background image
пятница
k
спецвыпуск 29, 7 ноября 2014 г.
(Продолжение на с. 3)
(Продолжение. Начало на с. 1)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОРОЛВ
2
- недостаточная и не всегда качественная профессиональная подготовка специалистов в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности использования энергетических ресурсов. Причиной возникновения данной про-
блемы является отсутствие системы подготовки таких специалистов в государственных (муниципальных) учреждениях, на
предприятиях;
- отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению.
Для решения проблем необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заклю-
чаются в разработке, принятии и реализации согласованных действий по повышению энергетической эффективности при
производстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования и прежде всего в органах
местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Решение проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный ха-
рактер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и замены и
модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой
технологической базе.
Существенное повышение уровня энергетической эффективности может быть обеспечено только за счет использования
программно-целевых инструментов, поскольку:
- затрагивает все отрасли экономики и социальную сферу, всех производителей и потребителей энергетических ресурсов;
- требует государственного регулирования и высокой степени координации действий не только федеральных органов ис-
полнительной власти, но и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправ-
ления, организаций и граждан;
- требует запуска механизмов обеспечения заинтересованности всех участников мероприятий по энергосбережению и по-
вышению энергетической эффективности;
- требует мобилизации ресурсов и оптимизации их использования.
В соответствии с действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффектив-
ности реализация муниципальной программы должна предполагать активное участие частного капитала в финансировании
проектов, направленных на снижение энергопотребления. От успешности решения этой задачи напрямую зависят будущие
результаты муниципальной программы.
Сделать инвестиции в энергоэффективность рентабельными для всех участников рынка призваны энергосервисные дого-
воры (контракты) новый тип гражданско-правовых договоров, введенный Законом 261-ФЗ.
Энергосервисный договор (контракт) договор (контракт) на внедрение энергосберегающих технологий. Данный договор
(контракт) предполагает выполнение специализированной ЭСКО полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих
технологий на предприятии заказчика за счет привлеченных ЭСКО кредитных средств. Оплата за привлеченные финансовые
ресурсы и выполненные ЭСКО работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных
при внедрении энергосберегающих технологий. Договор (контракт) обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого про-
исходят выплаты.
Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению (где бремя энергосберегающих мероприятий
в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий/учреждений, как
непрофильная и второстепенная задача с использованием собственных/бюджетных средств предприятий/учреждений и не-
сением рисков по реализации проектов) подход на основе энергосервисных договоров (контрактов) позволяет возложить
весь комплекс необходимых мероприятий и риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.
Комплекс мероприятий включает в себя инвестиционный энергоаудит, предусматривающий определение базовых линий
энергопотребления, механизмов финансирования и внедрения, а также мониторинга и подтверждения результатов, финан-
сирование, не требующее собственных средств/бюджетных средств предприятий/учреждений, и, наконец, реализация меро-
приятий силами энергосервисной компании.
Энергосервисная компания, в свою очередь, напрямую заинтересована в качественном выполнении комплекса работ, так
как окупаемость проекта и полученная прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.
Использование энергосервисных договоров (контрактов) в ЖКХ имеет важное социальное значение обеспечение энерго-
эффективности в жилищном секторе может принести ощутимый социальный эффект за счет сокращения расходов семей на
коммунальные услуги. Управляющие компании, товарищества собственников жилья (ТСЖ) сами смогут выбрать подходящую
схему и обсудить все детали договора (контракта), получив максимальную выгоду.
Интерес должны проявить и бюджетные учреждения, которые, в дополнение к требованиям Закона 261-ФЗ по снижению
потребления энергоресурсов на 15%, поощряются возможностью распоряжаться бюджетными средствами, сэкономленными
сверх установленного снижения. Сэкономленные средства остаются как в распоряжении учреждения, так и в распоряжении
муниципального образования.
1.3. Инерционный прогноз развития сферы
энергосбережения и повышения энергетической эффективности
На необходимость решения выявленных проблем в формате муниципальной программы указывают результаты инерцион-
ного прогноза развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Развитие сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности по инерционному сценарию указывает
на риск, что не будут достигнуты целевые значения показателей и решены в установленные сроки задачи в данной сфере.
При инерционном сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности прогнозиру-
ются следующие значения целевых показателей:
доля объемов энергетических ресурсов и воды, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в
части многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергети-
ческих ресурсов и воды на территории города Королва Московской области - 100 % к 2017 году.
