188
Месяц апрель
церковному строительству, содей-
ствовал украшению старых и возве-
дению новых храмов. Вскоре, после
его возведения на епископскую ка-
федру, был заложен в центре Новго-
рода белокаменный храм в честь
Пресвятой Богородицы, а знамени-
тый новгородский храм Софии Пре-
мудрости Божией благоукрашен ико-
нами, и крыша храма покрыта оло-
вом. В 1156 году святителем Нифон-
том была основана Спасо-Мирожская
обитель в пойме двух рек?Великой
и Мирожи, с соборным храмом в честь
Преображения Господня, сооружен-
ным несколько ранее. Будучи стро-
гим блюстителем церковных правил,
святитель Нифонт не побоялся гнева
новгородского князя Святослава Оль-
говича и отказался благословить его
на противозаконный брак. Когда же
князь был все-таки венчан неподвла-
стными Новгородскому епископу
иереями, святитель Нифонт публич-
но осудил Святослава в законопре-
ступлении. Твердость и верность цер-
ковным канонам святитель проявил и
в 1147 году, когда по кончине митро-
полита Киевского Михаила на кафед-
ру митрополита был возведен Кли-
мент, избранный без необходимого в
то время благословения Константино-
польского Патриарха, по своевольно-
му решению великого князя Киевско-
го Изяслава Мстиславича. На созван-
ном великим князем архиерейском
Соборе, в котором участвовали Преос-
вященные иерархи Онуфрий Черни-
говский, Феодор Белгородский, Евфи-
мий Переяславский, Дамиан Юрьев-
ский, Феодор Владимирский, Мануил
Смоленский, Иоаким Туровский и
Косма Полоцкий, святитель Нифонт
решительно выступил против неза-
конного волеизъявления Изяслава
Мстиславича и предупредил еписко-
пов о неотвратимости Божией кары
за отступление от церковных правил.
Несмотря на то, что бесстрашному
иерарху удалось склонить на свою
сторону пятерых из участвовавших в
Соборе епископов, Киевскую кафедру
занял митрополит Климент. Ожесто-
чившись на святителя Нифонта за
отказ служить вместе с ним Боже-
ственную литургию, митрополит Ки-
евский пожаловался на него велико-
му князю Изяславу, который распоря-
дился не отпускать святителя в Нов-
городскую епархию и заточить его в
Киево-Печерский монастырь. Это ре-
шение святитель Нифонт принял со
смирением, благодаря Господа за воз-
можность вернуться «к безмолвному
своему житию со святыми». После
того как великий князь Изяслав
Мстиславич был низвержен с Киев-
ского престола князем Георгием
Мономаховичем, святитель Нифонт
вновь получил в управление Новго-
родскую епархию. Действия епископа
в защиту патриарших прав были
вознаграждены: новый Патриарх
Константинопольский Николай IV
направил святителю одобрительную
патриаршую грамоту, в которой срав-
нивал его с первыми святыми отца-
ми, твердо стоявшими на защите
Православия. В 1156 году, узнав о
прибытии в Киев нового митрополита
Константина, получившего посвяще-
ние и назначение на Киевскую ка-
федру в Константинополе, епископ
Нифонт принял решение отправить-
ся в Киев, чтобы приветствовать
законно избранного митрополита и
одновременно поклониться чудотвор-
ной Киевс-Печерской иконе Божией
Матери и святым мощам преподобно-
го Феодосия Печерского. В Киеве
святитель остановился в Печерском
монастыре, где за три дня до постиг-
шей его болезни удостоился чудного
видения: во сне ему явился преподоб-
ный Феодосии со свитком в руке, на
котором было написано: «се аз и дети,
яже ми дал есть Бог». Благодаря
этому явлению преподобного, святи-
тель Нифонт воспринял свою болезнь
как милость Божию и, перенося ее со
смирением и радостью, отошел с
миром ко Господу в субботу Светлой
седмицы, на тринадцатый день после
начала болезни. Святитель Нифонт
был погребен в Киево-Печерском мо-
настыре, в пещере преподобного Фе-
одосия. Впоследствии его святые мо-
щи были перенесены в Антониевские
пещеры. Святитель Нифонт является
автором нескольких житий Киево-
Печерских угодников, ему приписы-
вается продолжение Несторовой лето-
писи после Сильвестра, с 1116 по
1157 годы.