|
|||
220
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
Стефан отправился в Пермскую зем-
лю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством бы- ла «Золотая баба»?каменный идол, которому приносилась в жертву луч- шая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчи- нении народ. Смерть ожидала каждо- го, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, по- этому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пы- рас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему госте- приимство. Поначалу миссионерство святого
Стефана не имело успеха. Непривыч- но и страшно было сльппать зырянам, что их боги?ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог? Творец всего сущего, воплотившийся на земле, Имя Которому ? Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а одна- жды, по наущению волхвов, предпри- няли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приня- ли Святое Крещение. Святой Стефан выбрал себе из
новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В дом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он при- водил язычников к вере Христовой, За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. В Усть- Гаме, большом зырянском селении, |
где находилась главная кумирница с
особо почитавшимися идолами и где преимущественно жили жрецы, свя- той Стефан подвергся наибольшей опасности. Испуганные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбудили в народе вражду к свято- му. Как только святой Стефан по- явился в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа. Но кроткое лицо и дружелюбная речь на их родном языке обезоружили напа- давших, и они невольно стали слу- шать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существова- ние некоего могущественного духа, который все сотворил, но которому они недостойны поклоняться. Это неясное верование использовал свя- той Стефан, чтобы как можно доход- чивее объяснить зырянам основы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба>^. Когда жители Усть-Гама с топора-
ми и кольями бросились на святого Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблуд- ших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифа- нием Премудрым: «Обычай лих имать не творить начало бою». Так, сопровождаемый трудностями и опас- ностями, продвигался святой Стефан в глубь Пермской земли, убеждая словом, сокрушая идолов и кумирни, все новых и новых язычников обра- щая в христианство. Решающим мо- ментом его миссионерской деятельно- сти явилось столкновение с Памой, главным зырянским жрецом. Пыта- ясь поколебать у своих подопечных уважение к святому Стефану, Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, ре- шился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме после- довать за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил. После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда ежедневно |
||
|
|||