background image
4
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
31(18345)
21 марта 2015
Образование
День открытых
дверей
Семиклассницы гимназии 9 участницы дебатов.
ФО
Т
О
ВЯЧЕСЛАВА СЕРГУНОВА
Колонка колумниста.
Путешествие во времени
Люди и империи
Часть 3. Папский престол:
взлты и падения
А
ЛЕКСЕЙ
ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
Рассмотрим период суще-
ствования единой Христиан-
ской церкви с 313 по 1054 год,
то есть с момента е легити-
мизации в Римской империи
до Великого раскола на като-
ликов и православных. После
судьбоносных для Христиан-
ской церкви решений импе-
ратора Константина I нача-
лось системное укрепление
е организационной структу-
ры вокруг Римского Папского
престола.
Любопытный факт титул
папа до конца V века употре-
блялся как почтное наименова-
ние всех христианских еписко-
пов. С конца V века он относился
главным образом к архиеписко-
пу Рима. А с 1075 года исклю-
чительно к нему. В первое время
римский епископ не обладал ни-
какими преимуществами. Но уже
со II века н. э. римские епископы
стали активно отстаивать сво
верховенство над остальными.
При этом они ссылались на то,
что Римская церковь была осно-
вана апостолами Петром и Пав-
лом. Отсюда следовало, что уче-
ние Христа сохранилось в полной
чистоте только в Риме. По их ло-
гике если апостол Птр был пер-
вым между апостолами намест-
ником Иисуса Христа на земле,
то и Папа Римский должен быть
главою всех епископов.
В 347 году, на поместном Сар-
дикийском соборе, папе Юлию I
были официально предоставле-
ны значительные права. Жало-
бы от всех церквей теперь долж-
ны были поступать только к не-
му, и он же имел право назначать
собственные церковные рассле-
дования. В IV веке папство ока-
зало очень много услуг полити-
ческим властям Рима, поэтому
очень быстро приобрело полити-
ческое влияние, которое с распа-
дом единой Римской империи на
Западную и Восточную не только
не ослабло, но и парадоксальным
образом укрепилось.
В начале V века папа Иннокен-
тий I провозгласил, что ему при-
надлежит исключительное пра-
во решать все догматические во-
просы и другие церковные спо-
ры, а папа Лев I Великий (440461
годы) объявил себя источником
всей власти и влияния христиан-
ской церкви (в дословном пере-
воде с латыни руководителем
Вселенной).
* * *
С падением в 476 году За-
падной Римской империи папа
остался первым лицом в Риме,
своего рода представителем хри-
стианских народов не только в
церковном, но и в политическом
аспекте. Весь авторитет, приоб-
ретнный Римом в течение мно-
гих веков, стал ассоциироваться
с фигурой Римского Папы. Счи-
тается, что этот авторитет был
столь силн, а папы настоль-
ко влиятельны, что это побудило
Картина Михаэля Пахера Святой
Вольфганг и дьявол (14711475).
варваров, разрушивших Запад-
ную империю, из язычества об-
ратиться в христианство.
В VIII веке римские папы при
поддержке западноевропейских
королей (недавних варваров)
становятся также и светскими
владыками, в их непосредствен-
ном подчинении оказывается
значительное по территории го-
сударство так называемая Пап-
ская область. Папская область в
период расцвета обладала терри-
торией, по площади равной тре-
ти современной Италии. По фор-
ме правления это государство яв-
лялось теократической монархи-
ей. Оно имело сво войско, из-
давало законы и чеканило свои
деньги. Сейчас преемник Пап-
ской области Ватикан зани-
мает всего лишь несколько квар-
талов Рима.