К 2020 году:
снижение удельных расходов:
в многоквартирных домах:
- электрической энергии с 85,28 до 77,74 кВт.ч./кв.м;
- тепловой энергии с 0,3100 до 0,2391 Гкал/кв.м;
- холодной воды с 57,8 до 52,7 куб.м./чел.;
- горячей воды с 24,13 до 21,8 куб.м./чел.;
- природного газа с индивидуальными системами газового отопления с 0,0656 до 0,0577 тыс.куб.м./кв.м;
- природного газа с иными системами теплоснабжения с 0,112- до 0,104 тыс.куб.м./чел.;
в системе коммунальной инфраструктуры:
- топлива на выработку тепловой энергии на котельных с 165,9 до 165,7 т.у.т./Гкал;
- электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 37,8 до 37,2 кВтч/
Гкал;
- электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения, с 0,39 до 0,34
тыс.кВтч/ тыс.куб.м;
- электрической энергии, используемой в системах водоотведения, с 0,19 до 0,17 кВтч/куб.м;
на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений:
- электрической энергии с 179,43 до 162,2 кВтч/кв.м;
- тепловой энергии с 0,210 до 0,190 Гкал/кв.м;
- холодной воды с 97,5 до 90,6 куб.м./чел.;
- горячей воды с 21,2 до 19,6 куб.м./чел.;
- природного газа с 13,8 до 12,4 куб.м./чел.;
в системах уличного освещения:
- электрической энергии с 2,4 до 1,9 кВтч/кв.м;
доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме преданной тепловой энергии более чем на 10,0 %;
доля потерь воды при ее передаче в общем объеме преданной воды более чем на 10 %.
2. Прогноз развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
с учетом реализации муниципальной программы, возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
2.1. Прогноз развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
с учетом реализации муниципальной программы, возможные варианты решения проблем
Концепция решения проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на
программно-целевом методе и состоит в реализации муниципальной программы города Королва Московской области на
2014-2020 годы Энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которая на начало 2014 года включает в
себя три подпрограммы.
В 2014 году основные усилия будет сосредоточены на первоочередных вопросах, связанных с формированием структуры
эффективного управления энергосбережением в масштабах города, созданием рыночных механизмов перераспределения
присоединенных мощностей и потребляемых нагрузок, координацией мероприятий по энергосбережению и повышению энер-
гетической эффективности, организацией механизма контроля выполнения мероприятий муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы позволит системно решать накопившиеся проблемы и достичь сле-
дующих результатов:
- экономии всех видов энергоресурсов при их производстве, передаче и потреблении;
- обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов;
- сокращение потребляемой электрической и тепловой присоединенной мощности, а также потребляемой нагрузки водо- и
газоснабжения;
- развитие рынка энергосервисных услуг;
- вовлечения в процесс энергосбережения всей инфраструктуры города за счет активизации пропаганды и формирования
реального механизма стимулирования энергосбережения.
Программный сценарий развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности отличается от
инерционного сценария устойчивостью решений, принятых на период до 2020 года.
При программно-целевом сценарии развития сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в
городе Королве Московской области будут получены следующие значения целевых показателей:
К 2015 году:
доля объемов энергетических ресурсов и воды, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета (в
части многоквартирных домов с использованием общедомовых приборов учета) в общем объеме потребляемых энергети-
ческих ресурсов и воды на территории города Королва Московской области - 100 %.
К 2020 году:
снижение удельных расходов:
в многоквартирных домах:
- электрической энергии с 85,28 до 68,10 кВт.ч./кв.м;
- тепловой энергии с 0,3100 до 0,1682 Гкал/кв.м;
- холодной воды с 57,8 до 47,6 куб.м./чел.;
- горячей воды с 24,13 до 19,5 куб.м. /чел.;
- природного газа с индивидуальными системами газового отопления с 0,0656 до 0,0497 тыс.куб.м./кв.м;
- природного газа с иными системами теплоснабжения с 0,112 до 0,097 тыс.куб.м. /чел.;
в системе коммунальной инфраструктуры:
- топлива на выработку тепловой энергии на котельных с 165,9 до 165,8 т.у.т./Гкал;
- электрической энергии, используемой при передаче тепловой энергии в системах теплоснабжения, с 37,8 до 36,6 кВтч/Гкал;
- электрической энергии, используемой для передачи (транспортировки) воды в системах водоснабжения, с 0,39 до 0,30
тыс.кВтч/тыс.куб.м;
- электрической энергии, используемой в системах водоотведения, с 0,19 до 0,16 кВтч/куб.м;
на снабжение органов местного самоуправления и муниципальных учреждений:
- электрической энергии с 179,43 до 145,01 кВтч/кв.м;
- тепловой энергии с 0,210 до 0,170 Гкал/кв.м;
- холодной воды с 97,5 до 83,7 куб.м./чел.;
- горячей воды с 21,2 до 18 куб.м./чел.;
- природного газа с 13,8 до 11,1 куб.м./чел.;
в системах уличного освещения:
- электрической энергии с 2,4 до 1,5 кВтч/кв.м;
доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме преданной тепловой энергии не более 10 %;
доля потерь воды при ее передаче в общем объеме преданной воды не более 10%.
