|
|||
11-й день
|
231
|
||
|
|||
Иоанн возвратился домой, однако
сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому ре- шению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Отрекаясь от мира, мо- нах умирает для него, потому и на- рекается ему новое имя. Смерть для мира есть рождение в ангельское служение. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и бо- гоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монасты- ре бывал наездами святитель Ака- кий, епископ Тверской (1522?1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженик Иосисро-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочести- вый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсо- нофию, бывшему еще в сане иероди- акона (как вспоминал впоследствии сам святитель Варсонофий), что именно он станет некогда преемни- ком святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благоче- стивой жизни преподобного Варсоно- фия стало известно митрополиту Мос- ковскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1361 году учеником Преподобного Сергия Радо- нежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 25 верстах от Дмитрова (на правом берегу реки Яхромы при впадении в нее реки Пешноши в лесной глуши). В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломниче- стве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного на- ставника иноческой жизни, побывав- шего в плену и сведущего в татар- ском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Ка- занским, был направлен в Казань и |
святой Варсонофий из Пешношской
обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуме- ном Успенского Старицкого монасты- ря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встрече- ны они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и насе- лением. Вместе со святым Варсоно- фием в Казань прибыли иноки, по- стриженики Пешноши: Тихон, Феодо- рит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии ? и главный храм в честь Преображения Господ- ня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он называет себя в приписке «много- грешным чернецом, что был игуме- ном на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнуре- ния плоти. Монастырь в скором вре- мени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в правос- лавную веру, чему немало способ- ствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцеле- ниям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, прихо- дивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схи- му, а 4 декабря предал погребению своего ближайшего друга и наставни- ка святителя Гурия, архиепископа Казанского (память 4 декабря). По смерти епископа Тверского Акакия (1* 1567) святитель Филипп, митропо- лит Московский, вызвал святого Вар- сонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского. |
||
|
|||