background image
(Продолжение на с. 2)
27 (89)
СПЕЦВЫПУСК
пятница, 24 октября 2014 года
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОРОЛВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. 1652
Об утверждении муниципальной программы города Королва
Московской области на 2015-2019 годы Предпринимательство города Королва
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города Королва
Московской области, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Администрации города Королва
Московской области от 03.09.2013 1690 Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города
Королва Московской области, их формировании, реализации и оценки эффективности, руководствуясь Федеральным законом Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом города Королва Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить муниципальную программу города Королва Московской области на 2015-2019 годы Предпринимательство
города Королва (прилагается).
2. Признать утратившими силу постановление Администрации города Королва Московской области от 17.12.2013 2600
Об утверждении муниципальной программы города Королва Московской области на 2014-2017 годы Предпринимательство
города Королва (с внесенными изменениями и дополнениями).
3. Опубликовать настоящее постановление и приложение к нему в газете Калининградская правда и разместить их на
официальном сайте Администрации города Королва Московской области Наукоград Королв (www.korolev.ru).
4. Управлению по информационной политике и общественным связям Администрации города Королва (Канаева М.А.)
обеспечить выполнение пункта 3 настоящего постановления.
5. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города С.К. Викулову.
И.о. руководителя Администрации города Ю.А. Копцик
Обозначение
Расшифровка
ед.
единица
тыс.
тысяча
руб.
рубли
%
проценты
СМСП
Субъекты малого и среднего предпринимательства
УК
Управляющая компания
БИ
Бизнес-инкубатор
СМР
Строительно-монтажные работы
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
города Королва
Московской области
от 15 октября 1652
Муниципальная программа
города Королва Московской области на 2015-2019 годы
Предпринимательство города Королва
ПЕРЕЧЕНЬ
обозначений и сокращений
ПАСПОРТ
муниципальной программы города Королва Московской области на 2015-2019 годы
Предпринимательство города Королва
Наименование муниципальной программы
Муниципальная программа города Королва Московской области на 2015-2019 годы Предпринимательство города Королва
Цели муниципальной программы
Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности на территории города Королва Московской области
Задачи муниципальной программы
1. Создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции.
2. Развитие современных форматов торговли, общественного питания и бытовых услуг.
3. Создание благоприятного инвестиционного климата.
4. Стимулирование развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.
5. Развитие сферы закупок для обеспечения нужд города Королва Московской области.
Координатор муниципальной программы
Заместитель руководителя Администрации города Королва Московской области
Муниципальный заказчик муниципальной программы
Управление по развитию потребительского рынка, предпринимательства и рекламы Администрации города Королва Московской области
Сроки реализации муниципальной программы
2015-2019 годы.
Перечень подпрограмм
1. Развитие малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие потребительского рынка и услуг города.
3. Развитие конкуренции.
4. Развитие инвестиционной и инновационной политики.
Источники финансирования муниципальной программы,
в том числе по годам:
Расходы (тыс. руб.)
Всего
2015 год*
2016 год*
2017 год*
2018 год*
2019 год*
67502676,72
11172306,32
11790030,1
13222280,1
14778280,1
16539780,1
Средства бюджета города Королва Московской области
169891,82
94176,62
14541,3
20291,3
20391,3
20491,3
Средства бюджета
Московской области
38610
24390
5220
2700
3000
3300
Средства федерального бюджета
568094
152558,8
107768,8
101888,8
102588,8
103288,8
Внебюджетные источники
66726080,9
10901180,9
11662500
13097400
14652300
16412700
Планируемые результаты реализации муниципальной программы:
1. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) на 1000 жителей вырастет с 13 единиц в 2014 году до 13,3 единиц в 2019 году.
2. Доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий города Королва увеличится с 31,60 % в 2014 году до 33,89 % в 2019 году.
3. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году увеличится в 1,66 раза к уровню 2014 года (с 10523,1 млн. рублей до 17512,7 млн. рублей).
4. Оборот розничной торговли в ценах сопоставимых лет в 2019 году вырастет в 1,82 раза к уровню 2014 года (с 46168,7 млн. рублей до 83965,9 млн. рублей).
5. Доля экономия бюджетных средств в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта увеличится с 7,8 % в 2014 году до 11 % в 2019 году.
6. Количество участников размещения заказа в одной процедуре увеличится с 1,7 в 2014 году до 5 в 2019 году.
* объем финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году
1. Общая характеристика сферы предпринимательства,
основные проблемы, инерционный прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика
Город Королв один из крупнейших городских округов в Московской области.
