background image
5
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
29 (18343)
17 марта 2015
17 витке намечалась посадка
корабля, для чего на 16 вит-
ке по КРЛ включили штатный
цикл спуска 4 ПВУ Гранит.
На 39 минуте цикла включа-
лась автоматическая систе-
ма ориентации, на 70 минуте
тест АСО, который в тече-
ние одной минуты фиксиро-
вал наличие признака Готов-
ность АСО, разрешающего
включение ТДУ. АСО не рабо-
тала, ТДУ не включилась.
В зоне видимости пун-
кта в Евпатории экипажу бы-
ло дано указание спускаться
в ручном режиме. На 18 вит-
ке П.И. Беляев на пульте пи-
лота в указанное Землй вре-
мя включил ручной цикл спу-
ска ПВУ (на пульте Спуск 3).
По этому циклу на 1, 3 и 9 ми-
нутах проходили подготови-
тельные операции к включе-
нию СУ ТДУ (система управ-
ления ТДУ); на 10 минуте сни-
малась блокировка с кнопки
запуска ТДУ, с 10 по 20 мину-
ту Павел Иванович проводил
ручную ориентацию с помо-
щью прибора Взор (визир
ручной ориентации) и руч-
ки управления. На 20 минуте
на пульте загорался транспа-
рант Отбей цикл или включи
ТДУ. Беляев включил ТДУ.
Телеметрическое судно
Ильичвск в Гвинейском за-
ливе передало, что ТДУ вклю-
чилась, и корабль сошл с
орбиты. Группа поиска его
не увидела. Оказалось, ко-
рабль приземлился с боль-
шим перелтом в лесной тай-
ге Пермской области. Из-за
чего произошл перелт, как
вспоминал В.В. Молодцов,
стало известно спустя го-
ды. После полта были проа-
нализированы телеметриче-
ские записи, которые пока-
зали, что при работе ТДУ был
обнаружен эксцентриситет,
достаточный для того, чтобы
часть тормозного импульса
была израсходована на при-
дание кораблю вращательно-
го движения. Это могло вы-
звать такой перелт. Спустя
годы Леонов сознался, что
при ориентации корабля по-
кинул кресло и приблизил-
ся к иллюминатору. Расчты
показали, что вес Леонова в
скафандре, помноженный на
предельно возможное пере-
мещение, точно соответству-
ет моменту силы, вызвавшей
закрутку корабля, зафикси-
рованную телеметрией.
Вернмся на полигон. Бо-
лее четырх часов не было
известно, где находятся кос-
монавты и живы ли они. В
МИКе была опергруппа, поч-
ти все члены Госкомиссии
и журналисты все были в
шоке, на Сергея Павловича
страшно было смотреть (под-
рыв беспилотного корабля и
эти четыре часа у него унесли
лет 10 жизни). На связи с на-
земными службами находил-
ся сам маршал Руденко.
Приземлились между
лками
Наконец поступил доклад
от поискового вертолта. Он
обнаружил красный парашют
и двух космонавтов в 30 ки-
лометрах юго-западнее горо-
да Березники Пермской обла-
сти. В МИКе началось ликова-
ние они живы, а вытащить
их из лесного плена дело
времени. На радостях журна-
листы сочинили песню, пере-
делав слова в песне Не коче-
гары мы, не плотники, по-
звали меня и исполнили е.
Получив одобрение, отдали
мне экземпляр, отпечатан-
ный на машинке (он у меня
хранится до сих пор). А в это
время ребята мрзли в тайге,
рубили дрова и жгли костр.
С вертолта им сбросили т-
плые вещи и продукты. Те-
перь уже на полигоне мы по-
лучали подробную информа-
цию. На следующие сутки к
ним была отправлена группа
лыжников во главе с подпол-
ковником Владимиром Беля-
евым. Вертолт их высадил в
двух километрах от Восхо-
да, дальше они добирались
на лыжах. Вторая ночвка
была в палатках и в хорошей
компании.
Встреча на Ласточке
21 марта вместе с коман-
дой лыжников Павел Беляев
и Алексей Леонов добрались
до вертолта, вертолтом в
Пермь, а самолтом на по-
лигон. Во второй половине дня
мы встречали героев-космо-
навтов на аэродроме полиго-
на Ласточка. Собралось мно-
го народа: члены Госкомис-
сии, участники подготовки ко-
рабля к запуску, актив горо-
да Ленинска и пионеры. К пло-
щадке подрулил самолт, по-
догнали трап и появились ге-
рои в лтных куртках, Алексей
в шлеме, Павел в ушанке.
