![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
26-й день
|
221
|
||
|
|||
становились купелью для множества
крещаемых. Неоценимы заслуги святого Сте-
фана в строительстве Божиих храмов на Пермской земле. Первой построен- ной им церковью стал храм в честь Благовещения Пресвятой Богороди- цы в устье реки Выми. Затем в селе Усть-Выми были построены еще два храма во имя Святителя Николая Чудотворца и во имя Архангела Михаила. Храмы обыкновенно возво- дились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослу- жение совершалось на зырянском языке. Святой Стефан учил креще- ных созданной им грамоте, с по- мощью которой они читали Еванге- лие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения бы- ло учреждено училище, где занима- лись будущие пастыри?зыряне. Та- ким образом, вместе со светом Хри- стова учения местные жители приоб- щались к культуре и просвещению. Жители Великого Устюга, узнав об успехах апостольской проповеди их земляка, вкладывали пожертвования на строительство храмов, а некоторые священнослужители становились по- мощниками пермского просветителя. По истечении четырех лет мисси- онерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян. Собор русских архипастырей и
великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1"1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме митрополи- том Пименом была совершена епископская хиротония святого Сте- фана. Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при собор- ном храме Благовещения архиерей- скую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского. Впоследствии им бы- ли построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов. Своей епископской властью святи- тель Стефан защищал местное насе- |
ление от частых нашествии новгород-
ских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападе- ний на зырян. Спустя четыре года святитель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Димитриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая. Святителя Стефана связывала ду-
ховная дружба с Преподобным Серги- ем Радонежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонеж- скому подвижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени. Находясь в 10-ти верстах от монасты- ря Преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Препо- добный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помолил- ся и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуй- ся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святи- теля Стефана Пермского и Преподоб- ного Сергия Радонежского свидетель- ствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на брат- ской трапезе в Троице-Сергиевой Лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающи- еся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Правос- лавной Церкви. Несмотря на отда- ленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святитель Стефан вновь отправился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подломлено 18-летними из- нурительными трудами и подвигами, и хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше сво- его возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в кремлевской вели- кокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. |
||
|
|||