В соответствии с Законом Московской области от 21.05.2014 53/2014-ОЗ О преобразовании городского округа Королв
и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования в
состав городского округа Королв включен город Юбилейный.
Население города по состоянию на 01.01.2014 составляло 220,8 тыс. человек. Трудоспособное население 135,3 тыс. человек.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.04.2001 416 городу Королву Московской области
присвоен статус наукограда Российской Федерации. Город Королв является крупнейшим в России центром ракетно-космической
промышленности.
Основу экономики города составляют крупные научно-исследовательские организации, конструкторские бюро и научно-
производственные объединения, занимающие ключевые позиции в структуре предприятий и организаций Федерального
космического агентства и оборонного комплекса страны, представляющие наукоемкое производство и формирующие
муниципальное образование как наукоград российской Федерации ракетно-космического профиля.
Градообразующий научно-производственный комплекс города включает следующие предприятия и организации, различных
организационно-правовых форм:
- ОАО Ракетно-космическая корпорация Энергия им. С.П. Королва;
- ЗАО ЗЭМ РКК Энергия им. С.П. Королва;
- ФГУП ЦНИИМАШ;
- КБ ХИММАШ им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева;
- ОАО Корпорация Тактическое военное вооружение;
- ОАО НПО ИТ;
- ОАО Композит;
- 4 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации;
- ЗАО Королвская шлковая фабрика Передовая текстильщица.
На экспериментальной и производственной базе предприятий НПК города развиваются наукоемкие опытные и уникальные
производства в широком спектре высоких технологий мирового уровня.
Помимо этого на территории города функционирует 2760 малых предприятий. В научно-технической и инновационной
сферах специализируются более 230 малых и средних организаций различных форм собственности.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики любой страны. В странах Европейского Сообщества, в США и Японии
на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых и доля малого бизнеса в ВВП превышает
50%. В России эти показатели значительно ниже. К сожалению, несмотря на произошедшие за последние годы изменения
в становлении малого бизнеса и увеличении его вклада в экономику существенного роста в данной сфере не произошло.
В городе Королве численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства составляет более 25 %
от всех рабочих мест в городе. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, в прошлом году составил в общем
обороте 29,39 %.
Отличительными особенностями малого бизнеса являются: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование
на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном
сегменте рынка товаров и услуг.
Основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, т.е. сегодня торговля и общественное
питание определяющая сфера интересов малого бизнеса. Торговля и общественное питание - достаточно традиционная отрасль
для малых форм хозяйствования, не требующая больших стартовых затрат, обеспечивающая быструю отдачу от вложений.
Иная картина складывается в промышленности. Общее количество предприятий промышленного профиля примерно в 3-5
раз уступает предприятиям торговли и общественного питания, тогда как по числу занятых их отставание в 2 раза меньше.
В городе Королве доля малых и средних предприятий занятых в оптовой и розничной торговле составляет 36,5 % от всех
предприятий. Доля малых и средних предприятий, занятых в сферах обрабатывающей промышленности, составляет всего 12,3 %.
Основными направлениями Программы должны стать модернизация и инновационное развитие экономики, улучшение
условий ведения предпринимательской деятельности.
Механизмом решения поставленных задач должно стать увеличение объема инвестиций, создание и модернизация
высокопроизводительных рабочих мест, развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики.
Определяющая роль в Программе отведена промышленности, науке, оптовой и розничной торговле, которые обеспечивают
более 50 процентов рабочих мест в городе.
В результате реализации мероприятий настоящей Программы прогнозируемая доля малых предприятий в общем обороте
предприятий должна составить свыше 33 %.
Также ожидается, что мероприятия данной Программы окажут воздействие на рост малых и средних предприятий, занятых
в сферах обрабатывающей промышленности, и на стимулирование инновационной активности малых предприятий.
В числе приоритетов социально-экономического развития города переход к новой модели развития экономики, рост
инновационной составляющей экономики города-наукограда, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной
продукции, стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, новых технологий, видов продукции и услуг.
1.2. Основные проблемы
Среди недостатков города можно отметить следующие:
- рост социальной нагрузки на городской бюджет и, как следствие, снижение инвестиционных возможностей бюджета;
- высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
- повышение допустимой демографической мкости территории муниципального образования и обусловленные этим жесткие
ограничения для нового строительства в связи с невозможностью обеспечения его инженерной и социальной инфраструктурой;
- износ производственного потенциала;
- несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;
- отсутствие свободных земельных участков, пригодных для жилищного строительства.
Вместе с отмечаемыми положительными тенденциями в сфере предпринимательства остается комплекс нерешенных
проблем и нереализованных задач.