Достигнув большой силы на
западе, папство заявило свои
притязания на восточную (Пра-
вославную) церковь. В IX веке в
Константинополе возникли рели-
гиозно-иерархические конфлик-
ты, связанные с борьбой между
константинопольскими иерарха-
ми за Византийский Патриарший
престол. Патриарх Константино-
польский Фотий, недовольный
вмешательством в этот процесс
Папы Римского Николая I, объ-
явил его низложенным и предал
анафеме (позже решение было
отменено). Этим было положено
начало разрыву между Католиче-
ской и Православной церквями,
который официально произошл
в 1054 году.
* * *
Католицизм переживал как
взлты, так и падения. На наибо-
лее важных аспектах этого про-
цесса я хочу остановиться под-
робнее.
Усилению влияния Римско-ка-
толической церкви в период Вы-
сокого Средневековья (условно
датируемого серединой XI на-
чалом XIV века) немало способ-
ствовали крестовые походы, пер-
вый из которых был организован
в 1095 году. Во главе этого движе-
ния стояли римские папы, кото-
рые, несмотря на декларируемые
духовные принципы и религиоз-
ную риторику, ставили на первое
место личное обогащение и по-
литическую власть.
В этот период, благодаря сде-
ланным на благое дело мно-
гочисленным пожертвованиям,
папский престол сказочно обо-
гатился. После одержанных кре-
стоносцами побед католическое
влияние распространилось и на
Ближний Восток. Образовав-
шиеся духовные рыцарские ор-
дены (среди которых наиболее
известны орден Тамплиеров и
Тевтонский орден) стали могу-
щественным оружием Католиче-
ской церкви в борьбе с западно-
европейскими монархами за по-
литическое влияние.
Вершины своего могущества
католичество достигло при папе
Иннокентии III (11981216 годы).
Вся Европа склонилась перед
папским престолом. Сам Инно-
кентий III говорил: Папа занима-
ет середину между Богом и чело-
веком. Подвластными ему стра-
нами он управлял через своих ле-
гатов, диктовал монархам свою
не только религиозно-идеологи-
ческую, но и политическую во-
лю и даже возводил их на троны
и свергал с них.
Подобная трансформация
первоначальных целей церкви не
могла не вызвать в обществе сна-
чала скрытые, а потом вс более
и более явные протестные на-
строения. В оппозицию к папско-
му престолу перешли самые ши-
рокие социальные слои тогдаш-
него общества: не только монар-
хи, но и дворянство, и часть горо-
жан, и средневековая интелли-
генция мыслители, учные и
философы, даже часть священ-
нослужителей низшего и сред-
него звена, не говоря уже о про-
стом народе.
Поэтому папство, подняв-
шись, казалось бы, на недосяга-
емую высоту, не смогло долго
удерживаться на ней. Уже в XIV
веке начинается его падение. Мо-
гущество Католической церкви
испортило и развратило нравы
духовенства, отовсюду слыша-
лись жалобы на его деспотизм,
корыстолюбие и разврат.
Постепенно народы и госу-
дарства Западной Европы начи-
нают выходить из-под опеки пап
и требовать проведения корен-
ных церковных реформ. В кон-
це XV века рупором обществен-
ного мнения стал итальянский
священник Савонарола, кото-
рого папа Александр VI сжг на
костре. Протестные настроения
привели к появлению множества
антикатолических религиозных
движений, а в XVI веке количе-
ство перешло в качество нача-
лось движение религиозной ре-
формации.
Основными направлениями
протестантизма были: лютеран-
ство, кальвинизм, анабаптизм,
цвинглианство и англиканство.
Разумеется, движение реформа-
ции вызвало жсткую ответную
реакцию со стороны Католиче-
ской церкви, что привело к чере-
де серьзных военно-политиче-
ских конфликтов.
В итоге католическими оста-
лись: Италия, Испания, юг Герма-
нии, часть кантонов (провинций)
Швейцарии и Ирландия. В кон-
це XVI века католицизм победил
на юге Нидерландов (территория
современной Бельгии) и в Речи
Посполитой (территория совре-
менной Польши, Литвы, Латвии и
Эстонии).
