26-й день
227
куплена страшно Отцу Ипостасное Слово, / Егоже
плотское подобие почитаем.
Песнь 9
Ирмос: Ева убо недугом преслушания клятву
вселила есть;/ Ты же, Дево Богородице, / прозябе-
нием чревоношения/ мйрови благословение проц-
вела еси./ Тем Тя вси величаем.
В пристанище яве устремився, преелавне, / тре-
волнения бури йдольския прешел еси Божествен-
ным окормлением Духа,/ с Вышними ликуя сила-
ми./ Помяни, блаженне, чтущия тя.
Божественне ликуя, Васйлие славне, со Ангелы /
победная у Престола всех Бога же и Владыки,/
радуяся, мйлостивно назираеши нас / яко пастырь
и святитель, поющия тя.
Богородичен: Безсеменно Безначальнаго Сына
рождши, Бога Слова, Мати Дево,/ все обновила
еси естество наше, обетшавшее прегрешением
преступления. / Темже Тя, Владычице, непрестан-
но величаем.
Священномученик Василий,
епископ Амасийский
(город на се-
вере Малой Азии, столица провинции
Понт; ныне г. Амасья на территории
Турции), пострадал около 323 года в
период гонений, воздвигнутых на
христиан императором Ликинием
(320?323). Святитель Василий был
весьма деятельным иерархом?
заботился о построении новых хра-
мов, об устроении христианских
школ, о благотворном влиянии Свя-
той Церкви на общественную жизнь.
Одновременно он содействовал ду-
ховному устроению Церкви, очище-
нию ее
от арианской ереси, уча-
ствовал в двух Поместных Соборах,
где твердо отстаивал православие
(труды святителя Василия Амасий-
ского не сохранились, но его правос-
лавные воззрения излагает святитель
Афанасий Великий в своей Первой
речи против ариан).
Церковное предание сохранило в
подробностях историю мученичества
святителя Василия Амасийского. Им-
ператор Лициний, обратившийся к
идолопоклонству, стал на путь нрав-
ственной разнузданности и разврата.
Он отнимал жен у богатых и знатных
людей и брал их себе в наложницы
или отдавал на поругание своим
рабам. В числе придворных его жены
императрицы Констанции (едино-
кровной сестры императора Констан-
тина Великого) была знатная и благо-
честивая девушка-христианка, родом
из Италии, по имени Глафира. Когда
Лициний хотел посягнуть на ее не-
винность, она рассказала об этом
императрице, которая также была
христианкой. Констанция отнеслась к
ней с участием и, снабдив деньгами,
отослала в Амасию. Здесь Глафира
познакомилась с епископом Васили-
ем, а свои деньги пожертвовала на
построение нового храма. Вскоре она
послала письмо императрице, уве-
домляя о себе, и просила средств на
строительство храма. Письмо было
перехвачено и представлено Лици-
нию, который распорядился схватить
и привести к себе Глафиру и еписко-
па Василия. По воле Божией, блажен-
ная дева Глафира скончалась в Ама-
сии еще раньше, чем было получено
императорское повеление. Святитель
Василий был приведен стражей к