Нерешенными в полной мере в сфере предпринимательства являются следующие проблемы:
- недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
- трудности с получением банковских кредитов;
- отсутствие помещений и крайне высокая арендная плата;
- в городе отмечается структурный дисбаланс в охвате предпринимательством различных сфер деятельности с акцентом
в сторону торговли. При этом далеко не все ниши, в которых малый и средний бизнес мог бы работать в интересах города,
освоены. Потребности населения в получении бытовых услуг, которые могли бы быть удовлетворены за счет деятельности
субъектов малого предпринимательства, на сегодняшний день покрываются не в полной мере;
- в условиях осуществления регистрации предприятий и индивидуальных частных предпринимателей налоговыми органами
Администрация города сама сталкивается с большим количеством проблем при оценке состава действующих на территории
города предпринимателей, что создает препятствия для организации адекватного взаимодействия с ними и принятия необходимых
мер для поддержки предпринимателей.
Предприниматели, действующие в городе, в качестве основных сложностей развития отмечают:
- недостаточность финансовых ресурсов, в первую очередь, для пополнения оборотных средств (эту проблему отмечают
даже предприниматели, занимающиеся торговлей);
- сложности со сбытом (данную проблему отмечают практически все предприниматели, это может свидетельствовать о
недостаточности платежеспособного спроса, малой работе по продвижению собственных товаров, работ, услуг);
- недостаточность информации по правовым вопросам, по изменению законодательства;
- конкуренцию со стороны не зарегистрированных в установленном порядке предпринимателей (на эту проблему указывают
предприниматели, занимающиеся ремонтом, пошивом обуви, ремонтом автомобилей, оказанием ритуальных услуг, фотоделом);
- недостаточность кадров необходимой квалификации (данная проблема актуальна для сферы торговли и бытовых услуг);
- неподготовленность предпринимателей в вопросах организации бухгалтерского учета;
- сложности с приобретением сырья и материалов.
Что касается возможностей начала собственного дела с нуля либо в новой сфере, то предприниматели указывают такие
препятствующие этому проблемы, как:
- отсутствие достаточных финансовых ресурсов для начала предпринимательской деятельности в новой сфере;
- недостаточность кадров необходимой квалификации;
-необходимость оформления большого количества документов;
- опасение сложностей со сбытом продукции, работ, услуг;
- недостаточное понимание особенностей организации работ в новой сфере, набора и объемов необходимых затрат,
отсутствие бизнес-плана (высокий уровень потребности в разъяснении сути работы в новой сфере может свидетельствовать
о сравнительно невысоком уровне самостоятельности предпринимателей района, отсутствии информации для анализа
потенциальных механизмов работы и рисков; низкой готовности принимать решения и брать на себя ответственность за их
последствия).
Настоящая Программа направлена на решение актуальных проблем и задач в сфере развития малого бизнеса. Комплексный
подход к их решению в рамках муниципальной программы Предпринимательство города Королва заключается в
совершенствовании системы управления в городе по приоритетным направлениям:
- финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятной среды для предпринимательства;
- создание городского бизнес - инкубатора, как базового элемента инновационной инфраструктуры.
Программный сценарий развития малого бизнеса в городе отличается от инерционного сценария устойчивостью решений,
принятых на определенный период и обеспечением необходимыми ресурсами из возможных источников финансирования на
реализацию необходимых мероприятий.
1.3. Инерционный прогноз развития
сферы предпринимательства
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерционного
прогноза развития сферы предпринимательства.
Развитие сферы предпринимательства по инерционному сценарию указывает на риск, что не будут достигнуты целевые
значения показателей и не решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы предпринимательства к
2019 году прогнозируются следующие значения целевых показателей:
- количество малых предприятий (включая микропредприятия) на 1000 жителей вырастет с 13 единиц в 2014 году до
13,2 единиц в 2019 году;
- доля оборота малых и средних предприятий в общем обороте предприятий города Королва увеличится с 31,60 % в
2014 году до 33,39 % в 2019 году;
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2019 году увеличится в 1,54 раза к
уровню 2014 года (с 10523,1 млн. рублей до 16205,57 млн. рублей);
- оборот розничной торговли в ценах сопоставимых лет вырастет с 46168,7 млн. рублей в 2014 году до 79865,4 млн. рублей
в 2019 году (в 1,73 раза);
- доля экономии бюджетных средств в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта увеличится с 7,8%
в 2014 году до 10,1 % в 2019 году;
- количество участников в одной процедуре увеличится с 1,7 в 2014 году до 4,5 в 2019 году.