26-й день
221
становились купелью для множества
крещаемых.
Неоценимы заслуги святого Сте-
фана в строительстве Божиих храмов
на Пермской земле. Первой построен-
ной им церковью стал храм в честь
Благовещения Пресвятой Богороди-
цы в устье реки Выми. Затем в селе
Усть-Выми были построены еще два
храма во имя Святителя Николая
Чудотворца и во имя Архангела
Михаила. Храмы обыкновенно возво-
дились святым Стефаном на тех
местах, где ранее стояли языческие
идолы и кумирни. Придавая большое
значение благолепию храмов, святой
Стефан украшал их иконами, часть
которых была написана им самим. Во
всех построенных им храмах богослу-
жение совершалось на зырянском
языке. Святой Стефан учил креще-
ных созданной им грамоте, с по-
мощью которой они читали Еванге-
лие, Псалтирь, Часослов и другие
переведенные на зырянский язык
книги. При храме Благовещения бы-
ло учреждено училище, где занима-
лись будущие пастыри?зыряне. Та-
ким образом, вместе со светом Хри-
стова учения местные жители приоб-
щались к культуре и просвещению.
Жители Великого Устюга, узнав об
успехах апостольской проповеди их
земляка, вкладывали пожертвования
на строительство храмов, а некоторые
священнослужители становились по-
мощниками пермского просветителя.
По истечении четырех лет мисси-
онерской деятельности иеромонах
Стефан отправился в Москву, чтобы
решить вопрос о епископе для зырян.
Собор русских архипастырей и
великий князь Димитрий Иоаннович
Донской (1"1389) постановили, что
первым архиереем новообращенной
Пермской земли должен стать сам
святой Стефан. Зимой 1383 года во
Владимире-на-Клязьме митрополи-
том Пименом была совершена
епископская хиротония святого Сте-
фана. Возвратившись в Усть-Вымь,
святитель Стефан учредил при собор-
ном храме Благовещения архиерей-
скую кафедру и первый в тех краях
монастырь, получивший название
Архангельского. Впоследствии им бы-
ли построены еще три монастыря и
несколько странноприимных домов.
Своей епископской властью святи-
тель Стефан защищал местное насе-
ление от частых нашествии новгород-
ских «ушкуйников». В 1386 году он
предпринял поездку в Новгород, где
содействовал прекращению нападе-
ний на зырян. Спустя четыре года
святитель Стефан вновь отправился в
Москву, где получил у великого князя
Василия Димитриевича льготы для
Пермской земли, пострадавшей от
неурожая.
Святителя Стефана связывала ду-
ховная дружба с Преподобным Серги-
ем Радонежским. Святитель Стефан с
благоговением относился к Радонеж-
скому подвижнику и очень желал
повидаться с ним на пути из Пермской
земли, но не смог исполнить своего
желания из-за недостатка времени.
Находясь в 10-ти верстах от монасты-
ря Преподобного Сергия, святитель
Стефан обратился в сторону обители
и с молитвой и поклоном произнес:
«Мир тебе, духовный брате!» Препо-
добный Сергий, сидевший вместе с
братией за трапезой, встал, помолил-
ся и, поклонившись в ту сторону, где
проезжал святитель, ответил: «Радуй-
ся и ты, пастырю стада Христова, и
мир Божий да пребывает с тобой!» Об
этой глубокой духовной связи святи-
теля Стефана Пермского и Преподоб-
ного Сергия Радонежского свидетель-
ствует
совершаемая и ныне особая
повседневная молитва к ним на брат-
ской трапезе в Троице-Сергиевой
Лавре. Богословская образованность
Пермского епископа и его выдающи-
еся личные качества создали ему
высокий авторитет в Русской Правос-
лавной Церкви. Несмотря на отда-
ленность его епархии, великие князья
и митрополиты часто вызывали его в
Москву для совета или участия в
церковных Соборах. В начале
1396 года, по приглашению святого
митрополита Московского Киприана,
святитель Стефан вновь отправился в
Москву. Здесь он заболел: здоровье
его было подломлено 18-летними из-
нурительными трудами и подвигами,
и хотя ему было всего пятьдесят лет,
выглядел он значительно старше сво-
его возраста. 26 апреля 1396 года
святитель Стефан мирно скончался.
Он был погребен в кремлевской вели-
кокняжеской обители, в соборе Спаса
на Бору. В XVI столетии Русская
Православная Церковь причислила
епископа Пермского Стефана к лику
святых.