов на
одну букву, развернуть метафору, приду
мать двадцать способов применения по
еденного молью валенка и ещ тысячи (не
шучу!) вариантов маленьких безумств, из
ложенных интересно, захватывающе и нео
жиданно. Помимо того, что это было все
гда весело, тут решались и сразу несколь
ко задач умение собраться, сработать
оперативно и нестандартно. Штампы всех
видов и размеров гибли в этом горниле в
муках и навсегда!
А ещ было бесчисленное количество
встреч с журналистами, писателями,
актрами, читателями. Мы проводили и
круглые столы, и пресс конференции,
устраивали агитбригады и живые газеты
ко Дню печати, Дню Гайдара, Дню пионе
рии, а уж сколько состоялось юнкоров
ских рейдов и операций: Школьная стро
ка, Юнкоровский портфель, Юнкор
запевала хороших дел, Девиз юнкора
оперативность. Организовывали кон
курсы Рыцари пера, учбу пионерского
и комсомольского актива, дискуссионные
клубы, семинары, слты, пресс десанты в
школах, конкурсы стенгазет, работали в
оперативных пресс центрах на Зарницах,
слтах, ярмарках солидарности, готовили
передачи на городском радио и создавали
собственные слайд фильмы.
В самые активные наши годы каждый
член клуба в своей школе делал стенные
газеты и даже радиопередачи. И уровень
нужно было держать очень высокий, пото
му что отвечать за него приходилось опять
же лично и регулярно. Оттуда же и навсег
да мы вынесли уверенность, что даже ру
кодельная газета на листе ватмана может
СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ КЛУБА
Из материала Ирины Ханхасаевой в Российской газете (16 июля 1993 года) Я не стану
ждать, когда на защиту правды встанет кто то раньше меня:
Во Франции при министерстве образования функционирует специальный центр по
связям образования и СМИ (КЛЕМИ). Сотрудники этого центра вот уже несколько лет
прилежно, как школьники, изучают феномен юнкоровского движения в России, считая,
что это мощнейшее средство для самовыражения юных личностей
Из положения о юнкоровских постах:
Юнкоровские посты создаются в каждой школе для связи между юнкоровским
клубом при городской газете и школьными редколлегиями. Такая связь помогает с одной
стороны шире и глубже освещать жизнь школы, работу комсомольской и пионерской
организаций, ученического комитета, совета друзей октябрят в городской газете и в
программах городского радио, а с другой стороны, сделать более интересными и
боевыми школьные газеты и радиопрограммы
Артек был, Океан был, дворец Кочубея был а теперь вот есть Славутич. Я
вообще то экзотику люблю, но друзья остаются друзьями везде, в Африке или на Луне,
неважно. Кстати, о Луне
(Елена Стажкова, страничка Гайдаровец 28 февраля 1995 года)
Рыцари пера
Странствующему рыцарству всех времн посвящается
(игра аттестация для начинающих юнкоров)
Ведущие: двухголовый Дракон Монстр Жур (в просторечии Жора), его Секретарша, она же
Принцесса газетных жанров (эмансипированная, обаятельная, деловитая, современная).
Каждый из участников странствующий Рыцарь пера. Таким образом, игра представ
ляет собой своего рода рыцарский турнир со всей необходимой атрибутикой.
По итогам игры ребята общими силами выпускают стенную газету.
Клятва юнкора
Пополняя дружную армию рыцарей пера, мы, будущие юнкоры, клянмся:
всегда следовать заповедям юнкора и подчиняться правилам школьной редакции;
дорожить честью своей газеты;
никогда не использовать перо для личной выгоды или мести.
Клуб старшеклассников
Уже заметны первые сдвиги. С интересом читаются материалы Лиды Мещеряко
вой и Оли Зеркиной, учениц школы 13; Володи Богачева из школы 11; Юли Самсо
новой из школы 8. Успешно справились с первыми заданиями Оля Бондаренко
(Болшевская школа 3), Таня Веселова (школа 13), Надя Кулакова (Болшевская
школа 1), Оля Фельдшер (школа 12), Галя Фирсанова (школа 8), Саша Усова
(школа 10), Наташа Волынская (школа 12). Тем, чьи заметки опубликованы, на
заседаниях клуба вручаются специальные удостоверения. Первыми такие удостовере
ния получили Ю. Самсонова, В. Богачев, Л. Мещерякова.
(Заметка Г. Маркеловой в Калининградской правде, 1975 год)
Из озвучки к слайд фильму:
Почему мы так много говорим об 11 й школе? Дело в том, что е пресс центр является
базовым, то есть образцовым. В ней выпускают три газеты: для октябрят, пионеров и
общешкольную. И каждый пятый член нашего клуба учится в школе 11.
А вс таки
(Продолжение. Начало на с. 7)
(Продолжение на с. 9)
На юбилее Гайдаровца.