background image
4
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
38 (18352)
7 апреля 2015
К 70ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
Воспоминания ветерана
Москва, в парке Сокольники. В праздник Победы 9 мая 1945 года. Спра-
ва Николай Васильевич Шиганов с женой Верой Львовной и друзьями-
фронтовиками.
Н
ИКОЛАЙ
ШИГАНОВ,
ВЕТЕРАН
ВОЙНЫ
И
ТРУДА
,
ДОКТОР
ТЕХНИЧЕСКИХ
НАУК
,
ПРО
-
ФЕССОР
,
ЛАУРЕАТ
ПРЕМИИ
С
ОВЕТА
М
ИНИ
-
СТРОВ
СССР
Я не был на войне, не мне о ней
судить.
Нас в бой вели иные генералы.
Нам был один приказ: оружием
снабдить,
Дать фронту вс, во что бы
то ни стало.
Мы, студенты 3-го курса
МВТУ им. Н.Э. Баумана, сдава-
ли последние экзамены, когда
по радио сообщили о веролом-
ном нападении на Советский
Союз фашистской Германии.
По приказу Комитета оборо-
ны студенты МВТУ, как резерв
инженерных кадров, в армию
не призывались. В каникуляр-
ное время я, как и многие сту-
денты, сразу поступил рабо-
тать на один из московских за-
водов, близких к моему дому,
контролром ОТК на участке,
изготавливающем детали для
ручных гранат.
При каждом доме были ор-
ганизованы дружины Граждан-
ской обороны. Так что мне при-
ходилось и работать, и дежу-
рить на крыше следить за не-
бом и тушить зажигалки (за-
Эти годы не забываются
жигательные бомбы), когда не-
мецкому самолту ночью уда-
валось прорваться в черту го-
рода.
На чердаке были установле-
ны бочки с водой, рядом висе-
ли специальные клещи с длин-
ными ручками для захвата за-
жигательных бомб, упавших
на крышу. Нам, дружинникам,
выдали защитные брезенто-
вые длинные, до плеч, колпаки
с прорезями для глаз, защища-
ющие от брызг, и длинные, до
локтей, брезентовые рукавицы.
В сентябре в институте на-
чались, как обычно, занятия.
Они велись подчркнуто стро-
го, без пропусков, хотя обста-
новка в Москве была уже очень
тревожной. Немец рвался к го-
роду. В конце октября Прави-
тельство приняло решение эва-
куировать МВТУ им. Н.Э. Бау-
мана в Ижевск город оружей-
ников, все заводы которого вы-
пускали оружие для армии.
С первых же дней, как и мно-
гие студенты, наряду с учбой я
начал трудиться на заводе, ко-
торый был эвакуирован из Ту-
лы. Он состоял сплошь из до-
щатых бараков-цехов. На стан-
ках начинали работать, когда
ещ не была полностью закры-
та крыша. Условия были тяж-
лые. Изматывали 6 часов уч-
бы, 6 часов работы после не и
длинные, по несколько киломе-
тров, хождения от института на
завод, с завода домой. Жили у
местных жителей.
На заводе я был техноло-
гом по сварке отдельных эле-
ментов противотанковых ру-
жей ПТРД (однозарядное глав-
ного конструктора Дектяр-
ва) и ПТРС (пятизарядное глав-
ного конструктора Симоно-
ва): плечевой упор, рукоятка,
дульный тормоз, сошки. Дета-
ли варили вручную электрода-
ми с меловой обмазкой и точ-
ками на примитивной машине
с ручным прерывателем тока.
Качество же требовалось весь-
ма высокое. Разрыв, например,
дульного сварного тормоза
грозил бойцу смертью от сво-
его же оружия. Поэтому техно-
логи вс время были возле ра-
бочих мест сварщиков, следи-
ли за техническим процессом и
немедленно устраняли возни-
кающие неполадки.
В цехах за качеством изде-
лий внимательно и придирчи-
во следили и офицеры военной
примки.
