26-й день
219
Святитель Стефан, епископ
Великопермский, родился около
1346 года в Великом Устюге. Его отец
Симеон служил причетчиком собор-
ной церкви. О матери святого изве-
стно предание, согласно которому ее,
трехлетнюю девочку, однажды встре-
тил на церковной паперти святой
старец Прокопий Устюжский. Покло-
нившись ей до земли, он сказал: «Вот
идет мать Стефана, епископа Перм-
ского, который будет великим между
слугами Божьими». В детские годы
святой Стефан был научен молитве и
послушанию. Отданный в «научение
книжное», он удивлял своими способ-
ностями. Свободное от занятий время
мальчик любил посвящать чтению
Священного Писания. Через год он
стал чтецом в соборной церкви. Как и
многие северные русские города, Ве-
ликий Устюг был в то время богатым
торговым городом.
Вокруг него в густых лесах были
расположены поселения, в которых
жили языческие племена зырян или
западных пермяков. «Пермская стра-
на», обширная территория между
реками Печорою и Двиною, в вер-
ховьях Камы и Вычегды, находилась
в зависимости от Новгорода Велико-
го, а по мере усиления Московского
княжества ? от Москвы. Занимаясь
охотой, зыряне жили довольно обособ-
ленно, но вели оживленную торговлю
с русскими городами, в особенности с
Великим Устюгом. Общаясь с зыряна-
ми, юный Стефан в совершенстве
овладел их языком. К этому времени
юноша окончательно решил оставить
мирскую жизнь и посвятить себя
служению Богу. Родители со слезами
радости отпустили сына. По благосло-
вению Ростовского епископа Парфе-
ния, в монастыре во имя святителя
Григория Богослова, славившемся
своими образованными монахами, в
1365 году был совершен монашеский
постриг молодого послушника с наре-
чением ему имени Стефан.
С усердием углубился инок в
изучение Священного Писания. Ча-
стые беседы с кем-либо из духовно
опытных, умудренных книжной уче-
ностью монахов, занятия греческим
языком, который он вскоре достаточ-
но хорошо усвоил, помогли святому
Стефану в его духовном возрастании
и богословском образовании. Препо-
добный Епифаний Премудрый, буду-
щий жизнеописатель святого Стефа-
на, а в то время его собрат по
монастырю, повествует о постоянных
совместных беседах, посвященных
толкованию Священного Писания и
изъяснению творений святых отцов. В
монастыре святой Стефан написал
несколько произведений, свидетель-
ствовавших о любви к богомыелию и
глубоких знаниях автора (до наших
дней не сохранились). Первым прихо-
дил святой Стефан к богослужению в
храм и позже всех покидал его,
подолгу молился, все более и более
восходил в подвигах иноческого жи-
тия, преуспевая в добродетелях, сми-
рении и любви.
Стремление просветить светом
Христовой истины язычников-зьфян,
с детства жившее в его сердце,
воодушевило святого Стефана на осо-
бый подвиг. Он создал для зырян
письменность, которой они не имели,
в качестве алфавита используя зы-
рянские знаки на дереве, посредством
которых охотники вели свою торгов-
лю. С помощью созданной азбуки
(состоявшей из 24 букв) святой Сте-
фан перевел на зырянский язык
богослужебные книги и частично
Священное Писание. К концу своего
десятилетнего пребывания в мона-
стыре (около 1375 года), чувствуя
себя уже достаточно подготовленным
к делу Евангельской проповеди, свя-
той Стефан отправился в Москву за
благословением. К тому времени свя-
тителя Алексия, Митрополита Мос-
ковского, особенно заботившегося о
распространении Христовой веры
среди народов отдаленных окраин
Руси, уже не было в живых. Управи-
телем митрополии был архимандрит
Симонова монастьфя Михаил (Ми-
тяй). Поняв важность задуманного
молодым иеродиаконом просвети-
тельского дела, он испросил у велико-
го князя охранные грамоты для свя-
того Стефана и направил его к
епископу Коломенскому Герасиму.
После долгих бесед со Стефаном
Преосвященный Герасим рукополо-
жил его во иеромонаха и благословил
на миссионерское служение. Снаб-
женный антиминсами, миром, части-
цами святых мощей, а также необхо-
димой для богослужения церковной
утварью, святой Стефан отправился
на родину, чтобы проститься с роди-
телями. Осенью 1379 года святой