![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
26-й день
|
219
|
||
|
|||
Святитель Стефан, епископ
Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком собор- ной церкви. О матери святого изве- стно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встре- тил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский. Покло- нившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Перм- ского, который будет великим между слугами Божьими». В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книжное», он удивлял своими способ- ностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Через год он стал чтецом в соборной церкви. Как и многие северные русские города, Ве- ликий Устюг был в то время богатым торговым городом. Вокруг него в густых лесах были
расположены поселения, в которых жили языческие племена зырян или западных пермяков. «Пермская стра- на», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в вер- ховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Велико- го, а по мере усиления Московского княжества ? от Москвы. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособ- ленно, но вели оживленную торговлю с русскими городами, в особенности с Великим Устюгом. Общаясь с зыряна- ми, юный Стефан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына. По благосло- вению Ростовского епископа Парфе- ния, в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными монахами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наре- чением ему имени Стефан. С усердием углубился инок в
изучение Священного Писания. Ча- стые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной уче- ностью монахов, занятия греческим языком, который он вскоре достаточ- но хорошо усвоил, помогли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образовании. Препо- добный Епифаний Премудрый, буду- |
щий жизнеописатель святого Стефа-
на, а в то время его собрат по монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов. В монастыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетель- ствовавших о любви к богомыелию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились). Первым прихо- дил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жи- тия, преуспевая в добродетелях, сми- рении и любви. Стремление просветить светом
Христовой истины язычников-зьфян, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на осо- бый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зы- рянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торгов- лю. С помощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Сте- фан перевел на зырянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в мона- стыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу Евангельской проповеди, свя- той Стефан отправился в Москву за благословением. К тому времени свя- тителя Алексия, Митрополита Мос- ковского, особенно заботившегося о распространении Христовой веры среди народов отдаленных окраин Руси, уже не было в живых. Управи- телем митрополии был архимандрит Симонова монастьфя Михаил (Ми- тяй). Поняв важность задуманного молодым иеродиаконом просвети- тельского дела, он испросил у велико- го князя охранные грамоты для свя- того Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Стефаном Преосвященный Герасим рукополо- жил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение. Снаб- женный антиминсами, миром, части- цами святых мощей, а также необхо- димой для богослужения церковной утварью, святой Стефан отправился на родину, чтобы проститься с роди- телями. Осенью 1379 года святой |
||
|
|||