Администрация города

Выступление главы города Александра Морозенко на расширенном заседании Совета депутатов, администрации города, руководителей предприятий и организаций г.Королёва (ноябрь 2000 г.). На повестке дня - подведение итогов за 9 месяцев 2000 года и утверждение плана социально-экономического развития до 2003 года.
Важные события, которые произошли в течение 2000 года внутри страны, не могли не повлиять на жизнь нашего города. Был избран новый президент России, Московская область избрала нового губернатора. Произошли кадровые изменения в правительстве федерального и областного уровня. Нововведения в экономических отношениях между различными структурами внесли свои коррективы во все сферы жизнедеятельности регионов страны. Городской администрации и Совету депутатов приходилось решать проблемы города и его жителей в непростых условиях экономической нестабильности, роста цен на энергоносители, и в первую очередь на газ, бензин, электроэнергию, изменения порядка взаимоотношений с вышестоящими организациями.Резко изменилась структура областного бюджета в связи с необходимостью погашения задолженности областных организаций перед кредиторами, что повлияло на уменьшение расходов на муниципальные нужды. Городской бюджет испытывал трудности из-за значительных долгов крупных предприятий оборонного комплекса, которым государство, в свою очередь, должно за выполненные работы.
Противопоставляя этим негативным явлениям совместные организованные действия администрации, депутатов, директоров предприятий, удалось достичь определенных рубежей в экономике и социальной политике.
Но сегодня мне хотелось бы сосредоточить внимание на проблемах, затрагивающих коренные интересы каждого жителя города, в сфере реального производства.
Главная задача - формирование достаточного бюджета. Сформировать такой бюджет сейчас очень сложно. Отсюда возникает ряд проблем, главным образом в социальной сфере. Например, из-за недостатка бюджетного финансирования получение школьного образования становится фактически платным. Материально-техническая база бюджетных организаций почти не обновляется. В проекте бюджета, предлагаемом Министерством финансов области, эта тенденция не только сохраняется, но и значительно усиливается: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство предполагаются из расчета 80% оплаты населением коммунальных услуг; на все городское строительство отводится всего 4 млн. рублей; 20 млн. рублей - на дороги и благоустройство (в 4 раза меньше, чем в 2000 году); не предусмотрены расходы на развитие. По ряду регулирующих налогов (налог на прибыль, НДС) в доходной части бюджета вообще не предусмотрены отчисления.
Это происходит не потому, что кто-то хочет лишить нас финансовой самостоятельности, но, в первую очередь, потому, что перенапряжен областной бюджет. Надо отметить, что борьба за бюджет всегда была сложной задачей. А сегодня, когда областным правительством взят курс на централизацию управления, эта задача будет решаться значительно сложнее.
Городскому Совету депутатов предстоит найти контакт со своими коллегами в области, а администрации, ее финансовым и экономическим структурам - пути финансирования городского хозяйства сверх бюджета. Предпосылки для этого есть: это использование программы наукограда и фонда социально-экономического развития города.
ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Доходная часть городского бюджета за 9 месяцев 2000 года исполнена на 103% и составляет 502 123 тыс. руб., в том числе из областного бюджета получено 24 398 тыс. руб. в виде взаимных расчетов и субсидий. Отчисления от регулирующих источников (налог на прибыль, НДС и подоходный налог) составили основную долю доходов бюджета - 64,6% или 324 486 тыс. руб.
Исполнение по расходам составило 89,1% или 479 340 тыс. руб. На расходы развития направлено 12 382,9 тыс. руб. За счет этих средств велось строительство муниципального дома, стоматологической поликлиники, очистных сооружений, развивалось кабельное телевидение. Планируемая сумма поступлений платежей в городской бюджет за 9 месяцев 2000 года составила 8 625 тыс. руб., фактически поступило 16 584 тыс. руб. Сумма средств, полученных от приватизации муниципального имущества за этот период, составляет 2442,0 тыс. руб. (по плану - 1570,0 тыс. руб.).
Городской бюджет на 2000 год был утвержден решением Совета депутатов от 19.01.2000 г. N69/361. В целях сохранения нормативов отчислений от регулирующих источников доходов, установленных городу на 1999 год, проведено четыре заседания Совета депутатов, в том числе расширенное, с приглашением депутатов Государственной и Московской областной Думы, направлено обращение депутатов городского Совета к депутатам областной и Государственной Думы.