2.2. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при выборе вариантов решения проблем
Сопоставление основных показателей, характеризующих развитие проблем в сфере энергосбережения и повышения энер-
гетической эффективности к 2020 году по двум сценариям инерционному и программно-целевому является основанием
для выбора в качестве основного сценария для решения задач на перспективу до 2020 года программно-целевого сценария.
Решение задач в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Королва
Московской области позволит достичь планируемые целевые значения показателей за счет комплексного подхода в их ре-
шении и оптимального планирования ресурсов на реализацию необходимых мероприятий по заданным параметрам целей и
задач подпрограммы.
Вместе с тем использование программно-целевого сценария не гарантирует отсутствие определенных рисков в ходе реали-
зации муниципальной программы под воздействием соответствующих внешних и внутренних факторов.
Основные риски, которые могут возникнуть при реализации муниципальной программы:
- недостижение целевых значений показателей результативности муниципальной программы к 2020 году;
- невыполнение мероприятий в установленные сроки по причине несогласованности действий муниципальных заказчиков
подпрограммы и исполнителей мероприятий подпрограммы;
- снижение объемов финансирования мероприятий муниципальной программы вследствие изменения прогнозируемых
объемов доходов городского бюджета или неполное предоставление средств из запланированных источников;
- неэффективное и/или неполное использование возможностей, внедряемых в рамках муниципальной программы, техно-
логий и ресурсов;
- технические и технологические риски;
- методологические риски, связанные с отсутствием методических рекомендаций по применению нормативных правовых
актов в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- организационные риски при необеспечении необходимого взаимодействия участников решения программных задач.
В целях обеспечения управления рисками муниципальный заказчик муниципальной программы организует мониторинг
реализации мероприятий муниципальной программы и на основе его результатов вносит необходимые предложения коор-
динатору муниципальной программы для принятия соответствующих решений, в том числе по корректировке параметров
муниципальной программы.
Минимизация риска несогласованности действий участников муниципальной программы осуществляется в рамках опера-
тивного взаимодействия муниципального заказчика муниципальной программы, координатора муниципальной программы и
муниципальных заказчиков подпрограмм.
Минимизация рисков недофинансирования из бюджетных и других запланированных источников осуществляется путем
ежегодного пересмотра прогнозных показателей доходов бюджета города, учтенных при формировании финансовых па-
раметров муниципальной программы, анализа и оценки результатов реализации мероприятий муниципальной программы
в ходе ее исполнения. На минимизацию наступления финансового риска направлены также меры в составе подпрограмм,
определяющие изменение значений целевых показателей в зависимости от реализации отдельных мероприятий при сниже-
нии/увеличении объемов финансирования в пределах 5% относительно общего объема запланированных в соответствующей
подпрограмме финансовых средств на ее реализацию.
3. Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Достижение целевых значений показателей в рамках программно-целевого сценария осуществляется посредством реа-
лизации трех подпрограмм.
3.1. Перечень подпрограмм муниципальной программы
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве (Подпрограмма 1).
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы и организациях с
участием муниципального образования (Подпрограмма 2).
3. Модернизация городского уличного освещения на базе энергосервисного контракта (Подпрограмма 3).
3.2. Краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Подпрограмма 1
направлена на комплексное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов в ЖКХ и
обеспечение надежности работы системы коммунального хозяйства за счет установки приборов учета потребления энергети-
ческих ресурсов (индивидуальных и общедомовых), замены лифтов и реализации энергосберегающих мероприятий.
Подпрограмма 2
направлена на обеспечение рационального использования энергетических ресурсов за счет реализации
учреждениями бюджетной сферы и организациями с участием муниципального образования энергосберегающих меропри-
ятий.
Подпрограмма 3
направлена на обеспечение надежности работы системы уличного освещения путем заключения энерго-
сервисного контракта.
