|
|||
156
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
вере и покаянии пожйти, христианский непостыд-
ныя и мйрныя кончины живота нашего достигну - ти, и наследовати Царство Небесное, и славити Пресвятое Имя Его со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь. |
|||
|
|||
Преподобный Даниил Перес-
лаве кий, в миру Димитрий, родился
в 1459 году в городе Переславле- Залесском от благочестивых родите- лей Константина и Феодосии, в ино- честве Феклы. С юных лет содейство- вала ему благодать Божия, проявляв- шаяся в его стремлении к строгим христианским подвигам. Однажды, слушая житие преподобного Симеона Столпника, он обратил внимание на то место, где рассказывается о том, как святой обвил себя для обуздания своей плоти власяной веревкой. От- рок решил понести такой же подвиг: он отрезал конец веревки, которой рыбаки привязывали к берегу свою лодку, и обвил ею свое тело так крепко, что со временем она впилась в кожу. Раны причиняли сильные мучения юному Димитрию, но он терпеливо их сносил. Родители недо- умевали о причине болезни сына и были крайне удивлены, обнаружив на спящем отроке пояс. На их вопрос, для чего он это сделал, Димитрий смиренно отвечал: «По неразумению моему». Но когда они захотели осво- бодить сына от мук, он стал слезно умолять не снимать с него веревку и позволить ему терпеть это страдание за свои грехи. Через некоторое время отрок бьш отдан на воспитание в Никитский монастырь к своему род- ственнику игумену Ионе, где полю- бил иноческое житие и сам решил стать иноком. Однако, боясь, как бы родители и родственники не помеша- ли исполнению его намерения, он вместе со своим братом Герасимом тайно ушел в монастырь преподобно- го Пафнутия Боровского (11477; па- мять 1 мая). Здесь, приняв иноческое пострижение, преподобный Даниил под руководством опытного старца святого Левкия Волоколамского (па- мять 17 августа) прожил десять лет. Получив навыки подвижнической жизни, опыт пустынножительства (вместе с блаженным Левкием он прожил еще два года в пустыни на реке Рузе), преподобный Даниил вер- |
нулся на свою родину в Переславль. В
Успенском Горицком монастыре он принял священный сан. К святому стали многие приходить на исповедь и за духовными советами. Среди них был священник Андрей, будущий царский духовник, впоследствии ? Всероссийский митрополит Афана- сий (1564?1566), автор жития препо- добного Даниила, написанного по благословению митрополита Мака- рия. Как искусный врач, он исцелял душевные язвы и греховные страсти прихожан. Никто не уходил от препо- добного Даниила неутешенньгм и без душевной пользы. Но особенно сердце его было открыто странникам и лю- дям, удрученным различными бед- ствиями,? они всегда находили у него помощь и спасительное слово утешения. Как и у ветхозаветного Товии, своеобразным подвижниче- ским проявлением заповеди любви к ближнему стала забота преподобного Даниила об умерших беспризорных, нищих, бездомных и безродных лю- дях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем в результате сти- хийного бедствия, от нападения ди- ких зверей или разбойников, о вне- запно умершем и брошенном на распутьи, об утопленнике и замерз- шем в дороге, то всячески старался отыскать мертвое тело и даже платил немалые деньги тому, кто укажет ему, где оно лежит без погребения. Ночью втайне от других святой Дани- ил выходил из монастыря и по указа- ниям видевших отыскивал мертве- цов, со слезами и молитвой относил их на своих руках в скудельницу (место общего захоронения бездом- ных), служил панихиду и погребал их по церковному чину, а после поминал их при совершении Божественной литургии. Призреть несчастного по- койника? было истинным утешени- ем для любвеобильной души препо- добного. По ночам, смотря из кел- лии на скудельницу, святой Даниил думал иногда о том, сколько тайных рабов Божиих, истинных и верных |
||
|
|||