11-й день
231
Иоанн возвратился домой, однако
сердце его уже охладело навсегда к
непостоянным земным радостям и
утехам. Согласно неколебимому ре-
шению, созревшему в душе юноши
еще в плену, он поехал в Москву, где
в Спасском Андрониковом монастыре
принял иноческое пострижение, дав
Богу обеты девства, послушания и
нестяжания. Отрекаясь от мира, мо-
нах умирает для него, потому и на-
рекается ему новое имя. Смерть для
мира есть рождение в ангельское
служение. Новопостриженного инока
нарекли Варсонофием. Строгой и бо-
гоугодной жизнью инок Варсонофий
преуспевал в подвигах добродетели и
молитвы. В Андрониковом монасты-
ре бывал наездами святитель Ака-
кий, епископ Тверской (1522?1567),
родной младший брат преподобного
Иосифа Волоцкого и постриженик
Иосисро-Волоколамского монастыря,
архипастырь добрый и благочести-
вый, удостоенный от Бога дара
прозорливости. Он неоднократно
предсказывал преподобному Варсо-
нофию, бывшему еще в сане иероди-
акона (как вспоминал впоследствии
сам святитель Варсонофий), что
именно он станет некогда преемни-
ком святителя Акакия на Тверской
кафедре. О добродетельной и благоче-
стивой жизни преподобного Варсоно-
фия стало известно митрополиту Мос-
ковскому Макарию, который возвел
святого Варсонофия в сан игумена
Николо-Пешношской Мефодиевой
пустыни, основанной в 1361 году
учеником Преподобного Сергия Радо-
нежского преподобным Мефодием
(память 14 июня) в 25 верстах от
Дмитрова (на правом берегу реки
Яхромы при впадении в нее реки
Пешноши в лесной глуши). В старину
пустынь эта именовалась «Никола на
Песнуше». В 1553 году в паломниче-
стве (в благодарность за чудесное
избавление от смерти) на пути в
Кириллов Белозерский монастырь
Пешношскую обитель посетил царь
Иоанн Грозный с семейством. Он
обратил внимание на опытного на-
ставника иноческой жизни, побывав-
шего в плену и сведущего в татар-
ском языке и нравах. Поэтому, когда
в 1555 году в Казани открывали
новую епархию, вместе со святителем
Гурием, первым архиепископом Ка-
занским, был направлен в Казань и
святой Варсонофий из Пешношской
обители в сане архимандрита для
основания там монастыря. 26 мая
1555 года первосвятители Казани
торжественно отправились в путь. Из
Москвы по рекам Москве, Оке и
Волге путь до Казани длился два
месяца. В воскресенье 27 июля 1555
года святитель Гурий с игуменом
Пешношским Варсонофием и игуме-
ном Успенского Старицкого монасты-
ря Германом прибыли в Казань. С
крестами и хоругвями были встрече-
ны они в Казанском Благовещенском
соборе местным духовенством и насе-
лением. Вместе со святым Варсоно-
фием в Казань прибыли иноки, по-
стриженики Пешноши: Тихон, Феодо-
рит, Иов, Андроник, Сильвестр, а
также инок Андроникова монастыря
Симеон. Уже в следующем, 1556 году
преподобный Варсонофий исполнил
возложенное на него поручение и
устроил Преображенский монастырь
в казанском кремле. Им был освящен
первый каменный теплый храм в
монастыре во имя святителя Николая
Ратного, а впоследствии ? и главный
храм в честь Преображения Господ-
ня. В уставе монастыря, написанном
самим архимандритом Варсонофием,
он называет себя в приписке «много-
грешным чернецом, что был игуме-
ном на Песноши». Тайно от всех он
продолжал носить вериги для изнуре-
ния плоти. Монастырь в скором вре-
мени сделался средоточием духовной
жизни бывшей татарской столицы.
Через несколько лет число иноков в
нем доходило до ста человек. Святой
Варсонофий обращал татар в правос-
лавную веру, чему немало способ-
ствовало превосходное знание им
татарского языка. Благодаря исцеле-
ниям различных недугов, имя его
стало известно далеко за пределами
Казани. И немало больных, прихо-
дивших к нему за врачеванием,
склонялись к принятию христианской
веры. 2 декабря 1563 года святой
Варсонофий постриг в великую схи-
му, а 4 декабря предал погребению
своего ближайшего друга и наставни-
ка святителя Гурия, архиепископа
Казанского (память 4 декабря). По
смерти епископа Тверского Акакия
(1* 1567) святитель Филипп, митропо-
лит Московский, вызвал святого Вар-
сонофия в Москву и возвел его в сан
епископа Тверского.