background image
4
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
29 (18343)
17 марта 2015
Начало
Из воспоминаний Владими-
ра Васильевича Молодцова
главного проектанта
корабля Восход-2:
18 мая 1964 года Сергей
Павлович Королв приходит
в наш сектор и предлагает
отложить все работы и СРОЧ-
НО переключиться на проек-
тирование корабля для обе-
спечения первого выхода че-
ловека в открытый космос;
кораблю присвоить индекс
Восход-2 (Восход-1 пер-
вый многоместный корабль
был запущен 12 октября 1964
года).
На следующий день 19 мая
Сергей Павлович снова при-
шл в сектор, попросил пока-
зать, что сделано за это вре-
мя, и сказал: Дайте мне ра-
бочую тетрадь, и я сам изло-
жу, что надо делать. В рабо-
чей тетради (засекреченная
амбарная книга) С.П. своей
рукой сделал запись-зада-
ние на проектирование ко-
рабля Восход-2.
В последующие дни Коро-
лв почти ежедневно утром в
9 часов и вечером после ра-
боты заходил в сектор, что-
бы быть в курсе дел, и дер-
жал проектные разработ-
ки под личным контролем.
Вновь разработать надо бы-
ло многое: шлюз, выходные
скафандры, кресла пилота, на
новых принципах пульт пило-
та, и другие системы и агре-
гаты. Проектным сектором
были подготовлены исходные
данные, согласованы со все-
ми отделами ОКБ, смежны-
ми организациями и утверж-
дены Сергеем Павловичем.
Они явились основанием для
разработки систем и агрега-
тов корабля; далее следова-
ло их изготовление, автоном-
ные испытания, установка на
борт, испытания в КИСе заво-
да и, наконец, в начале фев-
раля 1965 года вывоз беспи-
лотного и пилотируемого ко-
раблей на полигон.
От выдачи Сергеем Павло-
вичем задания до отправки
Восхода-2 на полигон про-
шло около девяти месяцев
как надо было всем работать,
чтобы уложиться в такие сро-
ки! Испытания на полигоне
беспилотного и пилотируе-
мого кораблей шли практи-
чески параллельно.
Лтные испытания
беспилотного корабля
22 февраля 1965 года был
запущен беспилотный ко-
рабль. Подготовка к запуску
и старт прошли без замеча-
ний. На первом же витке про-
грамма полта была выпол-
нена: проверены все опера-
ции шлюзования в автомати-
ческом режиме и новая теле-
визионная линия. На КП чт-
ко видели изображение шлю-
за. Г.И. Северин (разработ-
чик шлюза), А.Ф. Богомолов
(разработчик телевизионной
линии) и П.Ф. Брацлавец ли-
ковали. Принимается реше-
ние спускать корабль, для че-
го по КРЛ (командная радио-
линия) с двух наземно-изме-
рительных пунктов (НИП)
Елизово и Ключи на Кам-
чатке выдаются команды
на включение штатного цик-
ла спуска 4 ПВУ Гранит
(один НИП основной, а вто-
рой его дублирует, в случае
необходимости). Команды на
борт прошли, ещ в зоне ви-
димости НИПов телеметрия
показала включение ТРАЛА
телеметрия и РУБИНА
контроль орбиты. На 10 мину-
те должен был отстрелиться
шлюз, а на 71 минуте, в слу-
чае устойчивой ориентации,
включиться автоматика за-
пуска ТДУ (тормозной двига-
тельной установки). Прибли-
зительно через 60 минут ко-
рабль должны были увидеть
в Евпатории, Симферополе,
затем в Тюра-Таме, но он не
появился. Мы с В.В. Молод-
цовым находились в комна-
те опергруппы, рассмотрели
циклограммы ПВУ и пришли
к выводу вместо штатного
включился аварийный цикл
спуска и сработало АПО (ава-
рийный подрыв объекта).
