background image
среда
k
спецвыпуск 10, 28 мая 2014 г.
(Продолжение на с. 3)
(Продолжение. Начало на с. 1)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
Как видно из таблицы, в муниципальном образовании имеет место устойчивая тенденция роста тарифов на энергетические
ресурсы.
Так, в 2012 году по отношению к 2010 году:
тариф на электроэнергию вырос на 13,3%;
тариф на тепловую энергию вырос на 19,8%;
тариф на воду вырос на 14,4%;
тариф на природный газ вырос на 10%.
Рост стоимости топливно энергетических и коммунальных ресурсов приведет к следующим негативным последствиям:
росту затрат предприятий, расположенных на территории муниципального образования, на оплату топливно энергети
ческих и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;
росту стоимости жилищно коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулиро
вать объем их потребления и снижению качества жизни населения;
снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих
затратах на муниципальное управление;
опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных бюджетных
организаций и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.
Рост цен на энергоресурсы делает задачу энергосбережения экономически целесообразной.
1.2. Основные проблемы в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективно
сти в настоящее время являются:
отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами.
Причиной возникновения данной проблемы является недостаточная оснащенность приборами учета, как производителей,
так и потребителей энергоресурсов;
низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджет
ной сферы. Причиной возникновения данной проблемы являются высокая доля устаревшего оборудования, изношенных
коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной
сферы;
низкая доля энергоэффективности общественного транспорта, уличного освещения. Причиной возникновения данной
проблемы являются преобладание транспорта, работающего на бензине, физическое и моральное старение осветительного
оборудования, значительно опережающее темпы его реконструкции;
недостаточная и не всегда качественная профессиональная подготовка специалистов в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Причиной возникновения данной
проблемы является отсутствие системы подготовки таких специалистов в государственных (муниципальных) учреждениях,
на предприятиях;
отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению.
Для решения проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые
заключаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности
при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования и прежде всего в
органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Решение проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный
характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и
модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой
технологической базе.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования
программно целевых инструментов, поскольку:
затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов
исполнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуп
равления, организаций и граждан;
требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и
повышению энергетической эффективности;
требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
В соответствии с действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффектив
ности реализация муниципальной программы должна предполагать активное участие частного капитала в финансировании
проектов, направленных на снижение энергопотребления. От успешности решения этой задачи напрямую зависят будущие
результаты муниципальной программы.
Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные
договоры (контракты) новый тип гражданско правовых договоров, введенный 261 ФЗ.
Энергосервисный договор (контракт) договор (контракт) на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор
(контракт) предполагает выполнение специализированной ЭСКО полного комплекса работ по внедрению энергосберегаю
щих технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные
финансовые ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств,
сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий. Договор (контракт) обычно заключается на 5 10 лет, в
течение которого происходят выплаты.
Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению (где бремя энергосберегающих мероприятий
в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий/учреждений, как
непрофильная и второстепенная задача с использованием собственных/бюджетных средств предприятий/учреждений и
несением рисков по реализации проектов) подход на основе энергосервисных договоров (контрактов) позволяет возложить
весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.
Комплекс мероприятий включает в себя инвестиционный энергоаудит, предусматривающий определение базовых линий
энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов, финан
сирование, не требующее собственных средств/бюджетных средств предприятий/учреждений, и, наконец, реализация
мероприятий силами энергосервисной компании.
Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так
как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.
Использование энергосервисных договоров (контрактов) в ЖКХ имеет важное социальное значение обеспечение
энергоэффективности в жилищном секторе может принести ощутимый социальный эффект за счет сокращения расходов
семей на коммунальные услуги. Управляющие компании, товарищества собственников жилья (ТСЖ) сами смогут выбрать
подходящую схему и обсудить все детали договора (контракта), получив максимальную выгоду.
Интерес должны проявить и бюджетные учреждения, которые, в дополнение к требованиям 261 ФЗ по снижению
потребления энергоресурсов на 15%, поощряются возможностью распоряжаться бюджетными средствами, сэкономленны
ми сверх установленного снижения. Сэкономленные средства остаются как в распоряжении учреждения, так и в распоряже
нии муниципального образования.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерци
онного прогноза развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Развитие сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по инерционному сценарию указывает
на риск, что не будут достигнуты целевые значения показателей и решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности прогнози
руются следующие значения целевых показателей:
доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части
многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергетических
ресурсов на территории города Королва Московской области:
электрической энергии 99,5% к 2015 году;
тепловой энергии 70% к 2020 году;
воды 70% к 2020 году;
снижение удельных расходов используемых энергоресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий менее
чем 15 % к 2020 году;
доля потерь энергетических ресурсов при их передаче в общем объеме переданных энергетических ресурсов более 10%
к 2020 году.
2. Прогноз развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
с учетом реализации муниципальной программы, возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при выборе вариантов решения проблем
2.1. Прогноз развития сферы энергосбережения и повышения энергетической
эффективности с учетом реализации муниципальной программы,
возможные варианты решения проблем
Концепция решения проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на
программно целевом методе и состоит в реализации муниципальной программы города Королва Московской области на
2014 2020 годы Энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которая на начало 2014 года включает
в себя четыре подпрограммы.
