|
|||
228
|
Месяц апрель
|
||
|
|||
императору, за ним следовали два его
ученика, диаконы Парфений и Фе- отим. Он был обвинен в помощи Глафире, а главное преступление святителя Василия, по мнению Лици- ния, заключалось в служении Христу Богу. Святого заключили в темницу, а его диаконы нашли приют у благо- честивого никомидийского христи- анина Елпидифора. Стражники за деньги позволяли им посещать, вме- сте с Елпидифором, своего епископа и проводить с ним длительное время. Святитель Василий знал, что его ожидает мученическая смерть, и пос- леднее попечение его было о Церкви; он назначил себе преемника на Ама- сийской кафедре, преподал послед- ние наставления своим ученикам и завещал Елпидифору быть с ними и поддерживать их. Он предсказал, что тело его вернется в родной город Амасиго; предсказал он и род своей смерти, ибо, когда пел псалмы, то слова: «Аще вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138, 9?10),? он повторил трижды со сле- зами. Действительно впоследствии Лициний приказал разрезать их тела на куски и бросить в море на съедение рыбам (Евсевий Памфил, епископ Кесарийский. «Церковная история»). Через некоторое время святителя Ва- силия привели на допрос к императо- ру. По делу девицы Глафиры он легко мог оправдаться ? все его преступле- ние состояло в том, что он не донес на нее. Но Лициний велел вновь заклю- чить его в темницу, пытался угово- рить его отречься от Христа. С этой целью он послал к нему одного из своих военачальников, предлагая в награду за отречение закрыть дело о Глафире и сделать его верховным жрецом Никомидии. Святитель Васи- лий отверг посулы Лициния и совето- вал императору, пока не поздно, покаяться и возвратиться ко Христу. Когда Лицинию был передан ответ святителя, он сразу стал угрожать смертью, однако святитель с радо- стью избрал этот скорбный путь. Священномученика Василия повели на казнь, за ним шли Елпидифор с |
двумя диаконами и еще несколько
христиан. Перед казнью Елпидифор дал денег воинам, которые позволили епископу в последний раз побеседо- вать с ближними. Святитель Василий преклонил колена и молился Господу о сохранении и умножении стада церковного, а также о единодушии в Церкви. Наконец, с любовью простил- ся с Елпидифором и учениками сво- ими. Затем обратился к спекулятору (надзирателю за казнью) со словами: «Друг, делай, что тебе приказано», спокойно стал под удар меча и при- нял венец жизни вечной. Когда казнь совершилась, Елпи-
дифор просил тело святого, но полу- чил отказ. Тело святого и его усечен- ную главу положили в рыбачью лод- ку, отплыли от берега и бросили в море. Среди христиан, бывших свиде- телями подвига мученика, был и никомидийский пресвитер Иоанн, впоследствии написавший его житие. В ту же ночь Елпидифору во сне явился Ангел и сказал: «Епископ Василий пришел в Синоп и там вас ожидает». Это сновидение повтори- лось в течение одной ночи трижды. Пробудившийся Елпидифор расспро- сил, где находится Синоп (город в Малой Азии, на берегу Черного моря, мыс Инджебурун). Вместе с диакона- ми Парфением и Феотимом он нанял корабль и приплыл в Синоп, здесь Елпидифору вновь явился во сне Ангел и указал: «Справа от города закиньте сети, и обретете искомую вами жемчужину». Так была найдена глава святителя, чудесным образом сросшаяся с телом, о чем свидетель- ствовал оставшийся шрам. Мощи святителя Василия были перевезены в Амасию и погребены в построенном им храме. Литература
1. Евсевий Памфил, епископ
Кесарийский. Сочинения. 2-е изд., т. 1, СПб., 1858. 2. Лактанций. Творения. Пер.
Е. Карнеева, Т. 2. СПб., 1848. 3. Федорова Е. В. Император-
ский Рим в лицах. М., МГУ, 1979. |
||
|
|||