background image
4
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
41 (18355)
14 апреля 2015
СОБЫТИЯ ФАКТЫ КОММЕНТАРИИ
Читатель предлагает
Колонка колумниста.
Путешествие во времени
Люди и империи
Часть 6. Начало
Нового времени
Период позднего Сред-
невековья (XIV XVI века)
был временем постепенно-
го ослабления прежних
феодальных порядков во
всех сферах жизни социу-
ма, появления новых воз-
можностей и предпосылок
для будущих перемен. Од-
нако ситуация была далеко
не столь однозначной, как
это принято считать.
В позднее Средневеко-
вье человечество (или, ес-
ли говорить более строго,
европейская цивилизация)
оказалось на исто-
рической развилке.
Тот сценарий, кото-
рый реализовался
впоследствии, во-
все не был одно-
значно предопреде-
лн. На самом деле
было, как минимум,
три возможных ва-
рианта дальнейше-
го развития собы-
тий, и каждый из
них имел примерно
равные историче-
ские шансы.
Вариант первый.
Расшатанные и ос-
лабленные фео-
дальные устои были
тем не менее ещ
достаточно сильны, а тог-
дашняя политическая эли-
та достаточно продви-
нутой и консолидирован-
ной социальной группой.
Так что феодализм гипоте-
тически мог бы реставри-
ровать свой фасад, не ме-
няя кардинальным обра-
зом внутреннее содержа-
ние. Власти вполне могли
провести реформы, кото-
рые дали бы гражданам
определнные политиче-
ские и экономические сво-
боды, но вместе с тем по-
ставить этот процесс под
свой жсткий непосред-
ственный контроль, вос-
пользовавшись известной
рекомендацией: Если не
можешь остановить дви-
жение, возглавь его.
Получившийся в итоге
общественно-политиче-
ский и экономический
строй мог бы быть чем
угодно, но уж никак не
классическим капитализ-
мом с его свободными
рыночными отношениями
и либерально-демократи-
ческими ценностями.
Второй вариант мог
быть ещ более жстким и
радикальным. История по-
казывает нам немало при-
меров того, что прогрес-
сивная оттепель вполне
может смениться реакци-
онной и ещ более холод-
ной, чем прежде, полити-
ческой зимой. В рассма-
триваемый нами период
для этого также имелись
все предпосылки.
Дело в том, что упомя-
нутая ранее пандемия чу-
мы чрной смерти и
все сопутствующие ей бед-
ствия вызвали не только
прогрессивные тенденции
в развитии общества, но и
прямо противоположные,
которые ассоциировались
с самыми мрачными вре-
менами раннего Средневе-
ковья.
Чего стоят только чум-
ные психозы, в основе ко-
торых чаще всего лежало
невежество и религиозный
фанатизм. Многие тысячи
фанатиков странствовали
из города в город, подвер-
гая себя различным истяза-
ниям и одновременно при-
нося с собой чуму.
Типичным массовым
психозом была хореома-
ния, жертвы которой без
всякой видимой причины
начинали прыгать, кричать
и совершать нелепые дви-
жения. Они собирались в
толпы до нескольких ты-
сяч. Порой психоз продол-
жался несколько дней и
даже недель. Одержимых
отчитывали в церквях и
кропили святой водой, но,
несмотря на это, многие из
них, когда приступ закан-
чивался, умирали или всю
оставшуюся жизнь страда-
ли тиком и тремором ко-
нечностей.
Даже если не рассма-
тривать эти крайне нега-
тивные явления, а обратить
внимание на светлую
сторону, которая обычно
ассоциируется с эпохой
Возрождения, то и тут вс
оказывается далеко не так
однозначно. Известно, что
ренессанс европейской
культуры привл к расцве-
ту литературы, изобрази-
тельного искусства, музы-
ки и т. д.
