|
|||
126
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
а святой Мефодий был приглашен
для помощи брату в этом очень ответственном и опасном путеше- ствии. Среди хазар в это время вели активную проповедь иудеи. Путь братьев в Хазарию лежал через Хер- сонес (Крым). Здесь они убедили ар- хиепископа Херсонского и весь клир обрести мощи священномученика Климента, епископа Римского, нахо- дившиеся в море. Мощи святого Климента были торжественно пере- несены в Херсон. По дороге посоль- ство не раз подвергалось опасности нападения кочевников. Путеше- ственникам пришлось идти через безводные солончаки, однако, по мо- литве братьев, Господь послал им пресную воду. Проповедь братьев и их успешные диспуты с иудеями привели к тому, что каган разрешил своим подданным креститься. Святое Крещение приняли около 200 чело- век, каган вступил в союз с Византий- ским императором и отпустил плен- ных греков. По возвращении посоль- ства в Константинополь Патриарх Фотий и император понуждали свято- го Мефодия принять архиерейский сан, но он отказался, и был поставлен игуменом монастыря Полихрон, близ горы Олимп. Вскоре братья вновь были призваны на службу императо- ром Михаилом. В 862 году в Констан- тинополь прибыло посольство морав- ского князя Ростислава (Великая Мо- равия? первое значительное славян- ское государственное объединение). Князь просил прислать епископа и проповедников христианства. Пропо- ведь среди славян была поручена солунским братьям. Отсутствие у сла- вян письменности значительно ос- ложняло эту задачу. По молитвам святого Константина, Господь открыл ему славянские письмена, и он при- ступил к переводам священных и богослужебных текстов на славян- ский язык. Во время пребывания братьев в Моравии, продолжавшемся три с половиной года, ими были переведены литургия святителя Иоанна Златоуста, утреня, вечерня, повечерие, Евангелие апракос, Апо- стол, Паремийник. Деятельность свя- тых Мефодия и Константина вызвала неудовольствие со стороны немецкого духовенства, также осуществлявшего миссионерскую деятельность на тер- ритории Моравии. Именно к этому |
времени в практике и учении Восточ-
ной и Западной Церквей обнаружи- лись существенные различия. Бавар- ское духовенство разделяло ересь «триязычников», по которой Священ- ное Писание могло быть записано лишь на трех языках надписания Креста Христова: еврейском, грече- ском и латинском. Допуская пропо- ведь на том или ином национальном языке, они не признавали переводов Священного Писания и текстов богос- лужения на других языках. Братья должны были отправиться в Рим. Здесь им удалось получить поддер- жку Папы Римского Адриана: он принял славянские книги и освятил их. В соборе во имя святого апостола Петра было совершено богослужение на славянском языке. В Риме святой Константин, почувствовав свою при- ближающуюся кончину, принял по- стриг с именем Кирилл. 14 февраля 869 года он мирно отошел к Богу и был погребен в храме во имя свя- щенномученика Климента. Перед смертью он просил святого Мефодия не оставлять учительства ради своего монашеского уединения. Святой Ме- фодий был посвящен в Риме в сан священника, а через некоторое вре- мя, по просьбе славянского князя, был возведен в сане архиепископа на возобновленную кафедру святого апо- стола Андроника в Сирмии. Постав- ление святителя Мефодия вызвало новую волну протестов среди франк- ского духовенства. В 870 году он был вызван на суд восточнофранкского короля Людовика Немецкого и епис- копата, где был обвинен во вторже- ния на территорию чужого диоцеза, а также в том, что он вводил византий- скую систему постов и отвергал до- бавление «филиокве» в Символе ве- ры. Он был осужден и пробыл два года в заключении. Военные успехи Великой Моравии в борьбе против франков и вмешательство Папы Римского были причинами освобож- дения святителя Мефодия. В 880 году святитель Мефодий был вынужден вновь прибыть на суд в Рим, но здесь ему было разрешено совершать богос- лужение на славянском языке. Де- ятельность святителя Мефодия и ус- пех его проповеди среди славян полу- чили признание в Константинополе, где он побывал незадолго до своей кончины, у императора Василия I и |
||
|
|||