16
Месяц апрель
вела в этой пустыне, словно с лютыми
зверями борясь со своими помысла-
ми. Когда я начинала вкушать пищу,
тотчас приходил помысл о мясе и
рыбе, к которым я привыкла в Егип-
те. Хотелось мне и вина, потому что я
много пила его, когда была в миру.
Здесь же, не имея часто простой воды
и пищи, я люто страдала от жажды и
голода. Терпела я и более сильные
бедствия: мной овладевало желание
любодейных песен, они будто слыша-
лись мне, смущая сердце и слух.
Плача и бия себя в грудь, я вспомина-
ла тогда обеты, которые давала, идя в
пустыню, пред иконой Святой Богоро-
дицы, Поручницы моей, и плакала,
моля отогнать терзавшие душу по-
мыслы. Когда в меру молитвы и
плача совершалось покаяние, я виде-
ла отовсюду мне сиявший Свет, и
тогда вместо бури меня обступала
великая тишина. Блудные же помыс-
лы, прости, авва, как исповедаю тебе?
Страстный огнь разгорался внутри
моего сердца и всю опалял меня,
возбуждая похоть. Я же при появле-
нии окаянных помыслов повергалась
на землю и словно видела, что предо
мной стоит Сама Пресвятая Поручи-
тельница и судит меня, преступив-
шую данное обещание. Так не встава-
ла я, лежа ниц день и ночь на земле,
пока вновь не совершалось покаяние,
и меня не окружал тот же блаженный
Свет, отгонявший злые смущения и
помышления. Так жила я в этой
пустыне первые семнадцать лет.
Тьма за тьмой, беда за напастью
обстояли меня, грешную. Но с того
времени и доныне Богородица, По-
мощница моя, во всем руководствует
мною». Авва Зосима опять спраши-
вал: «Неужели тебе не потребовалось
здесь ни пищи, ни одеяния?» Она же
отвечала: «Хлебы мои кончились, как
я сказала, в эти семнадцать лет.
После того я стала питаться корень-
ями и тем, что могла обрести в
пустыне. Платье, которое было на
мне, когда перешла Иордан, давно
разодралось и истлело, и мне много
потом пришлось терпеть и бедство-
вать и от зноя, когда меня палила
жара, и от зимы, когда я тряслась от
холода. Сколько раз я падала на
землю, как мертвая. Сколько раз в
безмерном борении пребывала с раз-
личными напастями, бедами и иску-
шениями. Но с того времени и до
нынешнего дня сила Божия неведомо
и многообразно соблюдала мою греш-
ную душу и смиренное тело. Пита-
лась и покрывалась я глаголом Божи-
им, все содержащим (Втор. 8, 3), ибо
не о хлебе едином жив будет человек,
но о всяком глаголе Божием (Мф. 4,
4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова
камением облекутся (Иов. 24, 8), если
совлекутся греховного одеяния
(Кол. 3, 9). Как вспомнила, от сколь-
кого зла и каких грехов избавил меня
Господь, в том находила я пищу
неистощимую». Когда авва Зосима
услышал, что и от Священного Писа-
ния говорит на память святая под-
вижница? от книг пророков Моисея
и Иова и от псалмов Давидовых,?
тогда спросил преподобную: «Где,
мать моя, научилась ты псалмам и
иным Книгам?» Она улыбнулась,
выслушав этот вопрос, и отвечала
так: «Поверь мне, человек Божий, ни
единого не видела человека, кроме
тебя, с тех пор, как перешла Иордан.
Книгам и раньше никогда не учи-
лась, ни пения церковного не слыша-
ла, ни Божественного чтения. Разве
что Само Слово Божие, живое и
всетворческое, учит человека всяко-
му разуму (Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21;
1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже
всю жизнь мою я исповедала тебе, но с
чего начинала, тем и кончаю: закли-
наю тебя воплощением Бога Слова ?
молись, святой авва, за меня, вели-
кую грешницу. И еще заклинаю тебя
Спасителем, Господом нашим Иису-
сом Христом ? все то, что слышал ты
от меня, не сказывай ни единому до
тех пор, пока Бог не возьмет меня от
земли. И исполни то, о чем я сейчас
скажу тебе. Будущим годом, в Вели-
кий пост, не ходи за Иордан, как
ваш иноческий обычай повелевает».
Опять удивился авва Зосима, что и
чин их монастырский известен свя-
той подвижнице, хотя он пред нею не
обмолвился о том ни одним словом.
«Пребудь же, авва,?продолжала
преподобная,?в монастыре. Впро-
чем, если и захочешь выйти из
монастыря, ты не сможешь... А когда
наступит святой Великий Четверг
Тайной Вечери Господней, вложи в
святой сосуд Животворящего Тела и
Крови Христа, Бога нашего, и прине-
си мне. Жди же меня на той стороне
Иордана, у края пустыни, чтобы мне,
придя, причаститься Святых Тайн. А