background image
8
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
33 (18347)
26 марта 2015
ГОРОД НАУКИ 101
Космонавтика.
К 50-летию полта П. Беляева и А. Леонова
А
РТМ
ПЕТРОВ
О деятельности человека в
открытом космосе писатели-
фантасты повествовали в сво-
их произведениях задолго до
весны 1965 года. Авторам бы-
ли понятны опасности пребы-
вания человека за пределами
космического корабля, и опи-
сания переживаний космонав-
та за бортом занимали значи-
тельное место. Однако разви-
тие космонавтики шло сво-
им путм, необходимость во
внекорабельной деятельности
(ВКД) человека на орбите ста-
новилась вс более очевидной.
И 50 лет назад этот прорыв был
сделан.
Первый выход в космос осу-
ществил Алексей Леонов, кото-
рый в качестве второго пилота
вместе с Павлом Беляевым со-
вершал полт на космическом
корабле Восход-2 (с исполь-
зованием гибкой шлюзовой ка-
меры). Во время полта, длив-
шегося одни сутки 2 часа 2 ми-
нуты и 17 секунд, впервые в ми-
ровой истории человек вышел
в открытый космос и находил-
ся там 12 минут 9 секунд.
Этому историческому ша-
гу предшествовала долгая на-
пряжнная работа научно-
производственного предпри-
ятия Звезда, отвечавшего за
системы жизнеобеспечения
вообще и скафандр для Лео-
нова, в частности. Как вспо-
минал Генеральный конструк-
тор академик Гай Северин, не-
просто было решиться впер-
вые на столь ответственный
шаг: Какое решение прини-
мать? Дать ли разрешение Ле-
онову выходить в открытый
космос? А американцы объя-
вили: через три месяца у них
будет выход... Королв ходит
серый... Я ещ раз проанали-
зировал вс... и сказал: Я го-
тов идти с Леоновым в кос-
мос! И на заседании Госко-
миссии отстоял свою точку
зрения.
И вот наступил этот день
18 марта 1965 года. Как толь-
ко Восход-2 вышел на рас-
Первый в открытом космосе
чтную орбиту, командир ко-
рабля Павел Беляев подал с
пульта управления команду на
раскрытие шлюзовой камеры,
которая тут же многократно
увеличилась в объме и напол-
нилась воздухом. Космонавт
Алексей Леонов, облачнный
в скафандр, перешл из каби-
ны в шлюзовую камеру. После
стравливания из камеры возду-
ха был открыт внешний люк.
Люди Земли увидели на те-
леэкранах, как впервые чело-
век вышел из корабля в безвоз-
душное пространство. Алексей
Леонов оттолкнулся от края
шлюза и плавно полетел, по-
ка его не остановило натяже-
ние фала специального кабе-
ля, связывающего космонавта
с кораблм. Дальше человек и
корабль вместе двигались над
Землй. Когда космонавт толь-
ко что вышел в пространство,
Восход-2 проплывал над Чр-
ным морем. За двенадцать ми-
нут, пока Леонов находился в
открытом космосе, корабль
прошл по орбите расстояние
до Сахалина.
Скафандр Беркут, исполь-
зованный для первого выхода,
был вентиляционного типа и
расходовал около 30 л кисло-
рода в минуту при общем запа-
се в 1666 л, рассчитанном на 30
минут пребывания космонав-
та в открытом космосе. Из-за
разности давлений скафандр
раздувался и сильно мешал
движениям космонавта, что, в
частности, сильно затруднило
Леонову возвращение на Вос-
ход-2. Раздувшийся Беркут
не проходил через воздуш-
ный шлюз Восхода, и только
стравливание давления кисло-
рода в скафандре позволило
тогда благополучно вернуться
на борт корабля. Алексей Архи-
пович Леонов вспоминал: Вс-
таки у меня немного подскочил
пульс. Но, видимо, это было то
волнение, которое бывает при
необычной работе и которо-
го сам не замечаешь... А вооб-
ще, как я помню, был предель-
но собран, хладнокровен и от-
носительно спокоен.
Общее время первого выхо-
да составило 23 минуты 41 се-
кунду (из них вне корабля 12
минут 9 секунд), и по его ито-
гам был сделан вывод о воз-
можности человека выполнять
различные работы в открытом
космосе.
В этом эксперименте мно-
го значила работа Павла Ива-
новича Беляева. Во время уни-
кального полта он управлял
всей аппаратурой, связанной
с выходом человека в космос,
наблюдал за состоянием Лео-
нова, держал с ним связь и го-
тов был в любой момент прий-
ти на помощь.
А помочь космонавту, вы-
шедшему в открытый космос,
очень трудно. Потенциальную
опасность нест возможность
потери связи или недопусти-
мого удаления от космическо-
го корабля, грозящая гибелью
из-за израсходования запа-
са дыхательной смеси. Опасны
также возможные поврежде-
ния или проколы скафандров,
разгерметизация которых гро-
зит аноксией и быстрой смер-
тью, если космонавты не успе-
ют вовремя вернуться в ко-
рабль.
Другая причина опасности
выходов в космос то, что окру-
жающая обстановка в космиче-
ском пространстве чрезвычай-
но сложна для предполтного
моделирования. И в наше время
выходы в космос часто планиру-
ются на поздней стадии разра-
ботки полтного плана, при об-
наружении каких-либо насущ-
ных проблем или неисправно-
стей, иногда даже в процессе са-
мого выполнения полта.
Возросший позже масштаб
космической деятельности
привл к появлению ещ одной
опасности для космонавта, ра-
ботающего вне корабля, воз-
можности столкновения с кос-
мическим мусором. Орбиталь-
ная скорость на высоте 300 км
над Землй (типичная высо-
та полта пилотируемых кос-
мических кораблей) около 7,7
км/с. Это в 10 раз превышает
скорость полта пули, так что
кинетическая энергия малень-
кой частицы краски или пес-
чинки эквивалентна той же са-
мой энергии пули, обладающей
в 100 раз большей массой. С
каждым космическим полтом
появляется вс больше и боль-
ше орбитального мусора, из-за
чего эта проблема продолжает
оставаться наиболее опасной.
Полт Леонова и Беляева
был особенным не только из-
за эксперимента с выходом в
открытый космос. При посад-
ке отказала автоматическая
система, и Павел Беляев са-
жал корабль вручную. Это бы-
ла первая такая посадка. Сели
в Пермской области, в засне-
женной тайге. Шесть или да-
же девять часов мы Сергей
Павлович, Келдыш и я сиде-
ли и ждали, рассказывал Гай
Ильич Северин. Вс было не-
ясно. Честно говоря, считали,
что экипаж погиб. А когда при-
шло сообщение, что они сели в
тайге, живы и здоровы, Сергей
Павлович заплакал...
Алексей Леонов стал не
только первопроходцем откры-
того космического простран-
ства. Он ещ и первый космо-
навт-художник. Созданные им
после экспедиции картины из-
вестны во всм мире. Кисть его
запечатлела на холстах неви-
данные образы и волшебные
краски космических рассветов
и закатов, давшие богатый ма-
териал для работы искусство-
ведов и философов-космистов.
Алексей Леонов.
О
ЛЕГ
ЦЫГАНКОВ,
доктор технических наук, главный
научный сотрудник РКК Энергия
Через 50 лет после первого вы-
хода человека в открытое про-
странство, когда внекорабельная
деятельность (ВКД) из научного
прогноза стала инженерной реаль-
ностью современного этапа кос-
мических полтов, вряд ли есть
необходимость доказывать право
ВКД на существование. Однако в
научно-технической и гуманитар-
но-философской литературе этой
проблеме всегда сопутствовал во-
прос о целесообразности и необ-
ходимости деятельности индиви-
да непосредственно вне корабля
или станции.
Организм человека, как и всех
живых земных существ, формиро-
Полвека трудовой деятельности
вне космического корабля
вался и развивался в гравитацион-
ных, температурных и атмосфер-
ных условиях планеты Земля. И
вот человек попадает в ситуацию,
остроконфликтную по отноше-
нию к условиям его зарождения
и существования. Нужно ли чело-
веку стремиться в открытый кос-
мос? Подводит ли к этому логика
освоения космоса, логика разви-
тия человеческой цивилизации?
Пионеры космонавтики осоз-
навали эту проблему, ясно пред-
ставляли себе необходимость е
решения. Ещ в 1896 году К.Э. Ци-
олковский предугадал и описал
выход из ракеты и работу в от-
крытом космическом простран-
стве: балахонщикам объяс-
нили, что их выпустят на привя-
зи длиной 1000 метров подле-
тел к ракете, вот хватается за ско-
бы. В вышедшей в 1923 году книге
Die Rakete zu den Planetenrumen
Г. Оберт писал: Полезно было
иметь крюки, чтобы зацепляться
за выступы ракеты, за е канаты и
за кольца, специально для этой це-
ли вделанные в ракеты. В их опи-
саниях уже присутствуют все не-
обходимые атрибуты: скафандры
(балахоны), шлюзовая камера,
привязи, инструменты и т. п.
Дальновидный и прогностиче-
ский ответ на вопрос о необходи-
мости деятельности в открытом
космосе был дан академиком С.П.
Королвым в марте 1965 года в бе-
седе с корреспондентами о полте
космического корабля Восход-2:
Летая в космосе, нельзя не выхо-
дить в космос, как, плавая, скажем,
в океане, нельзя бояться упасть за
борт и не учиться плавать. Это не
фантастика, это необходимость.
Чем больше люди будут летать в
космосе, тем больше эта необхо-
димость будет проявляться.
Великий шаг в открытый
космос был сделан 18 марта
1965 года, когда космонавт А.А.
Леонов первым в мире вышел
из шлюза и пробыл вне кора-
бля 12 минут и 9 секунд. Было
показано, что человек может
жить и активно действовать
в открытом космосе. Переход
через открытый космос из КК
Союз-5 в КК Союз-4 был вы-
полнен в январе 1969 года уже
двумя космонавтами, что спо-
собствовало появлению опы-
та для постановки и решения
новых объмных задач. Даль-
нейшая трудовая деятельность
космонавтов нашей страны в
открытом космическом про-
странстве осуществлена на ор-
битальных станциях (ОС) Са-
лют-6, Салют-7, Мир, МКС.