Все были рады встрече, многие
прослезились.
22 марта в спортзале 17-й
площадки Байконура, где
жили космонавты, состоя-
лось расширенное заседание
Госкомиссии. За столом прези-
диума слева направо сидели:
М.В. Келдыш, С.П. Королв,
Г.А. Тюлин, А.Ф. Каманин,
А.А. Леонов и П.И. Беляев. Сер-
гей Павлович поздравил героев
и всех присутствующих с боль-
шой победой. Павел Иванович
доложил о работах, которые
проводил на корабле, и рабо-
те систем; Алексей Архипович
рассказал о выходе в открытый
космос и своих впечатлениях.
После ответов на вопросы ге-
рои пошли, что называется, в
народ. Откуда-то появились
фотографии. Мне Алексей Ф-
дорович Богомолов (главный
ФО
Т
О
ИЗ АРХИВА АВТ
ОР
А
Лтчики-космонавты СССР (слева направо): Владимир Комаров, Павел
Беляев, Алексей Леонов и Юрий Гагарин. Фото с автографами
космонавтов.
конструктор ОКБ МЭИ) пода-
рил две экспресс-информации
из космоса, одну подписал сам,
а на второй оставили автогра-
фы те, кто был рядом. Свои фо-
тографии дали космонавты и
тоже подписались. Была тплая
дружеская обстановка.
Эпилог
Так закончилась эта дра-
матичная, но в то же вре-
мя насыщенная события-
ми работа, в которой мно-
гое было впервые: главное -
ПЕРВЫЙ В МИРЕ ВЫХОД ЧЕ-
ЛОВЕКА В ОТКРЫТЫЙ КОС-
МОС, ручной спуск, работа си-
стемы аварийного подрыва
объекта. Этим пуском закон-
чился этап пилотируемой кос-
монавтики при жизни СЕРГЕЯ
ПАВЛОВИЧА КОРОЛВА.
О непростой дороге
в открытый космос
ПЕРЕД СПЕЦИАЛИСТАМИ БЫЛА ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА ВОПЛОТИТЬ ИДЕЮ ВЫХОДА ЧЕЛОВЕКА
В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС В СЖАТЫЕ СРОКИ.
Каким нелгким был этот путь!
Первоначально экспери-
мент по выходу человека в кос-
мос намечался на третьем или
четвртом пуске нового кора-
бля Союз. А он в это время
ещ находился на стапелях за-
вода в цехе главной сборки в
полумакетном состоянии.
Соединнные Штаты Амери-
ки также готовились к подоб-
ному эксперименту и поэтому
было принято решение о созда-
нии на основе бывшего Восто-
ка корабля Восход-1, а затем
на его базе и Восхода-2.
Нужно сказать, что в те го-
ды работа над космической
техникой велась так активно,
что сроки экспериментальной
отработки нередко были не-
достаточными и не всегда вс
шло гладко. Аварий было нема-
ло. Так, только в 1964 и 1965 го-
дах в СССР было более двадца-
ти неудач при пусках ракет и в
работе космических аппаратов.
Аналогично ситуация склады-
валась и у американских спе-
циалистов.
Проведнный 22 февра-
ля 1965 года пуск беспилотно-
го аналога Восхода-2 с офи-
циальным названием Космос
57 закончился неудачей. Вско-
ре после выхода на орбиту сра-
ботала система аварийного
подрыва, и корабль был унич-
тожен. После этого происше-
ствия Сергей Павлович Коро-
лв собрал кандидатов в состав
экипажа Восхода-2 и прямо
сказал, что стопроцентной га-
рантии безопасности полта
нет. Но никто из будущих кос-
монавтов от полта не отказал-
ся.
Фактически полт Восхо-
да-2 сопровождался целым
комплексом ситуаций, близких
к аварийным. Это и нештатное
возвращение Алексея Леонова
в корабль после его выхода в
космос, и сокращение програм-
мы полта из-за падения дав-
ления в баллонах поддува вну-
треннего объма спускаемого
аппарата, и отказ автоматики
системы ориентации при под-
готовке корабля к посадке на
Землю. Космонавты сознатель-
но рисковали жизнями, но, без
сомнения, смело отправлялись
в полт, а после заслуженно по-
лучали звзды героев.
