1-й девь
17
авве Иоанну, игумену вашей обите-
ли, так скажи: внимай себе и стаду
своему (Деян. 20, 23; 1 Тим. 4, 16).
Впрочем, не хочу, чтобы ты теперь
сказал ему это, но когда укажет
Господь». Сказав так и испросив еще
раз молитв, преподобная повернулась
и ушла в глубину пустыни. Весь год
старец Зосима пребыл в молчании,
никому не смея открыть явленное
ему Господом, и прилежно молился,
чтобы Господь сподобил его еще раз
увидеть святую подвижницу. Когда
же вновь наступила первая седмица
святого Великого поста, преподобный
Зосима из-за болезни должен был
остаться в монастыре. Тогда он
вспомнил пророческие слова препо-
добной о том, что не сможет выйти из
монастыря. По прошествии несколь-
ких дней преподобный Зосима исце-
лился от недуга, но все же остался до
Страстной седмицы в монастыре.
Приблизился день воспоминания
Тайной Вечери. Тогда авва Зосима
исполнил повеленное ему ? поздним
вечером вышел из монастыря к Иор-
дану и сел на берегу в ожидании.
Святая медлила, и авва Зосима мо-
лил Бога, чтобы Он не лишил его
встречи с подвижницей. Наконец
преподобная пришла и стала по ту
сторону реки. Радуясь, преподобный
Зосима поднялся и славил Бога. Ему
пришла мысль: как она сможет без
лодки перебраться через Иордан?
Но преподобная, крестным знамени-
ем осенив Иордан, быстро пошла
по воде. Когда же старец хотел
поклониться ей, она запретила ему,
крикнув с середины реки: «Что тво-
ришь, авва? Ведь ты ? иерей, носи-
тель великих Тайн Божиих». Перейдя
реку, преподобная сказала авве Зоси-
ме: «Благослови, отче». Он же отве-
чал ей с трепетом, ужаснувшись о
дивном видении: «Воистину неложен
Бог, обещавший уподобить Себе всех
очищающихся, насколько это возмож-
но смертным. Слава Тебе, Христе
Боже наш, показавшему мне через
святую рабу Свою, как далеко отстою
от меры совершенства». После этого
преподобная просила его прочитать
«Верую» и «Отче наш». По окончании
молитвы она, причастившись Святых
Страшных Христовых Тайн, простер-
ла руки к небу и со слезами и
трепетом произнесла молитву святого
Симеона Богоприимца: «Ныне отпу-
щаеши рабу Твою, Владыко, по глаго-
лу Твоему с миром, яко видеста очи
мои спасение Твое». Затем вновь
преподобная обратилась к старцу и
сказала: «Прости, авва, еще исполни
и другое мое желание. Иди теперь в
свой монастырь, а на следующий год
приходи к тому иссохшему потоку,
где мы первый раз говорили с тобой».
«Если бы возможно мне было,?
отвечал авва Зосима,? непрестанно
за тобой ходить, чтобы лицезреть
твою святость!» Преподобная снова
просила старца: «Молись, Господа
ради, молись за меня и вспоминай
мое окаянство». И, крестным знаме-
нием осенив Иордан, она, как преж-
де, прошла по водам и скрылась во
тьме пустыни. А старец Зосима воз-
вратился в монастырь в духовном
ликовании и трепете и в одном
укорял себя, что не спросил имени
преподобной. Но он надеялся на
следующий год узнать, наконец, и ее
имя. Прошел год, и авва Зосима
снова отправился в пустыню. Молясь,
он дошел до иссохшего потока, на
восточной стороне которого увидел
святую подвижницу. Она лежала
мертвая, со сложенными, как подоба-
ет, на груди руками, лицом обращен-
ная к Востоку. Авва Зосима омыл
слезами ее стопы, не дерзая касаться
тела, долго плакал над усопшей под-
вижницей и стал петь псалмы, подо-
бающие скорби о кончине праведных,
и читать погребальные молитвы. Но
он сомневался, угодно ли будет препо-
добной, если он погребет ее. Только он
это помыслил, как увидел, что у
главы ее начертано: «Погреби, авва
Зосима, на этом месте тело смирен-
ной Марии. Воздай персть персти.
Моли Господа за меня, преставльшу-
юся месяца апреля в первый день, в
самую ночь спасительных страданий
Христовых, по причащении Боже-
ственной Тайной Вечери». Прочитав
эту надпись, авва Зосима удивился
сначала, кто мог сделать ее, ибо сама
подвижница не знала грамоты. Но он
был рад, наконец, узнать ее имя.
Понял авва Зосима, что преподобная
Мария, причастившись Святых Тайн
на Иордане из его рук, во мгновение
прошла свой дальнейший пустынный
путь, которым он, Зосима, шествовал
двадцать дней, и тотчас отошла ко
Господу. Прославив Бога и омочив
слезами землю и тело преподобной