С 1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который на сегодняшний день является основным документом, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса устанавливается казначейское исполнение бюджетов всех уровней, что позволяет добиться большей "прозрачности" бюджетных отношений и повысить эффективность и адресность использования бюджетных средств. В связи с этим Совет депутатов г.Королева принял решение о создании муниципального казначейства для
управления средствами городского бюджета и внес соответствующие изменения в Устав г.Королева.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
По сравнению с прошлым годом объем промышленного производства на крупных и средних предприятиях увеличился на 115,5%. Объем промышленной продукции, выпущенной предприятиями нашего города за 9 месяцев (без учета НИИ и КБ), в денежном эквиваленте составил 3,013 млрд. руб. (за аналогичный период прошлого года - 1,4 млрд. руб.), из них потребительских товаров произведено на сумму 274,9 млн. руб. (по сравнению с 200 млн. руб. в прошлом году). Прибыль предприятий составила 498 млн. руб. (было 115 млн. руб.). По сравнению с прошлым годом (за 9 месяцев) ДСК-160 увеличил объем продукции более чем в 8 раз; ГНПЦ "Звезда - Стрела" - в 4,3 раза; почти в 2 раза увеличились объемы производства на ЗАПТО "Передовая текстильщица". Объем производства потребительских товаров увеличился в 1,35 раза. Из общего объема выпущенных потребительских товаров - 51,1% производит ЗАО ЗЭМ РКК "Энергия", 25,9% - ЗАО "Метатр".
Несмотря
на определенные финансовые трудности, градообразующие предприятия ракетно-космической отрасли обеспечили успешную реализацию сложных национальных и международных космических проектов (Международная космическая станция, "Морской старт", "Ямал"). Однако свертывание пилотируемой космонавтики, связанной с орбитальной станцией "Мир", приведет к уменьшению объемов производства на 1,5 млрд. руб. Частично это можно компенсировать программой наукограда. Работа по присвоению городу статуса наукограда проводилась планомерно и целенаправленно - и здесь надо отдать должное директорам наших крупных градообразующих предприятий, академикам РАН Ю.Семенову и Н.Анфимову, а также директору Российского авиационно-космического агентства Ю.Коптеву, поставившим этот вопрос перед президентом России В.Путиным, который вышел с соответствующим поручением в правительство. Всецело поддерживает нас в этом вопросе и губернатор Московской области Б.Громов.
В условиях завершения программы пилотируемой космонавтики, связанной со станцией "Мир
", присвоение городу статуса наукограда сыграет свою положительную роль в реализации новых высокоэффективных научно-технических проектов.
Администрацией города разработан инвестиционный паспорт города, организовано участие предприятий в выставке-ярмарке "Московская область на пороге нового века", на которой экспозиция Королева была удостоена золотой медали. Все это работает на создание благоприятного имиджа города и пропаганду научно-технического потенциала, на усиление инвестиционной привлекательности и привлечение передовых технологий для повышения качества жизни.
Получили дальнейшее развитие разнообразные формы взаимодействия администрации с предприятиями. Встречи на совете директоров, регулярные собеседования с руководством предприятий позволяют администрации прогнозировать динамику изменения финансовых поступлений в городской бюджет и своевременно реагировать на неблагоприятные тенденции, а предприятиям - оперативно решать вопросы взаимодействия с муниципальными службами. Таким образом усилилось влияние администрации города на производственные и экономические процессы. Это в первую очередь касается защиты наших трудовых коллективов (ФГУП НПО ИТ, АТПП "Болшевский текстиль") от банкротства. Для того чтобы вытянуть эти предприятия из "долговой ямы", были вложены бюджетные средства. В результате совместной работы с руководством ДСК-160 по финансовому оздоровлению и реструктуризации предприятия резко возросли объемы производства, реанимирован цех домостроения, начали бурно развиваться предприятия - арендаторы ДСК. Разработан и одобрен кредиторами план внешнего управления, направленный на оздоровление финансового положения ОАО НПО "Композит" путем передачи в государственную собственность его научно-исследовательского комплекса. К июню 2001 года на "Передовой текстильщице" планируют открыть собственное отделочное производство. Отечественное оборудование для этого уже приобретено. Следовательно, здесь появятся новые рабочие места. Но, к сожалению, есть у нас такие предприятия, как НИИТ, "Композит", где вопросы занятости стоят на втором и даже на третьем месте, и это напрямую влияет на социально-психологический климат в этих трудовых коллективах и в городе.
Администрация города считает своей основной задачей обеспечение всесторонней поддержки и сохранение интеллектуального и производственного потенциала города как необходимой основы для развития экономики и реального улучшения условий жизни горожан.
Мы уверены, что процветать может только та территория, где есть хорошее производство, где нет проблемы занятости населения. Это и есть основа здоровой экономики. В целях развития городской экономики и организации дополнительных рабочих мест необходимо создать научно-промышленный территориальный комплекс по разработке и производству изделий нового поколения.
КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО
В муниципальной собственности в настоящее время находится 2,84 млн. кв. м жилья, 12 котельных, 22 ЦТП, 163 км теплотрасс, 235,6 км водопроводных и 223,1 км канализационных сетей, 1 водопроводно-очистная станция, 23 водонасосные станции, 9 водозаборных установок, 20 скважин, 17 канализационно-насосных станций, 742 003 кв. м дорог, 212 988 кв. м тротуаров, 72 автопавильона, 3 442,92 тыс. кв. м газонов, 4,8 тыс. кв. м цветников. Реализуются городские программы, направленные на дальнейшее совершенствование управления городской инфраструктурой: концепция развития теплоэнергетического хозяйства города, целевая программа развития систем водоснабжения и канализования города и поселков, целевые программы "Благоустроенный двор", "Магистраль", "Тротуар", "Озеленение и благоустройство".
Работа администрации по жилищно-коммунальному хозяйству в 2000 году была продолжением курса реформы ЖКХ, которая включает в себя вопросы социальной и экономической политики, повышения качества обслуживания населения и предоставления
коммунальных услуг, бесперебойной и безаварийной работы коммунальных объектов, снижения бюджетного дотирования, внедрения технологий ресурсосбережения.
В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства основной задачей остается эффективное и рациональное использование финансовых средств. Установлены нормативы затрат на содержание жилищного фонда, новые тарифы на коммунальные услуги, ставки оплаты населением жилья и коммунальных услуг, при этом население платит 100% только за водоснабжение, канализацию, вывоз мусора и нечистот. Общий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг от их фактической стоимости значительно ниже 70%, установленных федеральным стандартом. Необходимо заметить, что по уровню доходов на душу населения наш город занимает третье место в области, а по расходам населения на коммунальные услуги мы находимся в пятом десятке.
В 2000 году удалось значительно снизить и даже полностью закрыть долги перед поставщиками энергоресурсов.
Несмотря на большую работу, проводимую администрацией по совершенствованию коммунального хозяйства, остаются нерешенными главные проблемы этой отрасли. В первую очередь это необходимость повышения тарифов по оплате коммунальных услуг. Мы практически не повышали плату за тепло в течение нескольких лет и, как следствие, имеем убытки по "Теплосети" более 15 млн. руб. Продолжение подобной практики приведет к развалу отрасли. Поэтому чрезвычайно важно найти золотую середину, чтобы необходимое увеличение тарифов не ставило на грань нищеты жителей нашего города. Эту задачу надо решать комплексно, с привлечением всех технических, экономических и социальных возможностей. Тяжесть издержек производства, порождаемых нерадивостью и непредусмотрительностью некоторых городских служб, нельзя перекладывать на городской бюджет. Примеров неэффективного использования средств в коммунальном хозяйстве у нас достаточно, и с этим мириться далее невозможно.
Одним из современных решений проблемы коммунального хозяйства является реализация программы "Энергоресурсосбережение". В условиях ситуации, сложившейся в стране с топливно-энергетическими ресурсами, один из наиболее современных способов осуществления бесперебойной работы городского хозяйства - широкое внедрение нового оборудования и технологий. На сегодня в городе установлено более 2000 приборов учета расхода горячей и холодной воды. На городских объектах работает более 100 теплосчетчиков и около 150 общедомовых расходомеров для учета потребляемой воды. Практика показала, что только установка приборов учета и переход на систему оплаты ресурсов по факту позволили сократить расходы городского бюджета примерно на 20%. При этом расходы на установку узла учета на объекте окупаются в срок от 1 до 5 месяцев.
