background image
пятница
k
спецвыпуск 27, 24 октября 2014 г.
12
(Продолжение. Начало на с. 1)
(Продолжение на с. 13)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
Муниципальная программа города Королва Московской области на 2015-2019 годы Предпринимательство города Королва
Подпрограмма 4
Развитие инвестиционной и инновационной политики
ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ
Развитие инвестиционной и инновационной политики муниципальной программы города Королва Московской области на 2015-2019 годы Предпринимательство города Королва
Наименование подпрограммы
Развитие инвестиционной и инновационной политики
Цель подпрограммы
Повышение инвестиционной привлекательности городской территории и эффективное участие органов местного самоуправления в развитии инновационной деятельности на территории города Королва Московской области
Муниципальный заказчик подпрограммы
Отдел по вопросам науки и промышленности Администрации города Королва Московской области
Ответственные за выполнение мероприятий подпрограммы Отдел по вопросам науки и промышленности Администрации города Королва Московской области.
Отдел анализа, прогнозирования и муниципальных программ Управления экономики Администрации города Королва Московской области.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Королва Московской области.
Управление землепользования Администрации города Королва Московской области.
Комитет по физической культуре, спорту и туризму Администрации города Королва Московской области.
Городской комитет образования Администрации города Королва Московской области.
Задача подпрограммы
1. Создание благоприятного инвестиционного климата в городе Королве Московской области.
2. Содействие развитию инновационной деятельности в городе Королве Московской области.
3. Реализация государственной поддержки, выделяемой городу Королву Московской области как наукограду Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры.
Сроки реализации подпрограммы
2015-2019 годы
Источники финансирования
подпрограммы по годам
реализации и главным
распорядителям
бюджетных средств
Наименование
подпрограммы
Источники финансирования
Расходы (тыс. рублей)
2015
год
2016
год
2017
год
2018
год
2019
год
Итого
Развитие инвестиционной и
инновационной политики
Всего:
в том числе:
10613094,12
11759238,8
13194138,8
14749038,8
16509438,8
66824949,32
Средства бюджета города Королва
Московской области
2 705,32
1 150,0
1 150,0
1 150,0
1 150,0
7 305,32
Средства федерального бюджета
95 588,8
95 588,8
95 588,8
95 588,8
95 588,8
477 944,0
Внебюджетные средства
10514800,0
11662500,0
13097400,0
14652300,0
16412700,0
66339700,0
Планируемые результаты реализации подпрограммы
В результате реализации Подпрограммы к 2019 году будут достигнуты следующие показатели:
1. Увеличение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 человек в 1,5 раза.
2. Увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 1,6 раза.
3. Увеличение количества рабочих мест с размером среднемесячной заработной платы выше пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Московской области с 27600 единиц до 28700 единиц.
4. Количество созданных рабочих мест не менее 930 единиц.
5. Количество созданных рабочих мест с размером среднемесячной заработной платы выше пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Московской области не менее 130 единиц.
6. Темп роста отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности составит 110% по отношению к предыдущему году.
7. Увеличение объема отгруженной продукции высокотехнологических и наукоемких видов экономической деятельности по крупным и средним организациям в 1,4 раза.
8. Доля среднесписочной численности работников НПК в среднесписочной численности работников, всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию товаров, выполнение работ,
оказание услуг, расположенных на территории города, не менее 50%.
9. Увеличение доли выпускаемой научно-технической продукции (выполнения работ, оказания услуг), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, в общем объеме
произведенной продукции (выполнения работ, оказания услуг), всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города с 37% до 55 %.
10. Доля основных фондов НПК, фактически используемых при производстве научно-технической продукции, в стоимости фактически используемых основных фондов всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории
города, за исключением предприятий ЖКХ и социальной сферы, не менее 62 %.
11. Увеличение доли численности исследователей (включая работающих на условиях внешнего совместительства, а также лиц, осуществляющих коммерциализацию научных и (или) научно-технических результатов) и профессорско-
преподавательского состава в среднесписочной численности работников НПК с 23% до 25%.
12. Количество созданных объектов инновационной инфраструктуры 2 единиц.
13. Количество объектов социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры, созданных за счет средств государственной поддержки - 5 единиц.
1. Характеристика состояния, основные проблемы и
перспективы развития инвестиционной и инновационной политики
Инвестиционная политика. На современном этапе развития российской экономики многие ставят вопросы о продуманной
экономической политике государства. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного разви-
тия страны в целом, немаловажной ее составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во
многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
В настоящее время бюджетная самостоятельность местного самоуправления федеральным центром практически не гаран-
тируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов мест-
ного самоуправления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных
образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.
Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципаль-ные образования, имеющие бюджеты выживания,
вынуждены осуществ-лять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего ком-плексного социально-эконо-
мического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.
В настоящее время нормативно-правовыми актами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Феде-
рации, является Федеральный закон от 25.02.1999 39-ФЗ Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавлива-
ет гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме
капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Сущность муниципальной инвестиционной политики можно опреде-лить как целенаправленную, научно обоснованную
деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях
устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования.
Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного
климата, так и от инвести-ционной привлекательности объектов инвестирования.
Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следу-
ющим образом:
Территориальные факторы: экономические, политические, законода-тельные, природоохранные, инфраструктурные, при-
родно-климатические, ресурсные, демографические.
Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования): финансовые показатели, производственно-техно-
логические, инфраструктурные, входящие ресурсы, состояние менеджмента и маркетинга.
Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуе-
мости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов.
С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента: активиза-ция инвестиционного процесса в городе и повышение
его эффективности.
Разработка и реализация муниципальной инвестиционной политики осуществляются на основе концепции социально-эко-
номического развития города и включают:
- определение приоритетов, целей и задач инвестиционной политики, т.е. формирование инвестиционной стратегии;
- разработку комплекса мероприятий по инвестированию;
- определение потребности в инвестиционных ресурсах;
- поиск и выбор источников инвестиций;
- формирование инвестиционных возможностей и мер по их расширению.
Одним из важнейших вопросов осуществления муниципальной инве-стиционной политики является ее ресурсное, в част-
ности финансовое обес-печение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвести-ций.
Направления создания благоприятных условий для инвесторов:
- создание современных систем коммуникаций, информационного обеспечения инвестиционной деятельности (например,
организация единого информационно-аналитического пространства города на основе геоинформационных систем);
- обеспечение деловой оперативности в принятии управленческих ре-шений, связанных с инвестиционной деятельностью
в городе;
- осуществление городского маркетинга, создающего благоприятный имидж города в целом для внешних инвесторов.
Город Королв Московской области - город областного подчинения, основан Указом Президиума Верховного Совета
РСФСР от 26.12.1938 1458/7.
В 2014 году в соответствии с законом Московской области от 21.05.2014 53/2014-ОЗ О преобразовании городского
округа Королв и городского округа Юбилейный, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального
образования осуществлено объединение городов Королв и Юбилейный. В настоящее время общая площадь городской тер-
ритории составляет 5 547 га.
К числу конкурентных преимуществ города Королва Москов-ской области можно отнести:
- выгодное географическое положение;
- высокоразвитое высокотехнологичное промышленное произ-водство;
- наличие мощного инновационного потенциала развития;
- близость к железнодорожному и автомобильному узлам;
- наличие высококвалифицированной рабочей силы;
- наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок, включая рынок потребительских
кредитов, фондовый рынок);
- наличие возможностей для реализации частно-государственного партнерства.
Среди конкурентных недостатков города можно отметить сле-дующие:
- рост социальной нагрузки на городской бюджет и, как следст-вие, снижение инвестиционных возможностей бюджета;
- высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население;
- повышение допустимой демографической мкости территории муниципального образования и обусловленные этим
жесткие ограничения для нового строительства в связи с невозможностью обеспечения его инженерной и социальной ин-
фраструктурой;
- износ производственного потенциала;
- несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры;
- отсутствие свободных земельных участков, пригодных для жилищного строительства.
В 2013 году на развитие экономики города направлено 8 424,3 млн. рублей инвестиций в основной капитал за счет всех
источников финансирования.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал доля инвестиций в строительство зданий (кроме жилых) и сооружений
составила 26 процентов, доля инвестиций, направленных на приобретение машин, оборудования и транспортных средств - 43
процента, доля инвестиций в жилищное строительство - 23 процента. Основной поток инвестиций (90 процентов) направлялся
на такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, транс-
порт и связь, оптовая и розничная торговля, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Причем доминирую-
щее положение занимают операции с недвижимым имуществом (51 процент) и обрабатывающие производства (28,8 процента).
К 2019 году планируется увеличение инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования почти в 2
раза по отношению к 2013 году.
Инновационная политика. Местное самоуправление как один из уровней публичной власти является базисом и отправной
точкой всех социально-экономических преобразований, происходящих в России. Это в полной мере относится и к инноваци-
онной политике.
Государственная инновационная политика формируется и реализуется, исходя из приоритетности инновационной деятель-
ности в целях развития производства, обеспечения экономического развития страны, повышения уровня и качества жизни
населения, обеспечения обороны, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.
Государственная инновационная политика формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации и муници-
пальных образований.
Правительство Российской Федерации осуществляет государственную поддержку инновационной политики субъектов
Российской Федерации, а также инновационной политики муниципальных образований с учетом приоритетов государствен-
ной инновационной политики.
Городу Королву Московской области крупнейшему в России центру ракетно-космической промышленности, Указом
Президента Российской Федерации от 12.04.2001 416 присвоен статус наукограда Российской Федерации.
Основу экономики города составляют крупные научно-исследовательские организации, конструкторские бюро и научно-
производственные объединения, занимающие ключевые позиции в структуре предприятий и организаций Федерального
космического агенства и оборонного комплекса страны, представляющие наукоемкое производство и формирующие муници-
пальное образование как наукоград российской Федерации ракетно-космического профиля.