Как на фронтах, хоть мирная
работа.
Учба и завод режим наш
был таков.
А быт, а трудности не
главная забота.
Все силы на разгром
захватчиков-врагов!
Наш институт реэвакуиро-
вался в Москву в марте 1943 го-
да, и я вновь приступил к уч-
бе. Великий День Победы я
встречал уже будучи научным
сотрудником и аспирантом ка-
федры сварки механико-техно-
логического факультета МВТУ
им. Н.Э. Баумана.
9 мая 1945 года, когда на-
ша семья ещ спала, раздался
длинный, нетерпеливый зво-
нок в дверь. К нам с криком
буквально ворвался радостно
возбужднный тесть, живший
в соседнем доме.
Что вы спите? Вставайте!
Вы не включали радио?
А что случилось?
Как что? Война кончилась!
И этот невоскресный день
сразу стал для всех нас самым
праздничным, долгожданным
Днм Победы!
В 1947 году, после оконча-
ния аспирантуры, меня напра-
вили по распределению на ра-
боту в только что организо-
ванный в подмосковном Кали-
нинграде НИИ-88 по разработ-
ке ракетно-космической тех-
ники под руководством Глав-
ного конструктора Сергея
Павловича Королва. С тех пор
я живу в нашем городе. В ин-
ФО
Т
О
ИЗ АРХИВА АВТ
ОР
А
ституте, в отделе материало-
ведения, я проработал в долж-
ностях от старшего инженера
до начальника отдела без ма-
лого 50 лет.
По роду службы мне прихо-
дилось надолго выезжать для
внедрения новых материалов
и методов их сварки в произ-
водство на заводы в различ-
ные города страны, осваива-
ющие выпуск новой техни-
ки: Днепропетровск, Златоуст,
Куйбышев и т. д. Но это уже
другая история. Об этом вдох-
новенно-творческом для меня
времени скажу лишь коротко
четверостишием:
Я горд причастием быть на
переднем крае
Науки, творчества и
трудовых побед.
Мы в космос корабли, ликуя,
провожали
Во славу Родины, залогом
мирных лет!
Выездные примы ветеранов
Председатель Совета ветеранов города Королва Василий Курба-
тов обратился к Главе города Александру Ходыреву с просьбой орга-
низовать День прима ветеранов. Глава города принял решение для
удобства ветеранов проводить прим у них на дому. В течение апреля
ветеранов войны и тружеников тыла навестят заместители руководи-
теля Администрации, начальники структурных подразделений.
В рамках примов сотрудники Администрации проведут монито-
ринг жилищно-коммунальных и социальных проблем, соберут заявки
на проведение необходимых работ.
Встречи с ветеранами направлены на оказание адресной помощи,
обеспечение фронтовиков и тружеников тыла максимально комфорт-
ными условиями.
Пресс-служба Администрации города
История в фактах и именах
В
АЛЕРИЙ
ФУРСОВ
Опыт Первой мировой войны 1914
1918 годов убедительно показал, что
в современных войнах победу одер-
живает тот, кто имеет совершенные
боевые средства и промышленный
потенциал, способный многократно
увеличить их производство.
Накануне войны Российская армия по
уровню артиллерийского вооружения не
столь существенно отличалась от армий
других стран. Но к окончанию войны коли-
чество орудий в ней увеличилось только в
1,2 раза, а пулемтов в 6 раз, в то
время как в армиях Германии, Ан-
глии, Франции орудий стало боль-
ше в 3,54,5 раза, а количество пуле-
мтов увеличилось в армии Германии в
9 раз, Франции в 20 раз, Англии в
30 раз.
Военная авиация России в 1914 го-
ду насчитывала 263 самолта. В основ-
ном это были французские истребите-
ли Ньюкор. Отечественных самол-
тов типа Илья Муромец было всего
десять.
