15-й день
281
Имя святого Аристарха несколько раз
упоминается в Деяниях апостолов.
При описании мятежа, поднятого
среброчеканщиками Димитрием и
другими (Деян. 19, 24?40), он на-
зван наряду с Гаием «спутником
Павла». Вместе с ним он прошел
через всю Македонию в Элладу (Де-
ян. 20, 1?4), где апостол Павел
неустанно проповедовал и наставлял
новообращенных, и откуда, вслед-
ствие козней местных иудеев, спрово-
цировавших возмущение в народе,
Павел с учениками вынужден был
уйти в Малую Азию (Деян. 20, 4); он
присутствовал и при воскрешении
Евтиха в Троаде (Деян. 20, 9?12), и
на поучении пресвитерам в Милите,
городе на западном побережье Малой
Азии (Деян. 20, 18?35). Затем свя-
той Аристарх последовал за апосто-
лом Павлом в Иерусалим. Здесь
иудеи составили заговор против свя-
того апостола Павла, пытаясь его
убить, но римский легат (тысячена-
чальник) Лисий под конвоем пере-
правил апостола Павла в Кесарию
Палестинскую (Деян. 23, 23?33)
(иначе Цезарея, город в Палестине на
побережье Средиземного моря), где
после предварительного расследова-
ния апостола Павла оставили под
стражей, разрешив, однако, его близ-
ким, среди которых был и Аристарх,
находиться при нем (Деян. 24, 23).
Святой Аристарх добровольно позво-
лил заключить себя в узы, чтобы все
время быть при апостоле Павле, о
чем упоминает сам Павел в Посла-
нии к Колоссянам: «Приветствует вас
и Аристарх, заключенный вместе со
мной» (Кол. 4, 10). Через два года
состоялось вторичное разбиратель-
ство дела апостола Павла в присут-
ствии иудейского царя Ирода Агрип-
пы II (44?101; по другим источни-
кам, 50?101), и дело снова было
отложено. Чтобы избавить апостола
Павла от преследования иудеев и
самому избавиться от ответственно-
сти, правитель Иудеи Фест решил
отправить его в Рим вместе с его
спутниками, среди них был и святой
Аристарх (Деян. 27, 2). По прибытии
в Рим святой апостол Павел, вероят-
но, вскоре посвятил Аристарха в
епископы. Житие святого Аристарха
повествует, что он был послан еписко-
пом в сирийский город Апамею на
реке Оронте (в совр. Турции р. Эль-
Аси). К концу многотрудного пребы-
вания апостола Павла в Риме Ари-
старх вновь оказался рядом с перво-
апостолом, как явствует из Послания
к Филимону (Флм. 1, 23). Святой
апостол Павел намеревался уже по-
кинуть Рим и к зиме 67/68 года быть
в Никополе (город в Греции на берегу
Адриатического моря близи совр. го-
рода Превезы) (Тит. 3, 12). Но летом
67 года два бывших раба, отпущен-
ники Нерона (сам Нерон был в это
время в Греции), предприняли ро-
зыск первоверховных апостолов.
Вместе с ними были схвачены и
претерпели мученическую кончину
их ближайшие сподвижники, в том
числе и святой Аристарх.
Апостол из 70-ти Пуд, римский
сенатор, происходил из знаменитого
патрицианского рода; он выделялся
своими личными добродетелями и
отличался благочестием. Когда в Рим
пришел апостол Павел с проповедью
Евангелия (Деян. 28, 30?31), благая
весть о Воскресении Господа из
мертвых, прообразе нашего воскресе-
ния, поразила сенатора Пуда, одухот-
ворила и наполнила новым глубочай-
шим смыслом его прежнее стремле-
ние к добродетели. Святой Пуд уверо-
вал во Христа, принял Святое Креще-
ние и стал исполнять заповеди Гос-
подни. Вспомним, как апостол Павел
наставлял людей: «Чтобы они благо-
детельствовали, богатели добрыми
делами, были щедры и общительны,
собирая себе сокровище, доброе осно-
вание для будущего, чтобы достиг-
нуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 18?
19). По такому правилу и стал посту-
пать святой Пуд: он принял святых
апостолов Петра и Павла в своем
доме, где они были в относительной
безопасности; вскоре его дом стал
постоянным местом молитвенных
собраний и богослужений, во время
которых совершал литургию сам апо-
стол Петр. Этот дом стали называть
Пастырской церковью, ибо там слу-
жил Архипастырь Церкви Христовой.
Летом 67 года святой Пуд был взят и
предан смерти вместе с первоверхов-
ными апостолами.
Апостол от 70-ти Трофим был по
происхождению грек из города Ефеса.
По всей вероятности, он последовал
за апостолом Павлом во время его
третьего путешествия, присоединив-
шись к нему в Ефесе, где апостол