1-й день
33
Дионисия благословения вкушать пи-
щу через два и три дня. Однако
святой Дионисий, опытный духовный
наставник, решительно запретил ему
этот подвиг и повелел вкушать пищу
вместе с другими монахами на общей
трапезе, чтобы инок не превозносил-
ся. Видя труды и терпение преподоб-
ного Евфимия, собратья воистину
почитали его не человеком, но анге-
лом Божиим, живущим среди людей.
В 1352 году благочестивый князь
Суздальский Борис Константинович
пожелал построить в Суздале мона-
стырь и просил у святого Дионисия
строителя и настоятеля новой обите-
ли. Выбор святого Дионисия пал на
преподобного Евфимия. Напрасно со
слезами умолял святой Евфимий сво-
его наставника: «Не удаляй меня,
отче, от пребывания с тобою, тяжело
мне жить с чужими». «Всюду Господ-
ня земля, а непослушания бойся»,?
напутствовал своего ученика святой
Дионисий. По дороге в Суздаль, не
доходя 5 верст до Гороховца, в краси-
вом месте на берегу озера, располо-
женного в дремучем лесу, положил
преподобный Евфимий, по благосло-
вению своего прежнего наставника,
основание общежительной пустыни и
храма во имя святителя Василия
Великого. Пустынь эта вплоть до
своего упразднения в 1764 году была
приписной к Спасо-Евфимиеву мона-
стырю. В храме этой пустыни прежде
хранился дорожный посох преподоб-
ного Евфимия. Святитель Иоанн,
епископ Суздальский (память 15 ок-
тября), с искренней радостью и лю-
бовью принял преподобного Евфимия
и сам указал подобающее для основа-
ния обители место, поблизости от
города, на северном крутом берегу
реки Каменки. Все жители города
присутствовали на торжественном ос-
новании новой обители. Святитель
Суздальский Иоанн водрузил крест
на месте, где надлежало быть престо-
лу соборного храма. Храм решено
было освятить в честь Преображения
Господня. Получив благословение
святителя Иоанна, преподобный Ев-
фимий дал обет не оставлять основан-
ной им обители. Взяв топор, обтесал
он у северных врат алтаря подле
святого жертвенника три камня, что-
бы устроить себе гроб. В гроб этот и
было впоследствии (через 52 года)
положено по преставлении его святое
тело. В 1357 году строительство ка-
менного храма было завершено. Свя-
титель Иоанн торжественно освятил
храм. Преподобный Евфимий был
возведен им в сан архимандрита.
Однажды князь Суздальский Борис
Константинович в престольный
праздник Преображения Господня,
когда святитель Иоанн совершал Бо-
жественную литургию, видел в алта-
ре Ангела Господня, сослужившего
Иоанну и Евфимию. Монастырь бы-
стро разрастался. Скоро в нем собра-
лось более 300 иноков. По благослове-
нию святителя Иоанна преподобный
Евфимий построил в обители храм во
имя преподобного Иоанна Лествич-
ника, и затем к нему была пристро-
ена каменная трапезная, куда в
зимнее время иноки могли собирать-
ся для молитвы и вкушения пиши.
Впоследствии блаженный Евфимий
возвел в обители деревянный храм во
имя святителя Николая Чудотворца,
а также больницу и хозяйственные
строения. В память о спасении во
время бури на Волге князя Суздаль-
ского Андрея Константиновича пре-
подобным Евфимием в 1364 году был
основан в Суздале, на левом берегу
реки Каменки, Покровский женский
монастырь. Первой настоятельницей
его стала родственница преподобного
Евфимия, постриженица другой Суз-
дальской обители. Преподобный Ев-
фимий отличался строгой подвижни-
ческой жизнью. Как и Преподобный
Сергий Радонежский, он носил про-
стую иноческую одежду. В Преобра-
женском Евфимиевом монастыре
хранились (вместе с посохом, митрой
и медным крестом) тяжелые вериги,
которые преподобный тайно носил
под одеждой, для изнурения плоти.
Строгим и нелицеприятным был он и
к себе, и к другим. По словам пролож-
ного жития: «И так начал пасти стадо
свое добре и богоугодне, в послуша-
нии быть без роптания, в любви же
нелицемерной и целомудрии и в
нестяжании, никому же свое что
иметь, но чтобы все у них было общее.
Если же у кого узнавал имелось
что-нибудь, на того налагал епи-
тимью. И в церкви беседовать друг с
другом не позволял. На трапезе мол-
чание всегда соблюдать повелевал,
встающим же от трапезы в келлии
свои отходить с молчанием повелевал
и не уклоняться ни в какие беседы.