80
Месяц апрель
Духа Святого, и песнопения твои да
усладят вселенную». Сказав это, апо-
стол Варфоломей стал невидим. Уста
преподобного Иосифа вдруг духовно
отверзлись, он исполнился особой
благодати и неизреченной радости.
Споспешествуемый Духом Святым, с
легкостью написал он канон святому
апостолу, а потом и другим угодни-
кам Вожиим. В их сонме сиял и
святитель Николай Чудотворец, кото-
рого преподобный Иосиф почтил тор-
жественными песнопениями, и Сама
Пречистая Богоматерь. Так препо-
добный Иосиф украсил Святую Цер-
ковь «песньми красными», за что и
получил от нее имя Иосифа-
песнописца.
Испытания, выпавшие на долю
преподобного, еще не кончились.
Во время царствования Феофила-
иконоборца святой йосиф-песно-
писец вновь был изгнан за сме-
лое исповедничество и открытое
обличение ереси, на этот раз в Хер-
сон. Здесь преподобный Иосиф пре-
бывал в узах до смерти злочестивого
императора, продолжая славословить
Господа, смиренно и безропотно пре-
терпевая страдания. Смерть еретика
и воцарение императрицы Феодоры
возвратили Иосифа из изгнания в
Константинополь, где, по настоянию
Патриарха Игнатия, он стал сосудо-
хранителем собора в честь Святой
Софии, Премудрости Божией. Через
некоторое время преподобный Иосиф
вновь стал жертвой неправедного
притеснителя, преследуемый на сей
раз за открытое обличение брата
императрицы Варды в незаконном
сожительстве. Смерть Варды избави-
ла преподобного Иосифа от уз. Патри-
арх Фотий поставил его духовником
константинопольского клира, именуя
святого Иосифа-песнописца не иначе
как «человеком, Божиим», ан-
гелом во плоти и отцем отцов. За свою
многотрудную скитальческую и стра-
дальческую жизнь, за время своего
стойкого и верного исповедничества
Христовых истин преподобный
Иосиф стяжал не только духовный
опыт иноческого внутреннего дела-
ния, не только глубинное знание
души человеческой, но и благодат-
ный дар прозорливости. Исповедуя
того или иного человека, преподоб-
ный Иосиф видел, как на ладони, его
грехи, порой скрываемые неосознан-
но или по ложному стыду. Святой
отец умел так размягчить сердце
грешника, что оно исполнялось слеза-
ми истинного покаяния, и человек
уходил с исповеди обновленным, уми-
ленным и готовым к благодатной
жизни в Господе Иисусе Христе.
Преподобный Иосиф не только не
утаил дарованные ему Господом та-
ланты, но приумножил их, посвятив
свой дар литургическому и гимногра-
фическому творчеству. Феофан, один
из учеников святого Иосифа-
песнописца, свидетельствует о той
легкости и свободе, с какой преподоб-
ный составлял святые песни: каза-
лось, он «не сочиняет новое, а припо-
минает забытое». Перу преподобного
принадлежат труды, вошедшие в
Триоди ? Постную и Цветную, в Ми-
неи и Октоих. Он написал 30 трипес-
нцев, 6 четверопеснцев и 175 кано-
нов, то есть почти половину всех
произведений подобного рода, вошед-
ших в Богослужебные книги: наибо-
лее известные из них ? канон Бо-
жией Матери, при Акафисте, канон
на Вознесение Христово, канон Пока-
янный из Октоиха. В жизни препо-
добного Иосифа, равно как и в его
творениях сияет нам свет Христов,
просвещая помраченные помыслы и
укрепляя слабые души. Многое было
дано Господом святому Иосифу-
песнописцу, многое было ему откры-
то, в том числе и срок его земной
жизни. Он уже знал о своей кончине,
постигшей его на Светлой седмице
883 года. Еще в Великую пятницу
преподобный Иосиф составил опись
всего вверенного ему церковного иму-
щества и отослал ее Святейшему
Патриарху Фотию. Сам же, готовясь
отойти ко Господу, причастился Свя-
тых Христовых Тайн и, воздев к Не-
бу руки свои, со светлым и радостным
лицом предал Богу свою святую ду-
шу. Один из друзей преподобного,
находившийся неподалеку от места,
где почил святой Иосиф-песнописец,
сподобился увидеть, как лики святых
во главе с Божией Матерью встреча-
ли его душу и сопровождали ее
отшествие от земли на Небо. Это
были лики тех святых, жизнь и
страдания которых преподобный
Иосиф прославил в своих духовных
песнопениях.