232
Месяц апрель
Истинным светильником был свя-
титель Варсонофий для своей паствы,
не словами одними, но всем суще-
ством своим указуя спасительный
путь Христов. Несмотря на высо-
кий святительский сан, он продолжал
быть смиренным подвижником, ка-
ким был в Пешношской обители и в
Казани. Ночи проводил он в молитве,
дни в трудах и заботах, отдыхая, шил
клобуки и дарил инокам и епископам,
непрестанной молитвой усердно вра-
чевал телесные и душевные болезни
обращавшихся к нему. В то время
начались для России тяжкие испыта-
ния? царь Иоанн Грозный, мудро и
благочестиво правивший Россией,
стал ужасом и бичом для своих
подданных, насаждая так называ-
емую «опричнину». Тверь не принад-
лежала опричнине и потому не поль-
зовалась благосклонностью царя. С
ужасом и негодованием видел святи-
тель Варсонофий, как его друг Гер-
ман, архиепископ Казанский (память
6 ноября), некогда пользовавшийся
уважением царя, был вызван из
Казани в Москву для возведения в
сан митрополита, однако после того,
как напомнил царю тихими и кротки-
ми словами, что тот даст ответ на
суде Божием за свои жестокости, был
изгнан и умер в заточении. Много
страшных событий прошло пред оча-
ми святителя Варсонофия за четыре
года его архиерейского служения.
Глубоко сокрушался о своей пастве
святитель Варсонофий. Ощущая
старческую немощь, он в 1571 году
удалился на покой в основанную им в
Казани обитель. Пять лет провел он в
Преображенском монастыре на по-
кое, в молитве и уединении, где
принял великую схиму. Когда он не
мог по немощи сам ходить в церковь,
любящие ученики помогали ему посе-
щать храм Божий, зная его любовь к
Богослужению. Скончался святитель
Варсонофий 11 апреля 1576 года и
был погребен в Преображенском мо-
настыре архиепископом Казанским
Тихоном. В 1595 году по благослове-
нию Святейшего Патриарха Иова
(1588?1607) построен в этом мона-
стыре новый храм в честь Преобра-
жения Господня. При строительстве
храма были обретены мощи святите-
лей Казанских Гурия и Варсонофия.
Описание открытия мощей было сде-
лано очевидцем, святителем Ермоге-
ном (будущим Патриархом), в то
время Казанским архиепископом:
«Когда же, 4 октября, дошли до гробов
святых отцов, то пришли сказать об
этом мне, смиренному. Принесши со
всем освященным собором Бескров-
ную Жертву Господу Богу и отпев
панихиду, мы отправились в мона-
стырь и, пришед на место, поклони-
лись гробам преподобных отец, Гурия
и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы уви-
дали нечто совсем неожиданное: рака
святого была полна благоуханного
мира, мощи же святого Гурия носи-
лись, как губка, поверх мира; ни одна
часть не была погружена. Нетлением
одарил Бог честное и многотрудное
тело его, как это видят все и ныне... Я,
недостойный, многогрешною рукою
коснулся святого тела, осязал ризы, в
которых он был погребен, и они были
весьма крепки. Попытался с силою
потянуть и мантию его, и прочие
погребальные одежды, и они казались
крепче новых. В главах у преподобно-
го Гурия лежал греческий клобук
вязаный, который, по сказанию уче-
ников святого Варсонофия, был делан
преподобным Варсонофием для Гу-
рия и по смерти святителя положен
недоконченным в возглавие гроба
его. Мы соборне осмотрели этот кло-
бук и, взяв одну прядь из него, едва
могли перервать ее, потому что она
была крепче новой. Мы перелили
благоуханное честнбе миро в новый
сосуд, и православные христиане,
пользуясь тем миром, непрестанно
получали исцеления. Потом мы от-
крыли раку Варсонофия и увидали,
что и его мощи почтены от Бога
нетлением... в чем мы удостовери-
лись, перелагая святые и чудотвор-
ные мощи обоих своими собственны-
ми руками с архимандритом Арсени-
ем из гробов в ковчеги. Дивясь
неизреченному человеколюбию Бо-
жию, мы со слезами и кротостию
пропели надгробные песни над пре-
подобными отцами и поставили их
поверх земли, дабы все приходящие
видели их и, дивясь, славили Бога».
В «Иконописном подлиннике» да-
но описание образа святителя Варсо-
нофия: «Подобием надсед, борода как
Гуриева (а борода святителя Гурия
как Василия Кесарийского) на конец
раздвоилася, риза святительская,
омофор и Евангелие». Жизнеописа-
ние святителей Гурия и Варсонофия