|
|||
1-й день
|
33
|
||
|
|||
Дионисия благословения вкушать пи-
щу через два и три дня. Однако святой Дионисий, опытный духовный наставник, решительно запретил ему этот подвиг и повелел вкушать пищу вместе с другими монахами на общей трапезе, чтобы инок не превозносил- ся. Видя труды и терпение преподоб- ного Евфимия, собратья воистину почитали его не человеком, но анге- лом Божиим, живущим среди людей. В 1352 году благочестивый князь Суздальский Борис Константинович пожелал построить в Суздале мона- стырь и просил у святого Дионисия строителя и настоятеля новой обите- ли. Выбор святого Дионисия пал на преподобного Евфимия. Напрасно со слезами умолял святой Евфимий сво- его наставника: «Не удаляй меня, отче, от пребывания с тобою, тяжело мне жить с чужими». «Всюду Господ- ня земля, а непослушания бойся»,? напутствовал своего ученика святой Дионисий. По дороге в Суздаль, не доходя 5 верст до Гороховца, в краси- вом месте на берегу озера, располо- женного в дремучем лесу, положил преподобный Евфимий, по благосло- вению своего прежнего наставника, основание общежительной пустыни и храма во имя святителя Василия Великого. Пустынь эта вплоть до своего упразднения в 1764 году была приписной к Спасо-Евфимиеву мона- стырю. В храме этой пустыни прежде хранился дорожный посох преподоб- ного Евфимия. Святитель Иоанн, епископ Суздальский (память 15 ок- тября), с искренней радостью и лю- бовью принял преподобного Евфимия и сам указал подобающее для основа- ния обители место, поблизости от города, на северном крутом берегу реки Каменки. Все жители города присутствовали на торжественном ос- новании новой обители. Святитель Суздальский Иоанн водрузил крест на месте, где надлежало быть престо- лу соборного храма. Храм решено было освятить в честь Преображения Господня. Получив благословение святителя Иоанна, преподобный Ев- фимий дал обет не оставлять основан- ной им обители. Взяв топор, обтесал он у северных врат алтаря подле святого жертвенника три камня, что- бы устроить себе гроб. В гроб этот и было впоследствии (через 52 года) положено по преставлении его святое |
тело. В 1357 году строительство ка-
менного храма было завершено. Свя- титель Иоанн торжественно освятил храм. Преподобный Евфимий был возведен им в сан архимандрита. Однажды князь Суздальский Борис Константинович в престольный праздник Преображения Господня, когда святитель Иоанн совершал Бо- жественную литургию, видел в алта- ре Ангела Господня, сослужившего Иоанну и Евфимию. Монастырь бы- стро разрастался. Скоро в нем собра- лось более 300 иноков. По благослове- нию святителя Иоанна преподобный Евфимий построил в обители храм во имя преподобного Иоанна Лествич- ника, и затем к нему была пристро- ена каменная трапезная, куда в зимнее время иноки могли собирать- ся для молитвы и вкушения пиши. Впоследствии блаженный Евфимий возвел в обители деревянный храм во имя святителя Николая Чудотворца, а также больницу и хозяйственные строения. В память о спасении во время бури на Волге князя Суздаль- ского Андрея Константиновича пре- подобным Евфимием в 1364 году был основан в Суздале, на левом берегу реки Каменки, Покровский женский монастырь. Первой настоятельницей его стала родственница преподобного Евфимия, постриженица другой Суз- дальской обители. Преподобный Ев- фимий отличался строгой подвижни- ческой жизнью. Как и Преподобный Сергий Радонежский, он носил про- стую иноческую одежду. В Преобра- женском Евфимиевом монастыре хранились (вместе с посохом, митрой и медным крестом) тяжелые вериги, которые преподобный тайно носил под одеждой, для изнурения плоти. Строгим и нелицеприятным был он и к себе, и к другим. По словам пролож- ного жития: «И так начал пасти стадо свое добре и богоугодне, в послуша- нии быть без роптания, в любви же нелицемерной и целомудрии и в нестяжании, никому же свое что иметь, но чтобы все у них было общее. Если же у кого узнавал имелось что-нибудь, на того налагал епи- тимью. И в церкви беседовать друг с другом не позволял. На трапезе мол- чание всегда соблюдать повелевал, встающим же от трапезы в келлии свои отходить с молчанием повелевал и не уклоняться ни в какие беседы. |
||
|
|||