background image
4
КАЛИНИНГРАДКА
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПРАВДА
44 (18358)
21 апреля 2015
ПОПУЛЯРНО ОБ ЭКОНОМИКЕ
Американская экономическая экспансия
А
ЛЕКСЕЙ
ФЕДОСЕЕВ
США ассоциируются с
неким громадным фи-
нансовым пылесо-
сом, который высасы-
вает ресурсы из эконо-
мик других стран и за
счт этого обеспечива-
ет себе процветание
и благополучие. Такое
представление недале-
ко от истины, хотя и яв-
ляется, на мой взгляд,
несколько упрощн-
ным. У США действи-
тельно имеется огром-
ный государственный
долг, и американцы
на самом деле потре-
бляют гораздо больше,
чем зарабатывают. Ес-
ли смоделировать си-
туацию на пальцах,
она будет выглядеть
следующим образом.
Министерство фи-
нансов (Казначейство)
США выпускает долго-
вые государственные
обязательства (облига-
ции) на сумму, устанав-
ливаемую в законода-
тельном порядке.
Часть этих обяза-
тельств реализуется на
внутреннем рынке, часть
на внешнем. Отсюда и
структура пресловутого
государственного дол-
га примерно 3040%
составляющей его сум-
мы американцы долж-
ны сами себе; основным
покупателем этих обя-
зательств является Фи-
нансовая резервная си-
стема (ФРС). Оставшая-
ся часть (соответствен-
но 6070%) реализуется
на внешних рынках.
Выплаты процен-
тов по государственно-
му долгу США состав-
ляют более 11% от всех
расходов федерального
бюджета и сопоставимы
с размером расходов на
национальную оборону
(примерно 16%).
В настоящее время
доллар США является
(или, если сказать точ-
нее, пока остатся) до-
минирующей мировой
валютой. Его функции
весьма разнообразны:
это и средство междуна-
родных финансовых вза-
иморасчтов; и резерв-
ная валюта; и своего ро-
да индикатор как финан-
совых рынков, так и всей
мировой экономики в це-
лом; и т. д. Национальные
валюты большинства го-
сударств мира привяза-
ны в настоящее время не
к исторически формиро-
вавшемуся на протяже-
нии многих веков золо-
тому стандарту, а к курсу
доллара США.
Возникают три клю-
чевых вопроса: Каким
образом доллар заменил
золото? Как образова-
лась существующая за-
висимость ведущих ми-
ровых экономик (не го-
воря уже об экономиках
развивающихся стран)
от американской нацио-
нальной валюты? Поче-
му эта зависимость со-
храняется до сих пор?
В 1944 году страна-
ми с развитыми эконо-
миками было принято
так называемое Брет-
тон-Вудское соглаше-
ние. По сути, это согла-
шение и положило ко-
нец монополии золотого
стандарта и фактически
устанавливало паритет
между долларом и зо-
лотом, оттеснив на вто-
рой план другую доми-
нирующую в тот пери-
од валюту фунт стер-
лингов Великобритании.
Согласно новым прави-
лам, доллар становился
единственной валютой,
напрямую привязанной
к золоту (а все осталь-
ные валюты соответ-
ственно привязывались
к золоту только через
доллар). В 19761978 го-
дах была принята Ямай-
ская валютная система.
Суть е вкратце своди-
лась к двум основным
моментам: был офици-
ально отменн золотой
стандарт и золотые па-
ритеты (привязка валют
к золоту); установлен
режим свободно плава-
ющих валютных курсов,
то есть они привязыва-
лись уже не к золоту, а
друг к другу (точнее, к
официально признан-
ным резервным валю-
там: доллару США, фун-
ту стерлингов, швейцар-
скому франку и в насто-
ящее время к евро).
На практике это озна-
чало признание перво-
степенной роли доллара
США и то, что он оконча-
тельно встал над золотом
и занял его место в миро-
вой финансовой системе.
Каковы причины вы-
шеуказанной ситуации?
После окончания Вто-
рой мировой войны Ев-
ропа лежала в руинах.
Пострадала даже не ок-
купированная гитлеров-
скими войсками Вели-
кобритания; и только
огражднная двумя оке-
анами Америка не по-
несла каких-либо серь-
зных потерь.
В 1947 году американ-
ский государственный
секретарь Джордж Мар-
шалл предложил Про-
грамму восстановления
Европы после Второй
мировой войны план
Маршалла. Эта програм-
ма предусматривала рас-
считанное на четыре го-
да оказание экономиче-
ской помощи Европе. Об-
щая сумма ассигнований
по плану Маршалла со-
ставила около 12,4 млрд $.
Позже план Маршал-
ла был применн к Япо-
нии и ряду других стран
Восточной Азии.
