14-й день
«
273
же дубе, как и предсказывал перед
смертью святой Антоний. Тела свя-
тых мучеников были с честью погре-
бены верующими христианами в хра-
ме во имя Святителя Николая Чудот-
ворца. Мученическая смерть святых
Антония и Иоанна принесла благо-
датный духовный плод. Родственник
святых братьев Круглец, так же как и
они, придворный князя Ольгерда,
потрясенный стойкостью мучеников,
принял Святое Крещение от священ-
ника Нестора с именем Евстафий. Он
был молод, красив, выделялся муже-
ством и храбростью, но еще более
умом и душевной добротой. После
крещения Евстафий стал вести ис-
тинно христианский образ жизни,
исполняя все уставы Православной
Церкви. Однажды великий князь,
который очень любил своего молодого
придворного, заметил, что тот отра-
стил себе волосы. На вопрос Ольгер-
да, не христианин ли он, Евстафий
открыто исповедал себя христиани-
ном. Такое признание привело князя
в ярость. Желая отвратить исповед-
ника от Христовой веры, он стал
принуждать святого Евстафия съесть
мясо. Это было в пятницу Рожде-
ственского поста. Святой мученик
отказался. Тогда Ольгерд приказал
бить юношу железными палками. Но
святой Евстафий переносил эти му-
чения мужественно и молча, он толь-
ко славословил и благодарил Бога за
то, что Он удостоил его пострадать за
Свое Святое Имя. Ожесточенный
князь приказал вывести обнаженного
святого Евстафия на сильный мороз и
лить в его уста ледяную воду. От этой
пытки тело страдальца посинело от
холода, временами останавливалось
дыхание, но он и это мучение вынес с
Божией помощью. Ольгерд в бешен-
стве повелел раздробить ему кости
ног от подошвы до колен, сорвать с
головы вместе с кожей волосы, отре-
зать уши и нос. Так мучили святого
три дня. Святой Евстафий утешал
христиан, плакавших при виде его
мучений: «Не плачьте обо мне, бра-
тия, что разрушается это земное
жилище моей души, потому что вско-
ре я надеюсь получить для нее у
Господа обитель нерукотворенную на
Небесах». Видя, что никакие муче-
ния не могут заставить святого Евста-
фия отречься от христианства, Оль-
герд осудил его на казнь. Святой
мученик, несмотря на то, что его ноги
были раздроблены, укрепляемый по-
мощью Божией, шел на место казни
так бодро, что мучители, ведшие его,
едва успевали за ним, изумляясь яв-
ному чуду. 13 декабря 1347 года свя-
той Евстафий был мучим и повешен
на том же дубе, что и его родственни-
ки святые Антоний и Иоанн. Его
честное тело было оставлено на дере-
ве близко от земли, чтобы его могли
съесть хищные звери и птицы, но ни
один зверь, ни одна птица не могли
приблизиться к телу: облачный столп
защищал его от хищников. Через три
дня останки святого Евстафия были
погребены в Никольском храме, ря-
дом с телами святых братьев Антония
и Иоанна. На том месте, где раньше
рос дуб, впоследствии был воздвигнут
храм во Имя Пресвятой Троицы. Во
время перенесения тел святых стра-
стотерпцев в этот храм были обрете-
ны нетленными их мощи, от которых
совершались чудеса и исцеления. По
просьбе православных литовцев, свя-
титель Алексий, митрополит Москов-
ский (+1378: память 12 февраля),
обратился к Константинопольскому
Патриарху Филофею (1354?1355,
1362?1376) с тем, чтобы он благосло-
вил причислить мучеников к лику
святых. О том, что Патриарх очень
скоро исполнил просьбу русских, гово-
рит тот факт, что уже в 1364 году он
прислал Преподобному Сергию Радо-
нежскому (11392; память 25 сентября)
крест с мощами святых Антония,
Иоанна и Евстафия.
Подвиг святых мучеников имел
великое значение для всей Литвы.
Сам князь Ольгерд не только возвра-
тился к христианской вере, но в конце
жизни принял иночество. Все его 12
сыновей были христианами. К концу
XIV века половина жителей Вильны
исповедовали Православие. Впослед-
ствии, на протяжении столетий, мощи
святых страстотерпцев Антония,
Иоанна и Евстафия не только прос-
лавлялись чудесами, исходившими
от них, но и претерпели много испы-
таний. Был период, когда мощи свя-
тых мучеников были сокрыты в скле-
пе и хранились там более ста пятиде-
сяти лет. В 1826 году они были вновь
освидетельствованы православными
архиереями и открыты для всех,
желающих поклониться святым угод-
никам Божиим. В 1915 году, при