Градообразующий научно-производственный комплекс города включает следующие предприятия и организации, различ-
ных организационно-правовых форм:
- ОАО Ракетно-космическая корпорация Энергия им. С.П. Королва;
- ЗАО ЗЭМ РКК Энергия им. С.П. Королва;
- ФГУП ЦНИИМАШ;
- КБ ХИММАШ им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева;
- ОАО Корпорация Тактическое военное вооружение;
- ОАО НПО ИТ;
- ОАО Композит;
- 4 ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации;
- ЗАО Королвская шлковая фабрика Передовая текстильщица.
Деятельность научно-производственного комплекса (НПК) города Королва МО осуществляется в соответствии с:
- приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в российской Федерации, утвержденными Указом
Президента РФ от 07.07.2011 899 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в
Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации;
- направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испыта-
ний и подготовки кадров, являющимися приоритетными для города Королва МО как наукограда РФ, утвержденными Указом
Президента РФ от 16.09.2002 987.
На экспериментальной и производственной базе предприятий НПК города развиваются наукоемкие опытные и уникальные
производства в широком спектре высоких технологий мирового уровня. В научно-технической и инновационной сферах спе-
циализируются более 230 малых и средних организаций различных форм собственности.
В 2013 году:
- объем научно-технической продукции (выполнения работ, оказания услуг), выпускаемой организациями НПК составил
55 735,88 млн. рублей;
- объем научно-технической продукции (выполнения работ, оказания услуг), соответствующей приоритетным направлени-
ям развития науки, технологий и техники в российской Федерации, выпускаемой организациями НПК 53 703,23 млн. рублей;
- доля работающих в организациях НПК 39,3 %;
- доля численности исследователей и профессорско-преподавательского состава в среднесписочной численности работ-
ников НПК 23,8%.
Основным целевым ориентиром развития инновационной сферы является увеличение к 2019 году доли научно-техниче-
ской продукции (выполнения работ, оказания услуг), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, техно-
логий и техники в Российской Федерации, до 55 %.
В числе приоритетов социально-экономического развития города переход к новой модели развития экономики, рост
инновационной составляющей экономики города-наукограда, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной про-
дукции, стимулирование развития малого инновационного предпринимательства, новых технологий, видов продукции и услуг.
2. Цели и задачи подпрограммы
Цель подпрограммы повышение инвестиционной привлекательности городской территории и эффективное участие орга-
нов местного самоуправления в развитии инновационной деятельности на территории города Королва Московской области.
Для достижения этой цели планируется решение следующих задач:
- создание благоприятного инвестиционного климата в городе Королве Московской области;
- содействие развитию инновационной деятельности на территории города Королва Московской области;
- реализация государственной поддержки, выделяемой городу Королву Московской области как наукограду Российской
Федерации на развитие и поддержку социально, инженерной и инновационной инфраструктуры.
3. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
В интересах достижения поставленной цели и решения задач преду-смотрена реализация следующих мероприятий:
Задача 1 Создание благоприятного инвестиционного климата в городе Королве Московской:
реализация комплекса мер в целях улучшения условий для инвесторов проведение мониторинга инвестиционной ситу-
ации на территории города, разработка документа об инвестиционной деятельности на территории города, разработка плана
создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в городе и т.д.;
обеспечение реализации инвестиционных проектов.
Реализация инвестиционной политики на территории города позволит привлечь потенциальных инвесторов, увеличить
объем инвестиций в экономику города.
Задача 2 Содействие развитию инновационной деятельности на территории города:
организация и проведение мониторинга результатов деятельности научно-производственного комплекса (НПК) на тер-
ритории города;
поддержка малого инновационного предпринимательства;
поддержка инициатив создания на территории города объектов инновационной инфраструктуры;
организация и проведение конкурса молодых рабочих;
организация и проведение конкурса на соискание премии имени академика С.П. Королва;
организация и принятие участие в научно-практических конференциях, выставках, презентациях по вопросам инноваци-
онной деятельности;
координация деятельности Совета молодых ученых и специалистов города Королва Московской области;
освещение инновационной деятельности на территории города.
Реализация инновационной политики будет способствовать созданию на территории города объектов инновационной
инфраструктуры и благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых инновационных пред-
приятий, повышению престижа рабочих профессий, востребованных на предприятиях НПК, выявлению молодых ученых и
специалистов, внесших существенный вклад в создание новых видов продукции.
Задача 3 Реализация государственной поддержки, выделяемой городу Королву Московской области как наукограду Рос-
сийской Федерации на развитие и поддержку социально, инженерной и инновационной инфраструктуры:
обеспечение финансирования и реализация мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инно-
вационной инфраструктуры города Королва Московской области как наукограда Российской Федерации за счет средств
федерального бюджета.
Городу Королву Московской области крупнейшему в России центру ракетно-космической промышленности, Указом
Президента Российской Федерации от 12.04.2001 416 присвоен статус наукограда Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 07.04.1999 70-ФЗ О статусе наукограда Российской Федерации присвое-
ние муници-пальному образованию статуса наукограда Российской Федерации является основанием предоставления из фе-
дерального бюджета меж-бюджетных трансфертов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.12.2007 917 Об утверждении правил предостав-
ления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке
социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации средства федерального
бюджета могут быть направлены на: