126
Месяц апрель
а святой Мефодий был приглашен
для помощи брату в этом очень
ответственном и опасном путеше-
ствии. Среди хазар в это время вели
активную проповедь иудеи. Путь
братьев в Хазарию лежал через Хер-
сонес (Крым). Здесь они убедили ар-
хиепископа Херсонского и весь клир
обрести мощи священномученика
Климента, епископа Римского, нахо-
дившиеся в море. Мощи святого
Климента были торжественно пере-
несены в Херсон. По дороге посоль-
ство не раз подвергалось опасности
нападения кочевников. Путеше-
ственникам пришлось идти через
безводные солончаки, однако, по мо-
литве братьев, Господь послал им
пресную воду. Проповедь братьев и
их успешные диспуты с иудеями
привели к тому, что каган разрешил
своим подданным креститься. Святое
Крещение приняли около 200 чело-
век, каган вступил в союз с Византий-
ским императором и отпустил плен-
ных греков. По возвращении посоль-
ства в Константинополь Патриарх
Фотий и император понуждали свято-
го Мефодия принять архиерейский
сан, но он отказался, и был поставлен
игуменом монастыря Полихрон, близ
горы Олимп. Вскоре братья вновь
были призваны на службу императо-
ром Михаилом. В 862 году в Констан-
тинополь прибыло посольство морав-
ского князя Ростислава (Великая Мо-
равия? первое значительное славян-
ское государственное объединение).
Князь просил прислать епископа и
проповедников христианства. Пропо-
ведь среди славян была поручена
солунским братьям. Отсутствие у сла-
вян письменности значительно ос-
ложняло эту задачу. По молитвам
святого Константина, Господь открыл
ему славянские письмена, и он при-
ступил к переводам священных и
богослужебных текстов на славян-
ский язык. Во время пребывания
братьев в Моравии, продолжавшемся
три с половиной года, ими были
переведены литургия святителя
Иоанна Златоуста, утреня, вечерня,
повечерие, Евангелие апракос, Апо-
стол, Паремийник. Деятельность свя-
тых Мефодия и Константина вызвала
неудовольствие со стороны немецкого
духовенства, также осуществлявшего
миссионерскую деятельность на тер-
ритории Моравии. Именно к этому
времени в практике и учении Восточ-
ной и Западной Церквей обнаружи-
лись существенные различия. Бавар-
ское духовенство разделяло ересь
«триязычников», по которой Священ-
ное Писание могло быть записано
лишь на трех языках надписания
Креста Христова: еврейском, грече-
ском и латинском. Допуская пропо-
ведь на том или ином национальном
языке, они не признавали переводов
Священного Писания и текстов богос-
лужения на других языках. Братья
должны были отправиться в Рим.
Здесь им удалось получить поддер-
жку Папы Римского Адриана: он
принял славянские книги и освятил
их. В соборе во имя святого апостола
Петра было совершено богослужение
на славянском языке. В Риме святой
Константин, почувствовав свою при-
ближающуюся кончину, принял по-
стриг с именем Кирилл. 14 февраля
869 года он мирно отошел к Богу и
был погребен в храме во имя свя-
щенномученика Климента. Перед
смертью он просил святого Мефодия
не оставлять учительства ради своего
монашеского уединения. Святой Ме-
фодий был посвящен в Риме в сан
священника, а через некоторое вре-
мя, по просьбе славянского князя, был
возведен в сане архиепископа на
возобновленную кафедру святого апо-
стола Андроника в Сирмии. Постав-
ление святителя Мефодия вызвало
новую волну протестов среди франк-
ского духовенства. В 870 году он был
вызван на суд восточнофранкского
короля Людовика Немецкого и епис-
копата, где был обвинен во вторже-
ния
на территорию чужого диоцеза, а
также в том, что он вводил византий-
скую систему постов и отвергал до-
бавление «филиокве» в Символе ве-
ры. Он был осужден и пробыл два
года в заключении. Военные успехи
Великой Моравии в борьбе против
франков и вмешательство Папы
Римского были причинами освобож-
дения святителя Мефодия. В 880 году
святитель Мефодий был вынужден
вновь прибыть на суд в Рим, но здесь
ему было разрешено совершать богос-
лужение на славянском языке. Де-
ятельность святителя Мефодия и ус-
пех его проповеди среди славян полу-
чили признание в Константинополе,
где он побывал незадолго до своей
кончины, у императора Василия I и