СТРОИТЕЛЬСТВО
За 10 месяцев текущего года введено в эксплуатацию 36,4 тыс. кв. м жилья (9,7 тыс. кв. м - для индивидуальных застройщиков). В декабре запланирован ввод в эксплуатацию муниципального жилого дома общей площадью 21,4 тыс. кв. м (6,3 тыс. кв. м - для работников бюджетной сферы). 1,4 тыс. кв. м передано строителями безвозмездно для предоставления жилья льготным категориям граждан. В целях социальной поддержки работников бюджетной сферы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приняты решения Совета депутатов о безвозмездных субсидиях работникам бюджетной сферы, принимающим участие в строительстве муниципального дома.
Несмотря на то что мы ежегодно вводим большое количество квадратных метров жилой площади, квартирный вопрос остается по-прежнему острым, так как жилье строится на коммерческой основе и далеко не каждому по карману. Важно найти решение, которое даст возможность удовлетворить нужды горожан и не оттолкнуть инвесторов. Не исключен вариант, когда администрация выступает и как заказчик, и как инвестор. Строительство жилья стало прибыльным и рентабельным делом. Пора перестать рассматривать строительство как отрасль, решающую только социальные задачи.
Нам предстоит пересмотреть и политику в области строительства, направив ее на адекватное развитие жилищного комплекса и всей инфраструктуры города. В жилых кварталах должны быть объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта.... Для обеспечения такой комплексности требуются отчисления, равные 20% от сметной стоимости жилищного строительства.
Но в плотно застроенном городе любое новое строительство вызывает, как правило, недовольство части жителей. Те, кто "против", выступают активно, а те, кто "за", как правило, занимают пассивную позицию. Тем не менее их мнение тоже необходимо учитывать, как и то, что развитие современного города неизбежно требует изменений. Городской администрацией принято решение о том, что все новое строительство должно быть согласовано с жителями.
В связи с активизацией инвестиционной деятельности в городе в последнее время одной из важнейших задач строительного комплекса является плановое управление развитием градостроительства. Предстоит продолжить работу по корректировке Генерального плана города и поселков с завершением этой работы в 2001 году. Из-за острейшего дефицита земли разработка концепции застройки города направлена на увеличение территории в районе Ярославского шоссе.
Земля - общегородское достояние. Необходимо более эффективно использовать ее - в том числе под промышленными предприятиями, особенно под теми, которые зарегистрированы не у нас в городе и которые платят налоги не в наш бюджет и вообще к городу никакого отношения не имеют.
Предлагается перспективный план строительства до 2004 года, увязанный с программой социально-экономического развития города. Предлагаемый план включает следующие пункты:
- строительство и реконструкция стадиона "Вымпел"
,
- завершение строительства стоматологической поликлиники на 205 посещений в смену,
- строительство патологоанатомического лабораторного корпуса,
- строительство учебного комплекса "Российская школа" на 1200 мест,
- строительство культурно-развлекательного комплекса на проспекте Королева (МЖК),
- строительство киновидеоцентра на 120 посадочных мест,
- строительство автодорожной эстакады через железнодорожные пути у платформы Болшево,
- реконструкция ул.Пионерской в соответствии с областной программой развития дорожной сети,
- комплексная застройка объектами культурно-бытового назначения проспекта Космонавтов в соответствии с планом детальной планировки юго-восточной части города.
Решение этих задач невозможно без серьезной оценки городского строительного комплекса. И если сегодня у нас имеются необходимые строительные силы, то система подготовки строительства, проектирования, согласования, разрешения и контроля безнадежно устарела и стала тормозом в развитии города. Нуждается в коренной перестройке служба Главного архитектора, практически заново надо создавать муниципальные землеустроительные подразделения. Необходимо тесно увязать работу строительного комплекса с муниципальными интересами и интересами горожан.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Заметную роль в развитии городской экономики играет предпринимательство. Уже сейчас предприятия малого и среднего бизнеса, в основном это товаропроизводители, обеспечивают около 20% налоговых поступлений в городской бюджет. Поддержка таких предприятий - задача тройной важности для города: во-первых, это налоги в городской бюджет, во-вторых - рабочие места, в-третьих - товары и услуги для горожан. 70 городских предприятий малого и среднего бизнеса объединяет Торгово-промышленная палата города Королева. В сферу ее деятельности входят и предприятия, расположенные в городе Юбилейном, а также в Пушкинском и Мытищинском районах.
Функции, выполняемые палатой и ее подразделениями многообразны: организация выставок, деловых встреч, проведение экспертизы и сертификации продукции, обучение, консультации по юридическим и экономическим вопросам, издательская деятельность. При поддержке администрации города Торгово-промышленная палата организовала выпуск ежегодного информационного сборника "Наш город Королёв". Совместных усилий предпринимателей и администрации города требует и создание постоянно действующего выставочного центра.
Задача Торгово-промышленной палаты - поддержка предпринимательства на местном уровне. Но того, что она делает своими силами, для этого явно недостаточно. Необходимы объединение и координация всех сил, заинтересованных в развитии экономики города - администрации, городского Совета депутатов, других административных органов, всех предпринимателей и жителей города.
Оказать поддержку этому сектору экономики не на словах, а на деле
- одна из главных задач администрации. Наши предприниматели, особенно представители мелкого бизнеса, требуют защиты - и юридической, и финансовой. Они разобщены, недостаточно информированы, порой находятся в зависимости от недобросовестных должностных лиц. Ликвидировать эти явления - важная задача в сфере развития потребительского рынка.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В области социальной политики функционирует Отдел по делам ветеранов, ТЦСП "Родник", в котором прошли реабилитацию 2 700 человек, Дом ветерана на 50 мест, СРЦ "Забота" на 50 детей. Служба социальной помощи обслуживает на дому 617 человек. Ежемесячно социальный магазин "Забота" обслуживает 2 2287 нуждающихся в помощи. Через магазин реализовано товаров на общую сумму 1 180,4 тыс. руб., безвозмездно выдано товаров на 1741 тыс. руб.
В области социальной политики приоритетными направлениями являются:
- создание условий для реализации гражданами своих прав на образование и здравоохранение,
- развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия,
- развитие массовой физической культуры и спорта,
- адресная социальная поддержка населения,
- создание условий для осуществления права граждан на жилище с учетом их платежеспособного спроса и в соответствии с социальными стандартами жилищных условий.
Любое изменение в социальной политике ведет к определенным проблемам. Сейчас вводится единый социальный налог, и нужен комплекс мер, которые гарантировали бы защиту наших граждан от подобных нововведений.
В городе существует система образовательных учреждений, способная дать образование на уровне самых современных требований.
Создан и работает Координационный совет по образованию, его главная цель - обеспечить преемственность и развитие интеллектуального потенциала, создать условия для профессионального роста молодых специалистов, чтобы обеспечить предприятия оборонного комплекса высококвалифицированными кадрами. В состав Координационного совета входят представители профессиональных учебных заведений, службы занятости и кадровых служб предприятий.
В дальнейшем действия администрации города в сфере образования будут направлены на обеспечение увеличения расходов на образование, повышение эффективности их использования, создание условий для привлечения в образование средств внебюджетных источников и спонсорских вкладов.

В области здравоохранения в предстоящий период необходимо решить задачу обеспечения полного финансирования бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений.
Администрация города одной из приоритетных задач считает развитие культуры. Для этого предстоит привлечь дополнительные средства из внебюджетных источников.
Особое внимание - развитию массовой физической культуры, спорта и туризма, в том числе программам, направленным на преодоление наркомании и алкоголизма.
В современных условиях, когда в молодежной среде негативные явления - наркомания, алкоголизм, преступность, утрата идеалов - приобрели массовый характер, работа с молодежью, организация ее досуга, вовлечение в общественно полезную деятельность являются важнейшей задачей. Однако надо признать, что еще не найдена действенная форма взаимодействия с молодежью, привлечения ее к решению общегородских проблем. Работа предстоит масштабная, ответственная.
Надо подчеркнуть, что решение социальных вопросов напрямую зависит не только от эффективной экономики, но и от активной позиции горожан.
Администрация ищет новые формы более тесного сотрудничества с жителями, наиболее полного информирования их о целях мероприятий, проводимых в городе. Одной из
таких форм может стать развитие сети кабельного телевидения. Городской информационный центр - новая, недавно сформированная структура, призванная быть связующим звеном между городской властью - Советом депутатов, администрацией - и жителями города.
Уверен
, что, несмотря на объективные трудности, мы сможем объединить наши усилия, чтобы сделать нашу жизнь достойной и благополучной.
Материал предоставлен пресс-службой
администрации г.Королева