156
Месяц апрель
вере и покаянии пожйти, христианский непостыд-
ныя и мйрныя кончины живота нашего достигну -
ти, и наследовати Царство Небесное, и славити
Пресвятое Имя Его со Безначальным Его Отцем и
Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.
Преподобный Даниил Перес-
лаве кий, в миру Димитрий, родился
в 1459 году в городе Переславле-
Залесском от благочестивых родите-
лей Константина и Феодосии, в ино-
честве Феклы. С юных лет содейство-
вала ему благодать Божия, проявляв-
шаяся в его стремлении к строгим
христианским подвигам. Однажды,
слушая житие преподобного Симеона
Столпника, он обратил внимание на
то место, где рассказывается о том,
как святой обвил себя для обуздания
своей плоти власяной веревкой. От-
рок решил понести такой же подвиг:
он отрезал конец веревки, которой
рыбаки привязывали к берегу свою
лодку, и обвил ею свое тело так
крепко, что со временем она впилась
в кожу. Раны причиняли сильные
мучения юному Димитрию, но он
терпеливо их сносил. Родители недо-
умевали о причине болезни сына и
были крайне удивлены, обнаружив
на спящем отроке пояс. На их вопрос,
для чего он это сделал, Димитрий
смиренно отвечал: «По неразумению
моему». Но когда они захотели осво-
бодить сына от мук, он стал слезно
умолять не снимать с него веревку и
позволить ему терпеть это страдание
за свои грехи. Через некоторое время
отрок бьш отдан на воспитание в
Никитский монастырь к своему род-
ственнику игумену Ионе, где полю-
бил иноческое житие и сам решил
стать иноком. Однако, боясь, как бы
родители и родственники не помеша-
ли исполнению его намерения, он
вместе со своим братом Герасимом
тайно ушел в монастырь преподобно-
го Пафнутия Боровского (11477; па-
мять 1 мая). Здесь, приняв иноческое
пострижение, преподобный Даниил
под руководством опытного старца
святого Левкия Волоколамского (па-
мять 17 августа) прожил десять лет.
Получив навыки подвижнической
жизни, опыт пустынножительства
(вместе с блаженным Левкием он
прожил еще два года в пустыни на
реке Рузе), преподобный Даниил вер-
нулся на свою родину в Переславль. В
Успенском Горицком монастыре он
принял священный сан. К святому
стали многие приходить на исповедь
и за духовными советами. Среди них
был священник Андрей, будущий
царский духовник, впоследствии ?
Всероссийский митрополит Афана-
сий (1564?1566), автор жития препо-
добного Даниила, написанного по
благословению митрополита Мака-
рия. Как искусный врач, он исцелял
душевные язвы и греховные страсти
прихожан. Никто не уходил от препо-
добного Даниила неутешенньгм и без
душевной пользы. Но особенно сердце
его было открыто странникам и лю-
дям, удрученным различными бед-
ствиями,? они всегда находили у
него помощь и спасительное слово
утешения. Как и у ветхозаветного
Товии, своеобразным подвижниче-
ским проявлением заповеди любви к
ближнему стала забота преподобного
Даниила об умерших беспризорных,
нищих, бездомных и безродных лю-
дях. Если он слышал о каком-либо
человеке, погибшем в результате сти-
хийного бедствия, от нападения ди-
ких зверей или разбойников, о вне-
запно умершем и брошенном на
распутьи, об утопленнике и замерз-
шем в дороге, то всячески старался
отыскать мертвое тело и даже платил
немалые деньги тому, кто укажет
ему, где оно лежит без погребения.
Ночью втайне от других святой Дани-
ил выходил из монастыря и по указа-
ниям видевших отыскивал мертве-
цов, со слезами и молитвой относил
их на своих руках в скудельницу
(место общего захоронения бездом-
ных), служил панихиду и погребал их
по церковному чину, а после поминал
их при совершении Божественной
литургии. Призреть несчастного по-
койника? было истинным утешени-
ем для любвеобильной души препо-
добного. По ночам, смотря из кел-
лии на скудельницу, святой Даниил
думал иногда о том, сколько тайных
рабов Божиих, истинных и верных