background image
четверг
k
12, 5 февраля 2015 г.
Выпуск 100
так называется новая книга Анатолия
Филипповича Евича, чьи предыдущие ра
боты Книга о ракетчике и Бутылка шам
панского давно знакомы ценителям твор
чества этого интересного автора.
В состав
книги вошла и повесть Стеша, перекоче
вавшая сюда из Бутылки шампанского..
В прологе, озаглавленном Сюжеты не
начатого романа, автор посвящает потен
циального читателя в некоторые секреты
своей творческой лаборатории:
Незаконченная картина... Неоконченная
симфония... Не хватило дней и ночей, от
пущенных судьбой, чтобы завершить труд,
создававшийся годами. Обидно и грустно
за авторов. Но ещ больше можно было бы
назвать неначатых дел.
Спросите у любого русского человека,
много ли у него планов на будущее. И он
скромно ответит: Да есть маленько. А в
этом маленько вся Вселенная.
Иногда попутчику в дороге раскроет что
то из своих задумок, может быть, расска
жет о самой сокровенной из них.
Знал я одного инженера ракетчика. Он
немного пописывал в научно популярном
КНИЖНАЯ ПОЛКА
жанре. Хобби у него такое. Наверное, его
статьи были интересны для читателя, по
тому что нередко появлялись в столичных
и периферийных газетах и журналах.
Однажды он мельком упомянул о сво
м... неначатом романе. И хотя первый
разговор о романе был сверхкратким, эта
информация основательно поселилась в
моей памяти. При каждой нашей встрече я
просил рассказать о развитии сюжетов,
действующих лицах. И восхищался.
Как ты классно вс придумал!
Да ничего я не придумывал, это чис
тейшая правда, никем персонально не со
чиннная, а сотворена многими.
Напиши обо всм этом, будет инте
ресно.
Не буду даже начинать. Не издадут.
Вот тут я с ним категорически не согла
сился. В наше время расцвета демократии,
неограниченной свободы слова и нецен
зурщины можно писать, говорить (началь
ству!), петь о чм угодно, играть на каком
угодно инструменте, в танце совершать
любые телодвижения. Никто не запретит.
Если захотят, вс напечатают, покажут по
Нули на пьедесталах
Нули на пьедесталах
Запуском первой лтной версии тяж
лой ракеты носителя (РН) Ангара А5
завершился начальный, самый ответствен
ный этап лтно конструкторских испыта
ний семейства новейшей российской раз
работки ракетно космической отрасли.
Экспериментальная отработка лтных об
разцов подтвердила правильность выбран
ной стратегической линии развития средств
выведения и конструкторских решений,
воплощнных в семействе РН Ангара.
Действительно, для нашей ракетно кос
мической отрасли и, пожалуй, для России
в целом это большое, очень важное собы
тие Своим успехом инженеры, конст
рукторы, испытатели и военнослужащие
показали, что Россия остатся одним из
признанных мировых лидеров в освоении
космического пространства так оха
рактеризовал произошедшее событие Пре
зидент России Владимир Путин.
Ангара новое поколение ракет но
сителей, работы над созданием которых
были начаты в 1995 году. В основу конст
рукции был заложен принцип модульной
сборки, когда для создания носителя бо
лее высокого уровня используются уни
фицированные блоки модули. Разные
варианты ракеты реализуются с помощью
универсальных модулей: один модуль для
носителей лгкого класса, три для носи
КОСМИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ
Игорь КРОХИН:
Все основные элементы конструкции
КРК Ангара проходили испытания у нас
теля среднего класса и пять для носите
ля тяжлого класса. Масса выводимой на
орбиту полезной нагрузки от 1,5 тонны
до 25 тонн.
Универсальные ракетные модули (УРМ)
прошли опережающую отработку ещ в со
ставе экспериментальной РН лгкого клас
са Ангара 1.2ПП, успешный пуск которой
в июле 2014 года положил начало лтным
испытаниям космического ракетного комп
лекса (КРК) Ангара на космодроме Пле
сецк. Кроме того, прототип первой ступени
Ангара 1.2ПП УРМ 1 прошл лт
ные испытания в составе первой южноко
рейской ракеты носителя KSLV, три пуска
которой были проведены в 2009 м, 2010 м
и 2013 годах соответственно.
Ввод КРК Ангара в эксплуатацию по
зволит России запускать космические ап
параты всех типов со своей территории и
обеспечит нашей стране гарантированный
независимый доступ в космос. Уникаль
ные технические решения, заложенные при
проектировании КРК, позволяют с одной
пусковой установки осуществлять пуски
всех РН семейства Ангара лгкого,
среднего и тяжлого классов.
Ведущая роль в экспериментальной от
работке конструкции в целом, отдельных
блоков, узлов и агрегатов КРК Ангара на
прочность, динамические и виброиспыта
ния принадлежит Центру прочности ФГУП
ЦНИИмаш, которым руководит кандидат
технических наук, лауреат Государствен
ной премии СССР и премии Правительства
Российской Федерации Игорь Крохин. Се
годня Игорь Александрович рассказывает
о возглавляемом им центре и участии в
отработке РН Ангара.
Игорь Александрович, какие задачи
решаются Центром прочности института?
Центр прочности ФГУП ЦНИИмаш
является головным научно исследователь
ским подразделением Федерального кос
мического агентства (Роскосмос) по отра
ботке прочности и динамики изделий РКТ
и решает весь спектр вопросов, стоящих
перед разработчиками различных объек
тов космической инфраструктуры.