4. Цели и задачи Программы
Целью муниципальной программы является энергосбережение и повышение энергетической эффективности при произ-
водстве, передаче и потреблении энергоресурсов на территории муниципального образования, создание условий для перево-
да экономики муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации мероприятий муниципальной программы необходимо решить сле-
дующие задачи:
1. Создание механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, рациональное
использование энергетических ресурсов на территории города Королва Московской области.
2. Реализация комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно-коммуналь-
ном хозяйстве, учреждениях бюджетной сферы и организациях с участием муниципального образования, в сфере уличного
освещения и в промышленном секторе.
Решение задач муниципальной программы обеспечивается путем:
- формирования целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности экономики города
Королва Московской области, обеспечивающей распределение полномочий и эффективное взаимодействие органов испол-
нительной власти города Королва Московской области, а также хозяйствующих субъектов и населения;
- принятия необходимых нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Закона 261-ФЗ, а также
устанавливающих и пересматривающих обязательные требования в части:
- энергетической эффективности энергопотребляющих устройств, средств передачи энергии, зданий, строений и сооруже-
ний, а также товаров, работ, услуг, закупаемых для муниципальных нужд,
- учета производства, передачи и потребления энергетических ресурсов,
- проведения энергетических обследований и энергетической паспортизации объектов,
- принятия положений, вводящих в действие механизмы стимулирования потребителей к эффективному использованию
энергетических ресурсов;
- формирования системы мониторинга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности во всех
секторах экономики города Королва Московской области;
- формирования системы информационной и образовательной поддержки деятельности в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности;
- реализации энергосберегающих мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффек-
тивности;
- создания необходимых и достаточных условий по реализации типовых энергосберегающих проектов, которые могут
широко применяться в разных секторах экономики с минимальными накладными расходами по их реализации;
- создания стимулов для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по развитию производства
энергоэффективного оборудования и материалов в городе Королва Московской области;
- расширения практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ре-
монте зданий.
В подпрограммах муниципальной программы мероприятия сбалансированы по задачам, объемам финансовых средств,
необходимых для решения задач, по годам реализации подпрограмм и источникам финансирования.
5. Планируемые результаты реализации муниципальной программы
Основные планируемые результаты (показатели эффективности) реализации муниципальной программы и их динамики по
годам реализации муниципальной программы приведены в Приложении 1 к муниципальной программе.
Методика расчета значений показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в Приложении
2 к муниципальной программе.
6. Финансирование муниципальной программы
Финансирование реализации муниципальной программы осуществляется за счет средств городского бюджета и внебюд-
жетных средств (собственные средства участников муниципальной программы, собственные средства исполнителей инве-
стиционных проектов, собственные средства исполнителей энергосервисных договоров (контрактов) и привлеченные ими
кредиты.).
Обоснование и распределение объемов финансовых средств на реализацию подпрограмм по годам и источникам финан-
сирования представлено в Приложении 3 к муниципальной программе.
Финансирование мероприятий муниципальной программы за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с
бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетное финансирование используется в качестве катализатора для привлечения внебюджетных средств на среднес-
рочной и долгосрочной основе в порядке софинансирования энергосберегающих проектов и мероприятий.
Бюджетным организациям предоставляется безусловное право в установленном законом порядке распоряжаться средст-
вами, сэкономленными в результате реализации энергосберегающих мероприятий.
Экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассиг-
нований снижением потребления, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для
обеспечения выполнения функций (оказания государственных и муниципальных услуг) соответствующим учреждением, в том
числе на увеличение годового фонда оплаты труда и на оплату обязательств по заключенным энергосервисным договорам
(контрактам).
Объемы финансирования мероприятий муниципальной программы подлежат уточнению в очередном финансовом году.
7. Порядок взаимодействия ответственных за выполнение мероприятий подпрограмм
с муниципальным заказчиком муниципальной программы
Отдел по вопросам науки и промышленности, являющийся муниципальным заказчиком муниципальной программы, орга-
низует управление реализацией муниципальной программы и осуществляет взаимодействие с муниципальными заказчиками
подпрограмм в составе муниципальной программы, а также с ответственными за выполнение мероприятий подпрограмм,
обеспечивая:
планирование реализации муниципальной программы в рамках поставленных задач и целевых ориентиров муниципальной
программы на соответствующий финансовый год;
формирование прогноза объемов средств, необходимых на реализацию мероприятий муниципальной программы;
мониторинг целевых значений показателей муниципальной программы и показателей мероприятий муниципальной программы;
осуществление анализа и оценки, фактически достигаемых значений показателей муниципальной программы в ходе ее
реализации и по итогам отчетного периода;