В 1951 году план Мар-
шалла был преобразо-
ван и трансформиро-
ван в закон О взаимном
обеспечении безопас-
ности, в соответствии
с которым экономиче-
ская помощь была до-
полнена военной. (Лю-
бопытная деталь Со-
ветский Союз, в прин-
ципе, также мог бы по-
лучить помощь в рам-
ках этого плана, но бла-
горазумно отказался, со-
славшись на отсутствие
у него бюджетного де-
фицита.) План Маршал-
ла решил все поставлен-
ные перед ним задачи
экономический потен-
циал стран-участников
был не только восста-
новлен, но и увеличен, а
промышленность мо-
дернизирована.
Но, как известно, у
каждой медали есть две
стороны. В результа-
те осуществления этого
плана США максималь-
но усилили сво полити-
ческое и экономическое
влияние и стали лидером
свободного мира. Сама
экономическая помощь
оказывалась, разумеется,
в долларах. Когда полу-
чавшие помощь страны
восстановили свои эко-
номики и во второй по-
ловине 1960-х годов ста-
ли отказываться от дол-
лара, было уже поздно.
Доллар успел стать до-
минирующей валютой.
Для того чтобы по-
нять, почему он остат-
ся ею до сих пор, стоит
проанализировать, как
функционирует основ-
ной финансовый инсти-
тут США его Финан-
совая резервная систе-
ма. Принято считать, что
американский аналог
нашего ЦБ ФРС США
является частной
структурой, наводнив-
шей весь мир неконтро-
лируемым потоком дол-
ларов. Подобное пред-
ставление не полностью
соответствует реально-
му положению дел.
ФРС это специфи-
ческое частно-государ-
ственное партнрство,
которому государство
делегировало часть сво-
их функций и весьма
тщательно контролиру-
ет порядок их исполне-
ния. В структуру ФРС
входят не только двенад-
цать региональных фе-
деральных банков и зна-
чительное количество
владеющих их акциями
частных банков, но и до-
статочно сложная и чт-
ко структурированная
система управления: Со-
вет управляющих, Феде-
ральный комитет по от-
крытому рынку и ряд
различных консультаци-
онных советов.
Совет управляю-
щих ФРС состоит из се-
ми человек, утверждн-
ных президентом США,
во главе с председате-
лем Совета, кандидату-
ра которого назначается
президентом и утверж-
дается Банковским ко-
митетом сената США на
срок четыре года. Пра-
вовой статус и функции
ФРС регламентируются
Законом о ФРС, который
определяет е как осо-
бое финансовое учреж-
дение, объединяющее
одновременно незави-
симое юридическое ли-
цо и публичные государ-
ственные агентства.
Наряду с другими
функциями в обязан-
ности ФРС входит осу-
ществление денежной
эмиссии. Однако само-
стоятельность ФРС в до-
ступе к печатному стан-
ку весьма ограниче-
на. Во-первых, процесс
жстко контролирует-
ся. Во-вторых, переда-
ча этой (действитель-
но важнейшей) функции
ФРС была в сво время
осуществлена с целью
обеспечения баланса и
предотвращения воз-
можности использова-
ния денежной эмиссии в
краткосрочных интере-
сах правительства США
(в частности, для покры-
тия дефицита бюджета).
В-третьих, после осу-
ществления обязатель-
ных расходов весь оста-
ток своей прибыли ФРС
перечисляет казначей-
ству (Министерству фи-
нансов) США, то есть, по
сути, не является ком-
мерческой структурой.
Конечно, частные бан-
ки, владеющие акция-
ми региональных феде-
ральных банков, получа-
ют по ним дивиденды, но
их процентная ставка не-
высока; она составляет
6% годовых и носит стро-
го фиксированный ха-
рактер, то есть не зави-
сит от прибыли ФРС. Си-
стема построена таким
образом, чтобы вклю-
чить как можно большее
число частных банков в
структуру ФРС и поста-
вить их под косвенный
(но от этого ничуть не
менее серьзный) госу-
дарственный контроль.
В настоящее время в
структуру ФРС входят
около 40% всех финансо-
во-кредитных учрежде-
ний США. Что же каса-
ется контроля деятель-
ности ФРС, можно кон-
статировать, что предо-
ставление определнной
автономности сочета-
ется с принципами под-
отчтности и регуляр-
ности проводимых про-
верок. Согласно зако-
ну о Федеральном резер-
ве, ФРС ежегодно отчи-
тывается перед палатой
Представителей Конгрес-
са США, а дважды в год
перед Банковским ко-
митетом Конгресса США.
Деятельность ФРС регу-
лярно проходит аудитор-
ские проверки Счтной
палаты США и независи-
мых аудиторских фирм.
В результате эта непро-
стая система сдержек и
противовесов позволяет
США держать большую
часть мировых экономик
на долларовой игле.