В комнату опергруппы
входит Борис Викторович Ра-
ушенбах, обращаясь ко мне
и Молодцову говорит: Вас
просит зайти Серей Павло-
вич. Входим в кабинет. Ко-
ролв стоит почти у двери,
на столе разложены цикло-
граммы ПВУ видимо, они
с Борисом Викторовичем
их смотрели. Сергей Павло-
вич спрашивает: Что про-
изошло? Отвечаем: Дума-
ем, что включился аварий-
ный цикл и сработало АПО.
Главный конструктор пронза-
ет нас взглядом и спрашива-
ет: А что будет на пилотиру-
емом? Мы не успеваем рот
открыть, он махнул рукой и
говорит: На пилотируемом
ведь нет АПО. Идите и разби-
райтесь дальше. На следую-
щий день Сергей Павлович в
МИКе не появился. Его не бы-
ло дней пять. Говорили, что у
него плохо с сердцем.
На следующий день со-
стоялось заседание Госко-
миссии, на котором стоя-
ли два вопроса: почему вме-
сто штатного включился ава-
рийный цикл ПВУ и почему
сработало АПО. Заслушали
А.С. Мнацаконяна главно-
го конструктора КРЛ и ме-
ня по ПВУ. Армен Сергеевич
объяснил, что в КРЛ все ко-
манды закодированы, коман-
ды на включение штатного
цикла спуска идут простым
кодом, а аварийного слож-
ным (защита от ложного сра-
батывания). Я же нарисовала
две пары контактов реле, за-
мыканием которых включал-
ся цикл ПВУ, на включение
каждого цикла были свои ре-
ле. Нас рассудить могли толь-
ко телеметрические плнки
камчатских НИПов.
Плнки ждали приблизи-
тельно пять дней, их расшиф-
ровали в РБ на 10-й площад-
ке Байконура, там же состоя-
лось заседание Госкомиссии.
О результатах анализа докла-
дывал А.А. Большой (полков-
ник, ответственный за НИК).
Оказалось, что простые ко-
манды на включение штат-
ного цикла спуска 4 с двух
НИПов поданы одновремен-
но и наложенные друг на дру-
га бортовой дешифратор вос-
принял, как одну сложную
включение аварийного цик-
ла спуска. Эта версия была
проверена в фирме Мнацако-
няна. Был получен тот же ре-
зультат.
Почему же сработало
АПО? В аварийном цикле ПВУ
нет команды на отстрел шлю-
за, поэтому при включении
ТДУ из-за эксцентриситета
часть тормозного импульса
израсходовалась на закрутку
корабля, спуск пошл по не-
расчтной траектории, и сра-
ботала система АПО.
Осталась не проверенной
работа автоматики, обеспе-
чивающей отстрел шлюза от
корабля. Для этого по специ-
альному техническому зада-
нию был доработан очеред-
ной беспилотный корабль
Зенит (спускаемый аппа-
рат был аналогом СА корабля
Восход-2). На нм был уста-
новлен макет шлюзовой ка-
меры и системы е отстрела.
Запуск 7 марта 1965 года про-
шл успешно, что подтверди-
ла специальная комиссия.
В результате все вопросы,
связанные с беспилотным ко-
раблм, были решены.
Лтные испытания
пилотируемого корабля
16 марта 1965 года в за-
ле МИК состоялась пресс-
конференция для журнали-
стов, на которой присутство-
вали и участники подготовки
Востока-2. Выступил Сер-
гей Павлович, он подробно
рассказал о задачах пилоти-
руемого пуска (главное вы-
ход космонавта в открытый
космос) и изложил свои мыс-
ли по дальнейшему развитию
космонавтики (это было по-
следнее при жизни выступле-
ние Королва). После высту-
пления он ответил на вопро-
сы журналистов.
