|
|||
16
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
вела в этой пустыне, словно с лютыми
зверями борясь со своими помысла- ми. Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе, к которым я привыкла в Егип- те. Хотелось мне и вина, потому что я много пила его, когда была в миру. Здесь же, не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода. Терпела я и более сильные бедствия: мной овладевало желание любодейных песен, они будто слыша- лись мне, смущая сердце и слух. Плача и бия себя в грудь, я вспомина- ла тогда обеты, которые давала, идя в пустыню, пред иконой Святой Богоро- дицы, Поручницы моей, и плакала, моля отогнать терзавшие душу по- мыслы. Когда в меру молитвы и плача совершалось покаяние, я виде- ла отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина. Блудные же помыс- лы, прости, авва, как исповедаю тебе? Страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появле- нии окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручи- тельница и судит меня, преступив- шую данное обещание. Так не встава- ла я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние, и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления. Так жила я в этой пустыне первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за напастью обстояли меня, грешную. Но с того времени и доныне Богородица, По- мощница моя, во всем руководствует мною». Авва Зосима опять спраши- вал: «Неужели тебе не потребовалось здесь ни пищи, ни одеяния?» Она же отвечала: «Хлебы мои кончились, как я сказала, в эти семнадцать лет. После того я стала питаться корень- ями и тем, что могла обрести в пустыне. Платье, которое было на мне, когда перешла Иордан, давно разодралось и истлело, и мне много потом пришлось терпеть и бедство- вать и от зноя, когда меня палила жара, и от зимы, когда я тряслась от холода. Сколько раз я падала на землю, как мертвая. Сколько раз в безмерном борении пребывала с раз- личными напастями, бедами и иску- шениями. Но с того времени и до |
нынешнего дня сила Божия неведомо
и многообразно соблюдала мою греш- ную душу и смиренное тело. Пита- лась и покрывалась я глаголом Божи- им, все содержащим (Втор. 8, 3), ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе Божием (Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и не имеющие покрова камением облекутся (Иов. 24, 8), если совлекутся греховного одеяния (Кол. 3, 9). Как вспомнила, от сколь- кого зла и каких грехов избавил меня Господь, в том находила я пищу неистощимую». Когда авва Зосима услышал, что и от Священного Писа- ния говорит на память святая под- вижница? от книг пророков Моисея и Иова и от псалмов Давидовых,? тогда спросил преподобную: «Где, мать моя, научилась ты псалмам и иным Книгам?» Она улыбнулась, выслушав этот вопрос, и отвечала так: «Поверь мне, человек Божий, ни единого не видела человека, кроме тебя, с тех пор, как перешла Иордан. Книгам и раньше никогда не учи- лась, ни пения церковного не слыша- ла, ни Божественного чтения. Разве что Само Слово Божие, живое и всетворческое, учит человека всяко- му разуму (Кол. 3, 16; 2 Пет. 1, 21; 1 Фес. 2, 13). Впрочем, довольно, уже всю жизнь мою я исповедала тебе, но с чего начинала, тем и кончаю: закли- наю тебя воплощением Бога Слова ? молись, святой авва, за меня, вели- кую грешницу. И еще заклинаю тебя Спасителем, Господом нашим Иису- сом Христом ? все то, что слышал ты от меня, не сказывай ни единому до тех пор, пока Бог не возьмет меня от земли. И исполни то, о чем я сейчас скажу тебе. Будущим годом, в Вели- кий пост, не ходи за Иордан, как ваш иноческий обычай повелевает». Опять удивился авва Зосима, что и чин их монастырский известен свя- той подвижнице, хотя он пред нею не обмолвился о том ни одним словом. «Пребудь же, авва,?продолжала преподобная,?в монастыре. Впро- чем, если и захочешь выйти из монастыря, ты не сможешь... А когда наступит святой Великий Четверг Тайной Вечери Господней, вложи в святой сосуд Животворящего Тела и Крови Христа, Бога нашего, и прине- си мне. Жди же меня на той стороне Иордана, у края пустыни, чтобы мне, придя, причаститься Святых Тайн. А |
||
|
|||