У Германии было 232, у Франции 156
и у Англии 30 боевых самолтов. К кон-
цу войны воздушный флот России увели-
чился до 590 самолтов, в том числе бы-
Фундамент Великой Победы
ло 80 самолтов Илья Муромец. Одна-
ко увеличение числа боевых самолтов
в других странах было более существен-
ным. Англия имела уже 1758, Германия
2730, Франция 3321 самолт.
В 1916 году англо-французские войска
впервые в мире применили на поле боя
танки. За два года во Франции было вы-
пущено 6200 и в Англии 2900 танков. В
Германии танки стали выпускать в нача-
ле 1918 года и построили их около ста. В
России танки не производились.
Мировая война и последовавшие
за ней Гражданская война и иностран-
ная военная интервенция 19181921
годов нанесли российской экономи-
ке огромный ущерб, превышающий
50 млрд золотых рублей. По сравнению
с 1913 годом объм продукции круп-
ной промышленности уменьшился в
7 раз. Перед советским государством
встала важная и сложная задача восста-
новления и дальнейшего развития все-
го народного хозяйства страны и прежде
всего тяжлой промышленности.
В декабре 1920 года 8-й Всероссий-
ский съезд Советов одобрил разработан-
ный по поручению В.И. Ленина учными
Российской академии наук План элек-
трификации России (план ГОЭЛРО). Рас-
считанный на 10 лет он предусматривал
удвоение выпуска промышленной про-
дукции и увеличение мощностей элек-
тростанций в 10 раз по сравнению с 1913
годом.
К 1926 году промышленность стра-
ны была практически восстановлена, а
в 1927-м общий объм промышленной
продукции превысил уровень 1913 года.
Всего по плану ГОЭЛРО было постро-
ено около 2000 предприятий, откры-
то свыше 70 научно-исследовательских
институтов, из которых около 30 рабо-
тали в промышленности.
Расширилась
сеть высших учебных заведений, откры-
лись университеты в Воронеже, Нижнем
Новгороде, Институт инженеров Красно-
го Воздушного Флота в Москве и др.
В 1920-е годы началось становление
новых отраслей оборонной промыш-
ленности.
В Центральном аэрогидродинамиче-
ском институте, созданном при непо-
средственном участии В.И. Ленина ещ
в декабре 1918 года, авиаконструкто-
ры Н.Н. Поликарпов, Д.П. Григорович,
А.Н. Туполев вели разработки самол-
тов различного назначения: истребите-
лей, бомбардировщиков, разведчиков. В
1922 году советские металлурги освоили
производство дюралюминия, и в 1924 го-
ду А.Н. Туполев создал первый советский
цельнометаллический самолт. М.В. Кел-
дышем, В.С. Пышновым и другими были
успешно решены проблемы штопора и
флаттера самолтов, что позволило уве-
личивать скорость их полта.
К 1929 году советская авиапромыш-
ленность полностью перешла на вы-
пуск самолтов и моторов отечествен-
ных разработок.
Становление танковой промышленно-
сти началось с создания в августе 1920
года на Сормовском машиностроитель-
ном заводе первого лгкого танка. Дви-
гатель для него поставил Московский ав-
тозавод АМО, а броню Ижорский за-
вод. В 1928 году был создан новый лг-
кий танк МС-1. К концу 1920-х годов в
Красной Армии насчитывалось около
100 танков.
В 1921 году Председатель Совнаркома
РСФСР В.И. Ленин подписал постановле-
ние о создании в Москве Лаборатории
по реактивному вооружению, которую
возглавил Н.И. Тихомиров изобрета-
тель реактивного снаряда. Первые поли-
гонные испытания прототипов реактив-
ных снарядов для будущих Катюш бы-
ли проведены в 1928 году.
В 1920-е годы начались работы по воз-
рождению и укреплению Военно-мор-
ского флота. К 1928 году была отремон-
тирована и введена в состав Балтийско-
го и Черноморского флотов значитель-
ная часть боевых кораблей, произведе-
на частичная модернизация линкоров и
эсминцев, были восстановлены военно-
морские базы.
(Продолжение следует)