Окончанием процесса рефор-
мации принято считать 1648 год,
когда были подписаны положив-
шие конец многолетним рели-
гиозно-политическим войнам
Вестфальские мирные соглаше-
ния. Таким образом, существо-
вавший на протяжении пяти ве-
ков в Западной Европе единый
католический мир прекратил
сво существование.
СОБЫТИЯ КОММЕНТАРИИ
И
РИНА
КРОТОВА
Проведение Дня открытых
дверей ежегодная тра-
диция гимназии 9, цель
которого привлечение
родителей к образователь-
ному процессу. В этот день
родителям предоставля-
ется возможность встать
на одну ступеньку вместе
с детьми. Кто-то вспомнит
сво школьное детство,
кто-то лучше начнт пони-
мать своего ребнка.
В течение дня мамы и
папы являются непосред-
ственными участниками
всего происходящего: на-
блюдают за детьми во вре-
мя уроков, внеклассных за-
нятий, в одной команде с
ребятами соревнуются в
спортивных и интеллекту-
альных конкурсах. На за-
ключительном этапе все
желающие родители полу-
чают профессиональные
консультации у логопеда,
психолога и медицинского
работника школы.
Родительские собра-
ния, где в основном обсуж-
даются организационные
моменты, проводятся че-
тыре раза в год. Для мно-
гих родителей это един-
ственная возможность най-
ти время и посетить шко-
лу. А вот посмотреть сво-
ими глазами, как работает
ребнок, удатся не ча-
сто. Здесь у них есть воз-
можность понять, по ка-
ким программам работают
школа и конкретный учи-
тель. Это особенно акту-
ально для выбора образо-
вательного учреждения, в
которое ребнок пойдт
впервые.
Также мероприятия по-
добного рода снимают про-
блемные вопросы между
учителями и родителями.
Есть возможность контак-
та учитель родитель
ребнок, который очень ва-
жен.
Для руководства шко-
лы также важна обрат-
ная связь, поэтому на вхо-
де всем родителям предла-
гались анкеты, касающие-
ся улучшения деятельно-
сти образовательного уч-
реждения. По данным анке-
тирования родителей, для
них очень ценно, что День
открытых дверей позволя-
ет им увидеть детей и учи-
телей в работе, познако-
миться с разными видами
деятельности в школе.
Информация, получен-
ная из анкет, анализирует-
ся на совещании, обсуж-
дается преподавательским
составом. Рассматривают-
ся предложения родителей
по совершенствованию
учебного процесса.
В день открытых две-
рей в гимназии 9 прошли
уроки русского языка, ма-
тематики, географии, био-
логии и другие. Были вы-
ставлены рисунки учени-
ков Весенний калейдо-
скоп, проведн фестиваль
детского творчества От
умной игрушки до косми-
ческих идей. В этот день
дети занимались и за пре-
делами школы, так напри-
мер, ребята 7 А класса ез-
дили в Москву на экскур-
сии в бункер И.В. Сталина,
9-10-х классов в Дом-
музей Л.Н. Толстого в Ха-
мовниках.
В рамках дня прошли де-
баты Экскурсия расска-
жет больше, чем книга, в
которых приняли участие
ученики шестых и седьмых
классов. Они разделились
на две команды по три че-
ловека в каждой, которые
назывались Утверждение
и Отрицание. Цель деба-
тов общее интеллекту-
альное развитие, возмож-
ность научиться отстаи-
вать свою точку зрения,
развитие кругозора и речи.
Силы команд были практи-
чески равны, но с неболь-
шим отрывом победила ко-
манда Отрицание.
В честь значимой даты
70-летие Победы в Ве-
ликой Отечественной
войне ученики младших
классов представили гостям
музыкально-литературную
композицию Забвению не
подлежит. Ребята исполни-
ли несколько песен о войне
и прочитали цикл стихотво-
рений на эту тему.
В завершение дня был
показан документальный
фильм о победных событи-
ях 70-летней давности.