После подготовки и стар-
та Восхода-2 наша заводская
бригада главной сборки цеха
444 по указанию С.П. Корол-
ва была оставлена на Байкону-
ре до завершения программы
полта. В день посадки Вос-
хода-2 19 марта 1965 года мы,
представители завода, находи-
лись в конференц-зале техни-
ческого корпуса площадки 2
Байконура. Через аппаратуру,
установленную в зале, транс-
лировалась связь Земли с эки-
пажем. И когда на расчтном
витке посадки отказала авто-
матика ориентации, в зале по-
висла тишина. Через некоторое
время в зал вошл Королв и
сказал: Садиться будем на за-
пасном колесе, в ручном ре-
жиме. Примерно через полто-
ра часа Павел Беляев, коман-
дир экипажа, вручную провл
ориентацию, и корабль совер-
шил посадку. Оставался только
один вопрос: Где?
Долгое время наши поиско-
вые группы не могли запелен-
говать место посадки Восхо-
да-2 и выйти на связь с экипа-
жем. И опять Королв, войдя в
зал, с улыбкой сказал: Пеленг
от экипажа взят радиолюбите-
лем из Ташкента. Космонавты
приземлились в тайге, под Пер-
мью. А наши поисковики вс
ещ их ищут!
Примерно через час на ме-
сто посадки Восхода-2 под
Пермь с космодрома Байконур
вылетела команда специали-
стов, состоявшая из военных и
представителей промышленно-
сти; это подполковник В.С. Бе-
ляев, капитан В.И. Шаповалов,
заместитель начальника це-
ха 444 Ю.И. Лыгин, слесари
М.Ф. Козлов и В.П. Помазков. И
только почти через сутки пер-
вые спасатели смогли добрать-
ся к месту посадки, а корабль
был эвакуирован на третий
день после его приземления.
Алексей Архипович Леонов
живая легенда нашего вре-
мени. Всего десять минут про-
должался тогдашний выход в
открытый космос. Теперь, ког-
да работа космонавтов в от-
крытом космосе измеряется
часами, выход Леонова кажет-
ся простым и коротким. Но тог-
да эти 10 минут были огром-
ным достижением, отчаянным
риском и уникальным муже-
ством. И вполне закономерно,
когда речь заходит о первопро-
ходцах космоса, то имя Алек-
сея Леонова ставится наряду с
именами Юрия Гагарина и Ней-
ла Армстронга.
После полта на Восхо-
де-2 Леонов активно участво-
вал в космической програм-
ме Советского Союза. В июле
1975 года был командиром Со-
юза-19, когда вместе с В.Н. Ку-
басовым выполнял программу
Союз Аполлон. Но не все
знают, что долгие годы Леонов
являлся руководителем подго-
товки советских и иностран-
ных космонавтов для полтов
на Союзах. Лично мне неод-
нократно приходилось прини-
мать участие на Байконуре в
работе технического руковод-
ства и государственных комис-
сий, где Алексей Архипович до-
кладывал о готовности экипа-
жей космонавтов. И не было ни
одного случая, чтобы кто-либо
из них не выполнил поставлен-
ную задачу.
Прошло уже 50 лет с того
первого выхода А.А. Леонова
в открытый космос. Развитие
космической техники шагнуло
далеко вперд, космос активно
изучается людьми. Но тогда, в
далком 1965 году, этот первый
шаг человека в открытое кос-
мическое пространство стал
первым шагом к новому этапу
покорения космоса. В преддве-
рии круглой даты со дня это-
го памятного события хочет-
ся вспомнить всех тех, кто тру-
дился и своими руками созда-
вал космическую технику то-
го времени. Эти люди такие же
первопроходцы всем им, жи-
вым и ушедшим, добрая память
и глубочайшая благодарность
за их бесценный труд.
А.В. ШМАКОВ, ветеран РКК Энер-
гия, бывший начальник ОТК сбо-
рочно-испытательного комплекса
на Байконуре
Советско-кубинский экипаж (Ю.В. Романенко и Т. Мендос. Крайний слева
в первом ряду А.А. Леонов). Байконур, 1980 г.
ФО
Т
О
ИЗ АРХИВА А.В.
ШМАК
ОВА.
В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС