![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
80
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
Духа Святого, и песнопения твои да
усладят вселенную». Сказав это, апо- стол Варфоломей стал невидим. Уста преподобного Иосифа вдруг духовно отверзлись, он исполнился особой благодати и неизреченной радости. Споспешествуемый Духом Святым, с легкостью написал он канон святому апостолу, а потом и другим угодни- кам Вожиим. В их сонме сиял и святитель Николай Чудотворец, кото- рого преподобный Иосиф почтил тор- жественными песнопениями, и Сама Пречистая Богоматерь. Так препо- добный Иосиф украсил Святую Цер- ковь «песньми красными», за что и получил от нее имя Иосифа- песнописца. Испытания, выпавшие на долю
преподобного, еще не кончились. Во время царствования Феофила- иконоборца святой йосиф-песно- писец вновь был изгнан за сме- лое исповедничество и открытое обличение ереси, на этот раз в Хер- сон. Здесь преподобный Иосиф пре- бывал в узах до смерти злочестивого императора, продолжая славословить Господа, смиренно и безропотно пре- терпевая страдания. Смерть еретика и воцарение императрицы Феодоры возвратили Иосифа из изгнания в Константинополь, где, по настоянию Патриарха Игнатия, он стал сосудо- хранителем собора в честь Святой Софии, Премудрости Божией. Через некоторое время преподобный Иосиф вновь стал жертвой неправедного притеснителя, преследуемый на сей раз за открытое обличение брата императрицы Варды в незаконном сожительстве. Смерть Варды избави- ла преподобного Иосифа от уз. Патри- арх Фотий поставил его духовником константинопольского клира, именуя святого Иосифа-песнописца не иначе как «человеком, Божиим», ан- гелом во плоти и отцем отцов. За свою многотрудную скитальческую и стра- дальческую жизнь, за время своего стойкого и верного исповедничества Христовых истин преподобный Иосиф стяжал не только духовный опыт иноческого внутреннего дела- ния, не только глубинное знание души человеческой, но и благодат- ный дар прозорливости. Исповедуя того или иного человека, преподоб- ный Иосиф видел, как на ладони, его |
грехи, порой скрываемые неосознан-
но или по ложному стыду. Святой отец умел так размягчить сердце грешника, что оно исполнялось слеза- ми истинного покаяния, и человек уходил с исповеди обновленным, уми- ленным и готовым к благодатной жизни в Господе Иисусе Христе. Преподобный Иосиф не только не
утаил дарованные ему Господом та- ланты, но приумножил их, посвятив свой дар литургическому и гимногра- фическому творчеству. Феофан, один из учеников святого Иосифа- песнописца, свидетельствует о той легкости и свободе, с какой преподоб- ный составлял святые песни: каза- лось, он «не сочиняет новое, а припо- минает забытое». Перу преподобного принадлежат труды, вошедшие в Триоди ? Постную и Цветную, в Ми- неи и Октоих. Он написал 30 трипес- нцев, 6 четверопеснцев и 175 кано- нов, то есть почти половину всех произведений подобного рода, вошед- ших в Богослужебные книги: наибо- лее известные из них ? канон Бо- жией Матери, при Акафисте, канон на Вознесение Христово, канон Пока- янный из Октоиха. В жизни препо- добного Иосифа, равно как и в его творениях сияет нам свет Христов, просвещая помраченные помыслы и укрепляя слабые души. Многое было дано Господом святому Иосифу- песнописцу, многое было ему откры- то, в том числе и срок его земной жизни. Он уже знал о своей кончине, постигшей его на Светлой седмице 883 года. Еще в Великую пятницу преподобный Иосиф составил опись всего вверенного ему церковного иму- щества и отослал ее Святейшему Патриарху Фотию. Сам же, готовясь отойти ко Господу, причастился Свя- тых Христовых Тайн и, воздев к Не- бу руки свои, со светлым и радостным лицом предал Богу свою святую ду- шу. Один из друзей преподобного, находившийся неподалеку от места, где почил святой Иосиф-песнописец, сподобился увидеть, как лики святых во главе с Божией Матерью встреча- ли его душу и сопровождали ее отшествие от земли на Небо. Это были лики тех святых, жизнь и страдания которых преподобный Иосиф прославил в своих духовных песнопениях. |
||
|
|||