В 2014 году основные усилия будет сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры
эффективного управления энергосбережением в масштабах города, созданием рыночных механизмов перераспределения
присоединенных мощностей и потребляемых нагрузок, координацией мероприятий по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности, организацией механизма контроля выполнения мероприятий муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит системно решать накопившиеся проблемы и достичь
следующих результатов:
экономии всех видов энергоресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо
и газоснабжения;
развитие рынка энергосервисных услуг;
вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры города за счет активизации пропаганды и формирования
реального механизма стимулирования энергосбережения.
Программный сценарий развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности отличается от
инерционного сценария устойчивостью решений, принятых на период до 2020 года.
При программно целевом сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
городе Королве Московской области будут получены следующие значения целевых показателей:
доля объемов энергетических ресурсов, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в части
многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергетических
ресурсов на территории города Королва Московской области:
электрической энергии 100% к 2015 году;
тепловой энергии 80% к 2020 году;
воды 80% к 2020 году;
снижение удельных расходов используемых энергоресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий не
менее чем на 15% к 2020 году;
доля потерь энергетических ресурсов при их передаче в общем объеме переданных энергетических ресурсов не более 10%
к 2020 году.
2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере энергосбережения и повышения
энергетической эффективности к 2020 году по двум сценариям инерционному и программно целевому является
основанием для выбора в качестве основного сценария для решения задач на перспективу до 2020 года программно целевого
сценария.
Решение задач в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Королва
Московской области позволит достичь планируемые целевые значения показателей за счет комплексного подхода в их
решении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходимых мероприятий по заданным параметрам целей
и задач подпрограммы.
Вместе с тем использование программно целевого сценария не гарантирует отсутствие определенных рисков в ходе
реализации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы:
недостижение целевых значений показателей результативности муниципальной программы к 2020 году;
невыполнение мероприятий в установленные сроки по причине несогласованности действий муниципальных заказчиков
подпрограммы и исполнителей мероприятий подпрограммы;
снижение объемов финансирования мероприятий муниципальной программы вследствие изменения прогнозируемых
объемов доходов городского бюджета или неполное предоставление средств из запланированных источников;
неэффективное и/или неполное использование возможностей, внедряемых в рамках муниципальной программы,
технологий и ресурсов;
технические и технологические риски;
методологические риски, связанные с отсутствием методических рекомендаций по применению нормативных правовых
актов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения программных задач.
В целях обеспечения управления рисками муниципальный заказчик муниципальной программы организует мониторинг
реализации мероприятий муниципальной программы и на основе его результатов вносит необходимые предложения
координатору муниципальной программы для принятия соответствующих решений, в том числе по корректировке парамет
ров муниципальной программы.
Минимизация риска несогласованности действий участников муниципальной программы осуществляется в рамках
оперативного взаимодействия муниципального заказчика муниципальной программы, координатора муниципальной про
граммы и муниципальных заказчиков подпрограмм.
Минимизация рисков недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников осуществляется путем
ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета города, учтенных при формировании финансовых
параметров муниципальной программы, анализа и оценки результатов реализации мероприятий муниципальной программы
в ходе ее исполнения. На минимизацию наступления финансового риска направлены также меры в составе подпрограмм,
определяющие изменение значений целевых показателей в зависимости от реализации отдельных мероприятий при
снижении/увеличении объемов финансирования в пределах 5% относительно общего объема запланированных в соответ
ствующей подпрограмме финансовых средств на ее реализацию.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Достижение целевых значений показателей в рамках программно целевого сценария осуществляется посредством
реализации четырех подпрограмм.
3.1. Перечень подпрограмм муниципальной программы
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно коммунальном хозяйстве (Подпрограмма
1).
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы и организациях с
участием муниципального образования (Подпрограмма 2).
3. Модернизация городского уличного освещения на базе энергосервисного контракта (Подпрограмма 3).
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленном секторе (Подпрограмма 4).
3.2. Краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Подпрограмма 1 направлена на комплексное и эффективное использование топливно энергетических ресурсов и
обеспечение надежности работы системы коммунального хозяйства за счет установки приборов учета потребления энерге
тических ресурсов (индивидуальных и общедомовых), замены лифтов и реализации энергосберегающих мероприятий.
Подпрограмма 2 направлена на обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации
учреждениями бюджетной сферы и организациями с участием муниципального образования энергосберегающих меропри
ятий.
Подпрограмма 3 направлена на обеспечение надежности работы системы уличного освещения путем заключения
энергосервисного контракта.
Подпрограмма 4 направлена на снижение промышленными предприятиями, расположенными на территории муници
пального образования, удельных расходов потребления энергетических ресурсов и воды и сокращению их потерь путем
реализации энергосберегающих мероприятий.
4. Цели и задачи Программы
Целью муниципальной программы является энергосбережение и повышение энергетической эффективности при произ
водстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования, создание условий для
перевода экономики муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации мероприятий муниципальной программы необходимо решить
следующие задачи:
1. Создание механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Реализация комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно комму
нальном хозяйстве, учреждениях бюджетной сферы и организациях с участием муниципального образования, в сфере
уличного освещения и в промышленном секторе.
Решение задач муниципальной программы обеспечивается путем:
формирования целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности экономики
города Королва Московской области, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие
органов исполнительной власти города Королва Московской области, а также хозяйствующих субъектов и населения;
принятия необходимых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений 261 ФЗ, а также
устанавливающих и пересматривающих обязательные требования в части:
энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств передачи энергии, зданий, строений и
сооружений, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд,
учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов,
проведения энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов,