|
||||
14-й день
|
«
|
273
|
||
|
||||
же дубе, как и предсказывал перед
смертью святой Антоний. Тела свя- тых мучеников были с честью погре- бены верующими христианами в хра- ме во имя Святителя Николая Чудот- ворца. Мученическая смерть святых Антония и Иоанна принесла благо- датный духовный плод. Родственник святых братьев Круглец, так же как и они, придворный князя Ольгерда, потрясенный стойкостью мучеников, принял Святое Крещение от священ- ника Нестора с именем Евстафий. Он был молод, красив, выделялся муже- ством и храбростью, но еще более умом и душевной добротой. После крещения Евстафий стал вести ис- тинно христианский образ жизни, исполняя все уставы Православной Церкви. Однажды великий князь, который очень любил своего молодого придворного, заметил, что тот отра- стил себе волосы. На вопрос Ольгер- да, не христианин ли он, Евстафий открыто исповедал себя христиани- ном. Такое признание привело князя в ярость. Желая отвратить исповед- ника от Христовой веры, он стал принуждать святого Евстафия съесть мясо. Это было в пятницу Рожде- ственского поста. Святой мученик отказался. Тогда Ольгерд приказал бить юношу железными палками. Но святой Евстафий переносил эти му- чения мужественно и молча, он толь- ко славословил и благодарил Бога за то, что Он удостоил его пострадать за Свое Святое Имя. Ожесточенный князь приказал вывести обнаженного святого Евстафия на сильный мороз и лить в его уста ледяную воду. От этой пытки тело страдальца посинело от холода, временами останавливалось дыхание, но он и это мучение вынес с Божией помощью. Ольгерд в бешен- стве повелел раздробить ему кости ног от подошвы до колен, сорвать с головы вместе с кожей волосы, отре- зать уши и нос. Так мучили святого три дня. Святой Евстафий утешал христиан, плакавших при виде его мучений: «Не плачьте обо мне, бра- тия, что разрушается это земное жилище моей души, потому что вско- ре я надеюсь получить для нее у Господа обитель нерукотворенную на Небесах». Видя, что никакие муче- ния не могут заставить святого Евста- фия отречься от христианства, Оль- герд осудил его на казнь. Святой |
мученик, несмотря на то, что его ноги
были раздроблены, укрепляемый по- мощью Божией, шел на место казни так бодро, что мучители, ведшие его, едва успевали за ним, изумляясь яв- ному чуду. 13 декабря 1347 года свя- той Евстафий был мучим и повешен на том же дубе, что и его родственни- ки святые Антоний и Иоанн. Его честное тело было оставлено на дере- ве близко от земли, чтобы его могли съесть хищные звери и птицы, но ни один зверь, ни одна птица не могли приблизиться к телу: облачный столп защищал его от хищников. Через три дня останки святого Евстафия были погребены в Никольском храме, ря- дом с телами святых братьев Антония и Иоанна. На том месте, где раньше рос дуб, впоследствии был воздвигнут храм во Имя Пресвятой Троицы. Во время перенесения тел святых стра- стотерпцев в этот храм были обрете- ны нетленными их мощи, от которых совершались чудеса и исцеления. По просьбе православных литовцев, свя- титель Алексий, митрополит Москов- ский (+1378: память 12 февраля), обратился к Константинопольскому Патриарху Филофею (1354?1355, 1362?1376) с тем, чтобы он благосло- вил причислить мучеников к лику святых. О том, что Патриарх очень скоро исполнил просьбу русских, гово- рит тот факт, что уже в 1364 году он прислал Преподобному Сергию Радо- нежскому (11392; память 25 сентября) крест с мощами святых Антония, Иоанна и Евстафия. Подвиг святых мучеников имел
великое значение для всей Литвы. Сам князь Ольгерд не только возвра- тился к христианской вере, но в конце жизни принял иночество. Все его 12 сыновей были христианами. К концу XIV века половина жителей Вильны исповедовали Православие. Впослед- ствии, на протяжении столетий, мощи святых страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия не только прос- лавлялись чудесами, исходившими от них, но и претерпели много испы- таний. Был период, когда мощи свя- тых мучеников были сокрыты в скле- пе и хранились там более ста пятиде- сяти лет. В 1826 году они были вновь освидетельствованы православными архиереями и открыты для всех, желающих поклониться святым угод- никам Божиим. В 1915 году, при |
|||
|
||||