220
Месяц апрель
Стефан отправился в Пермскую зем-
лю. Язычники-зыряне поклонялись
стихиям (воде и огню), зверям и
деревьям; главным их божеством бы-
ла «Золотая баба»?каменный идол,
которому приносилась в жертву луч-
шая часть добычи. Особым влиянием
у зырян пользовались жрецы или
волхвы, державшие в страхе и подчи-
нении народ. Смерть ожидала каждо-
го, кто осмелился бы коснуться их
языческих верований. Положение
для проповедника осложнялось еще и
тем, что алчные великокняжеские
сборщики дани озлобили зырян, по-
этому все, что исходило из Москвы,
казалось зырянам враждебным. Пы-
рас (ныне город Котлас) стал первым
селением, в котором святой Стефан
начал свою проповедь. Жители его
чаще бывали в Устюге и общались с
русскими. Когда они услышали, что
инородец прекрасно говорит на их
родном языке, то оказали ему госте-
приимство.
Поначалу миссионерство святого
Стефана не имело успеха. Непривыч-
но и страшно было сльппать зырянам,
что их боги?ложные и бесполезные
истуканы, созданные людьми, и что
есть лишь один истинный Бог?
Творец всего сущего, воплотившийся
на земле, Имя Которому ? Христос.
Жители селения всячески старались
помешать святому Стефану, а одна-
жды, по наущению волхвов, предпри-
няли даже попытку сжечь его. Но
кротость, терпение и любовь, а также
всецелая преданность воле Божией, с
которыми выносил святой Стефан все
испытания, тронула наконец их
сердца. Покоренные его личностью,
убедительностью и простотой доводов
в пользу новой веры, почти все
жители Пыраса, кроме нескольких
наиболее упорных язычников, приня-
ли Святое Крещение.
Святой Стефан выбрал себе из
новокрещенных зырян нескольких
спутников и отправился с ними далее
вверх по течению Вычегды. В
дом из селений, где останавливался и
проповедовал святой Стефан, он при-
водил язычников к вере Христовой,
За короткое время святой Стефан
крестил жителей селений от Пыраса
до Усть-Гама и везде ставил кресты и
часовни, как самые понятные для
новообращенных символы. В Усть-
Гаме, большом зырянском селении,
где находилась главная кумирница с
особо почитавшимися идолами и где
преимущественно жили жрецы, свя-
той Стефан подвергся наибольшей
опасности. Испуганные успехами его
проповеди, в которой усматривали
угрозу своему могуществу, жрецы
возбудили в народе вражду к свято-
му. Как только святой Стефан по-
явился в селении, навстречу ему
бросилась разъяренная толпа. Но
кроткое лицо и дружелюбная речь на
их родном языке обезоружили напа-
давших, и они невольно стали слу-
шать, что говорил им пришелец.
Святой Стефан знал, что, поклоняясь
идолам, зыряне верили в существова-
ние некоего могущественного духа,
который все сотворил, но которому
они недостойны поклоняться. Это
неясное верование использовал свя-
той Стефан, чтобы как можно доход-
чивее объяснить зырянам основы
Христовой веры. Считая, что лучшим
доказательством бессилия языческих
богов будет уничтожение идолов и
кумирниц, он поджег кумирню, где
стояла так называемая «Золотая
баба>^.
Когда жители Усть-Гама с топора-
ми и кольями бросились на святого
Стефана, он, подняв руки к небу, со
слезами молился о прозрении заблуд-
ших. Никто из зырян не решился
напасть на него. Природная кротость
этих людей отмечена иноком Епифа-
нием Премудрым: «Обычай лих
имать не творить начало бою». Так,
сопровождаемый трудностями и опас-
ностями, продвигался святой Стефан
в глубь Пермской земли, убеждая
словом, сокрушая идолов и кумирни,
все новых и новых язычников обра-
щая в христианство. Решающим мо-
ментом его миссионерской деятельно-
сти явилось столкновение с Памой,
главным зырянским жрецом. Пыта-
ясь поколебать у своих подопечных
уважение к святому Стефану, Пама
предложил ему пройти сквозь огонь и
тем доказать на деле существование
проповедуемого им Бога. Когда же
смиренный инок, помолившись, ре-
шился подвергнуть себя жестокому
испытанию и предложил Паме после-
довать за ним, то Пама проявил
малодушие и в страхе отступил.
После этого началось обращение
многочисленных зырян ко Христу:
реки Вымь и Вычегда ежедневно