В этот же день состоя-
лось заседание Госкомиссии
по готовности к пуску и ут-
верждению экипажей: основ-
ного и дублирующего. В за-
ле заседания стол президи-
ума стоял буквой Т. За ко-
роткой перекладиной сидели:
М.В. Келдыш, А.Ю. Ишлинский,
С.П. Королв, Г.А. Тюлин и
А.Ф. Каманин. Слева (если смо-
треть из зала) за длинной пе-
рекладиной сидели: П.И. Беля-
ев, А.А. Леонов, Д.А. Заикин
и Е.В. Хрунов. Это заседание
снимали на киноплнку, и его
кадры часто мелькают в до-
кументальных фильмах, осо-
бенно сердитое лицо Сергея
Павловича он пишет запи-
ску, передат и показывает,
кому она адресована. Она бы-
ла адресована Е.В. Шабарову
(заместителю технического
руководителя) и Е.А. Фроло-
ву (ведущему конструктору).
Они опоздали и сели у двери
за киноаппаратами.
Сергей Павлович доложил,
что вся техника ракета и
корабль прошла предвари-
тельные испытания и просит
разрешение на старт; А.Ф. Ка-
манин представил будущих
космонавтов: Беляев и Лео-
нов основной экипаж, За-
икин и Хрунов дублирую-
щий. Дали слово космонав-
там. Они благодарили за до-
верие и обещали выполнить
задание. Госкомиссия приня-
ла два решения: технику на
старт, экипаж утвердить, ут-
вердили и даты: 17 марта
вывоз, 18-го пуск.
18 марта 1965 года в10 ча-
сов по московскому време-
ни состоялся запуск пилоти-
руемого корабля Восток-2 с
космонавтами: Павлом Ива-
новичем Беляевым коман-
диром корабля и Алексеем
Архиповичем Леоновым
вторым пилотом.
На первом же витке
П.И. Беляев с пульта управ-
ления шлюзованием провл
расчековку шлюза, перепуск
воздуха из спускаемого ап-
парата в шлюз, открытие лю-
ка СА. А.А. Леонов надел ра-
нец и перешл в шлюз. Бе-
ляев закрыл люк СА, сбро-
сил давление из шлюза и от-
крыл крышку люка шлюза в
11 часов 32 минуты 54 секун-
ды над Чрным морем по на-
чалу зоны видимости НИПа в
Евпатории. С этого момента
Леонов оказался в космиче-
ском вакууме. О пребывании
вне корабля и о трудностях
возвращения в него Алексей
Архипович за прошедшие 50
лет много рассказывал в ин-
тервью и фильмах. Расскажу
об обстановке в опергруппе
на полигоне: плавание Лео-
нова вне корабля мы наблю-
дали на экране телевизора;
радовались, конечно, улы-
бался и Сергей Павлович, но
ждали сообщения о возвра-
щении его в СА. Облегчн-
но вздохнули, когда закрылся
люк спускаемого аппарата.
А.А. Леонов в свободном по-
лте находился 12 минут 9 се-
кунд.
Казалось, что все волне-
ния позади. Как мы ошиба-
лись! После размещения Лео-
нова в кресле воздух СА стал
перенасыщаться кислородом.
Его давление достигло опас-
ной величины 460 мм рт. ст.
С этой ситуацией космонав-
ты справились, снизив темпе-
ратуру. Постепенно давление
пришло в норму. Рассматри-
вались разные причины слу-
чившегося, но однозначного
вывода сделать не удалось.
19 марта 1965 года на
ФО
Т
О
ИЗ АРХИВА АВТ
ОР
А
ФО
Т
О
ИЗ АРХИВА АВТ
ОР
А
Экспресс-информация космовидения с автографами Е.А. Фролова ве-
дущего конструктора, В.Н. Провецкого начальника 3-го главного управ-
ления Минздрава СССР, А.А Большого полковника, отвечающего за НИК,
Б.В. Раушенбаха, Ю.С Быкова главного конструктора радиосистем,
А.С. Мнацаконяна главного конструктора КРЛ и других.
Задание на проектирование корабля Восход-2, сделанное рукой
С.П. Королва.
Как это было
50 ЛЕТ ПЕРВОМУ ВЫХОДУ ЧЕЛОВЕКА
Таисия КОГУТЕНКО, ветеран РКК
Энергия, заслуженный испыта-
тель космической техники