Но сам этот процесс
был, по сути, не поиском
новых путей обществен-
ного развития, а возвра-
том к старым, но хорошо
забытым античным, то
есть рабовладельче-
ским, ценностям. Так что
прогрессивным явлением
Возрождение периода
позднего Средневековья
можно назвать лишь
весьма условно.
Отметим и ещ одно не-
маловажное обстоятель-
ство. Римская католиче-
ская церковь всеми силами
пыталась вернуть утрачен-
ное влияние и, нужно при-
знать, в какой-то момент
ей это почти удалось. По
всей Европе свирепствова-
ла созданная в XIII веке
святая инквизиция. Свое-
го апогея этот церковный
институт достиг в Испании,
где в 1478 году была учреж-
дена особая испанская
инквизиция, деятельность
которой до сих пор не из-
гладилась из историче-
ской памяти человечества.
Результаты е стара-
ний лишь только с 1481 по
1498 год (период, когда ве-
ликим инквизитором Ка-
стилии и Арагона был пе-
чально знаменитый Томас
Торквемада) выражаются
следующими цифрами.
Около 8,8 тысячи человек
было сожжено на кострах,
90 тысяч человек подвер-
глись церковным
наказаниям и
к о н ф и с к а ц и и
имущества, ну а
примерно 6,5 ты-
сячи пришлось
спасаться бег-
ством или по-
кончить с собой.
Вопрос, по-
чему католиче-
ской церкви вс-
таки не удалось
прибрать к ру-
кам всю полноту
светской власти,
это тема для
отдельного раз-
говора.
Таким обра-
зом, с учтом
приведнных выше фактов
и соображений Европа в
XIVXVI веках вполне мог-
ла бы стать ещ более
средневековой, чем пре-
жде, или вернуться к ра-
бовладельческим антич-
ным ценностям и соответ-
ствующему государствен-
но-политическому и соци-
ально-экономическому
устройству. С моей точки
зрения, именно эти сцена-
рии развития событий бы-
ли в тот момент наиболее
вероятными, и стоит толь-
ко удивляться тому, что на
практике они, к счастью, не
были реализованы.
Реальный исторический
процесс пошл, как извест-
но, по совершенно иному
сценарию. Он был ознаме-
нован чередой буржуазных
революций (первая из кото-
рых началась в XVI веке, а
последние произошли в XX
веке), возникновением ка-
чественно нового социаль-
но-экономического явле-
ния научно-технического
прогресса и последовав-
ших сначала промышлен-
ной, а затем двух научно-
технических революций.
Общество в результате
перешло с сельскохозяй-
ственного на индустриаль-
ный, потом постинду-
стриальный, а затем и на
информационный этап
своего развития. Одним
словом, мир стал таким, ка-
ким он является в настоя-
щее время.
Алексей
ФЕДОСЕЕВ,
обозреватель
Alf.gazeta@mail.ru
Я пишу это письмо в память тех,
кто жил, учился и работал в нашем
городе в годы войны, в память де-
дов, отцов, братьев и особенно на-
ших женщин, которые не только тру-
дились, но и несли все заботы о де-
тях чем накормить, во что одеть,
как учить
Вся страна работала на будущую
победу над фашизмом. Не исключе-
ние и наш город, тогда Калининград.
И чтобы все знали, какой вклад внс
наш город в Великую Победу, пред-
лагаю у проходных градообразую-
щих предприятий разместить плака-
ты, щиты либо баннеры с информа-
цией о том, что в годы войны дела-
ли на данном предприятии для нужд
фронта.
Знаю, что на БМЗ выпускали ми-
номтные снаряды, на заводе 8
(ныне первая территория РКК Энер-
гия) зенитки, на территории, где
находилось Центральное артил-
лерийское конструкторское бюро
В.Г. Грабина (ныне вторая террито-
рия РКК Энергия), пушки.
Две текстильные фабрики Пер-
вое Мая и Передовая текстильщи-
ца работали тогда в три смены, по
их гудкам узнавали время (ведь часов
у многих не было). В самый короткий
срок была построена дорога жизни,
по которой возили торфяные брике-
ты для предприятий и жителей.
На Торфянке было сооружено
ложное картонное предприятие, ко-
торое бомбили немцы. Теперь это
место называют в народе тряпка.
Я родилась за четыре месяца до
начала войны в Костинском роддоме
и, конечно, мало что помню о войне.
Но земляки наверняка могут многое
вспомнить.
После праздничного оформления
города к Дню Великой Победы мож-
но провести экскурсии для всех же-
лающих и, конечно, для школьников,
студентов
У меня есть девиз:
Нет в России города без славы
Местной, повсеместной, миро-
вой.
Очень хочется, чтобы эти слова
стали девизом для каждого. Пони-
маю эти замечательные строки так.
Мировая слава космическая. По-
всеместная это наша земля, на-
ши леса, наша Клязьма, наш город.
Местная это люди, которые сво-
им трудом создают технику, стро-
ят город, растят и учат детей, ле-
чат, создают духовную атмосферу
города.
Предлагаю этот девиз разместить
в Калининградской правде на по-
стоянной основе.
Елена ПРОТОГЕНОВА, краевед
Наш город работал на Победу
Даниил Хармс, Нико-
лай Носов, Виктор Дра-
гунский, Леонид Панте-
леев, Михаил Зощенко,
Борис Заходер с твор-
чеством этих и других
писателей и поэтов зна-
комились дети из дет-
ских садов 24 и 25.
Педагоги вместе с со-
трудниками детской би-
блиотеки на улице Ки-
рова разработали сце-
нарий очередной лите-
ратурной встречи с до-
школятами, которые
разучили веслые стихи
и сценки, а воспитатель
детского сада 24 Еле-
на Романова и заведу-
ющая читальным залом
Светлана Такшина за-
Из почты редакции.
Праздник для дошколят
Как научить смеяться
мечательно провели это
мероприятие. В нм бы-
ли и веслые викторины
по юмористическим про-
изведениям, и забавные
игры, перекликающиеся
с содержанием смешных
стихов и рассказов, ну и,
конечно, подарки кни-
ги известного поэта Ан-
дрея Усачва.
Хочется поблагода-
рить от лица родителей
воспитанников, которым
посчастливилось при-
нять участие в этом вес-
лом празднике детской
книги, всех, кто его под-
готовил и подарил на-
шим детям, воспита-
теля детсада 24 Еле-
ну Романову, заместите-
ля заведующего детским
садом 24 Наталью Да-
выдову, заместителя за-
ведующего детсадом
25 Светлану Шеламо-
ву, воспитателя детсада
25 Ольгу Жукович, со-
трудников детской би-
блиотеки Светлану Так-
шину и Татьяну Карпен-
ко, которые всегда с ра-
достью готовы встретить
наших ребятишек в чи-
тальном зале и стать для
них мудрыми проводни-
ками в таком интерес-
ном и разнообразном
мире мире детской ли-
тературы.
Е.Н. КРОХИНА,
мама одной из воспитанниц
Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из
всех человеческих качеств более всего способ-
ствует счастью жизнерадостность. И действи-
тельно, люди, которым присущи юмор, смех,
улыбка, добрая шутка, всегда находятся в цен-
тре внимания, их любят, к ним тянутся. Форми-
рование чувства юмора у ребнка не пустая
забава, это подготовка его к жизни, к достойной
борьбе с испытаниями и сложностями. И одним
из наших главных помощников в этом, по мне-
нию педагогов, является классическая детская
литература.
Ребнка учим с детства быть послушным,
Быть честным и других не обижать,
Уметь любить, прощать, быть добродушным
И, если надо, руку помощи подать.
И воспитать такого человека
Легко поможет нам библиотека!
Лишь в книгах опыт вековой таится,
Любой вопрос найдт в них свой ответ,
В беде и в радости всем книга пригодится,
Она, как друг хороший, даст совет!
О. Кыласова,
педагог детского сада 25 Мозаика