Наши специалисты сопровождают весь
цикл создания и эксплуатации образцов
новой техники в части их прочности и ди
намики, начиная с экспертизы проектной
документации, проведения теоретических
и экспериментальных исследований в час
ти статической, термостатической, вибра
ционной, ударной и ресурсной прочности
конструкций, прочности конструкционных
материалов и энергетических установок.
Мы оцениваем результаты наземной отра
ботки изделий, выдам заключения о до
пуске объектов к эксплуатации и при про
длении их ресурса.
Кроме того, сотрудники центра опреде
ляют политику ракетно космической от
расли в части обеспечения необходимых
свойств изделий, разрабатывая норматив
но техническую документацию, содержа
щую нормы, правила и методы расчтно
экспериментальной отработки прочности
и динамики изделий, методические и спра
вочные материалы, методики и программ
ное обеспечение расчтов нагрузок.
Центр также принимает участие в иссле
дованиях прочности конструкций граждан
ского назначения: створок шлюзовых во
рот гидротехнических сооружений, в том
числе судоходных каналов, элементов неф
тепроводов, другие работы. В 1990 е годы,
когда государство испытывало трудности
с финансированием работ по модерниза
ции сети внутренних водных путей, наши
исследования позволили сэкономить мил
лиарды бюджетных рублей.
Какие исследования проводились в
Центре прочности при разработке конст
рукций и экспериментальной отработке
КРК Ангара и, в частности, РН Ангара
А5?
Ввиду статуса Центра прочности
ЦНИИмаша в структуре Роскосмоса по
нятно, что все основные теоретические и
экспериментальные работы по обеспе
чению прочностных и динамических ха
рактеристик КРК Ангара, выдаче зак
лючений на допуск к лтным испытани
ям проводились на нашей базе.
Дважды в Центре прочности проводи
лись зачтные статические испытания ба
зового элемента РН Ангара А5 уни
версального ракетного модуля. Все эле
менты УРМ также проходили виброиспы
тания у нас. Работы сотрудников центра
позволили обеспечить прочность паяных
соединений сопла двигателя РД0124А. На
нашей базе проводились динамические
испытания натурного бокового блока РН
Ангара А5, была разработана динами
ческая схема РН Ангара А5 для созда
ния системы управления.
В ходе испытаний выявлялись и устра
нялись дефекты конструкции РН Ангара
А5. Так, например, во время зачтных
статических испытаний в обеспечение
прочности промежуточного отсека первый
экземпляр сборки в ходе испытаний был
разрушен, а выявленные при этом конст
руктивные недостатки были устранены при
изготовлении второго отсека. Повторные
испытания сборки были завершены в мар
те 2011 года с положительным результа
том.
Научными сотрудниками центра было
выпущено заключение по результатам на
учно технического обеспечения отработ
ки прочности РН Ангара А5, перед нача
лом лтных испытаний выдано положи
тельное заключение о допуске РКН Анга
ра А5.1Л в части прочности.
В работах по обеспечению успешного
старта и полта первой лтной версии тя
жлой РН Ангара А5 Ангара А5.1Л
принимали участие многие специалис
ты Центра прочности. Особо хотелось бы
отметить заслуги Анатолия Ивановича Ли
ходеда, Льва Викторовича Докучаева, Алек
сандра Андреевича Малинина, Сергея Ар
кадьевича Владимирова, увы, ныне покой
ного Виктора Владимировича Забудкина.
Большой вклад в общее дело внесли мно
гие другие сотрудники центра.
К словам Игоря Александровича Крохи
на можно добавить, что КРК Ангара бу
дет способен выводить практически весь
спектр перспективных полезных нагрузок
во всм требуемом диапазоне высот и на
клонений орбит, в том числе и на геостаци
онарную, обеспечивая действительно га
рантированную независимость отечествен
ного космоса.
Беседовал
Владимир ЛОМАКИН
Начальник Центра прочности И.А. Крохин.
Статические испытания РН Ангара.
телевизору. Пусть народ читает, смотрит,
слушает. Пусть развлекается и не задумы
вается о житейских неурядицах.
Много наговорил мне автор неначатого
романа. Благо, времени у нас было доста
точно: вместе ездили за город. Осваивали
садово огородные участки, строили доми
ки, которые мы возвышенно и высокомер
но называли дачами. Дорога была не ближ
ней. Туда двумя электричками и автобу
сом, затем пешком полчаса. Назад таким
же способом. И продолжалось это четыре
года.
А что, если я опишу рассказанные
тобой события и издам? Конечно, на тебя
сошлюсь, сказал как то я.
Как хочешь... Твой вопрос. Только
меня не втравливай в это бесполезное дело,
от авторства отказываюсь. Не мо это.
Сказал, как топором рубанул.
Думал я, думал. И решил обнародовать
некоторые запомнившиеся сюжеты нена
чатого романа. Многие помогли мне сло
вом и делом при подготовке и издании
сюжетов, окаймлнных рамками мысли
мого, но неначатого романа. Простое пере
числение фамилий моих помощников за
няло бы целую страницу, а если с инициа
лами полторы. Это не читабельно...
Всем, всем, кто помогал, мо пре
огромное спасибо и пожелания житейских
успехов.
А дальше читателю надо самому пус
каться в путешествие по страницам книги,
где гармонично сосуществуют и произ
водственная проза, и детектив, и любов
ная история, и встречи со знакомыми по
жизни персонажами.