228
Месяц апрель
императору, за ним следовали два его
ученика, диаконы Парфений и Фе-
отим. Он был обвинен в помощи
Глафире, а главное преступление
святителя Василия, по мнению Лици-
ния, заключалось в служении Христу
Богу. Святого заключили в темницу,
а его диаконы нашли приют у благо-
честивого никомидийского христи-
анина Елпидифора. Стражники за
деньги позволяли им посещать, вме-
сте с Елпидифором, своего епископа и
проводить с ним длительное время.
Святитель Василий знал, что его
ожидает мученическая смерть, и пос-
леднее попечение его было о Церкви;
он назначил себе преемника на Ама-
сийской кафедре, преподал послед-
ние наставления своим ученикам и
завещал Елпидифору быть с ними и
поддерживать их. Он предсказал, что
тело его вернется в родной город
Амасиго; предсказал он и род своей
смерти, ибо, когда пел псалмы, то
слова: «Аще вселюся в последних
моря, и тамо рука Твоя наставит мя,
и удержит мя десница Твоя» (Пс. 138,
9?10),? он повторил трижды со сле-
зами. Действительно впоследствии
Лициний приказал разрезать их тела
на куски и бросить в море на съедение
рыбам (Евсевий Памфил, епископ
Кесарийский. «Церковная история»).
Через некоторое время святителя Ва-
силия привели на допрос к императо-
ру. По делу девицы Глафиры он легко
мог оправдаться ? все его преступле-
ние состояло в том, что он не донес на
нее. Но Лициний велел вновь заклю-
чить его в темницу, пытался угово-
рить его отречься от Христа. С этой
целью он послал к нему одного из
своих военачальников, предлагая в
награду за отречение закрыть дело о
Глафире и сделать его верховным
жрецом Никомидии. Святитель Васи-
лий отверг посулы Лициния и совето-
вал императору, пока не поздно,
покаяться и возвратиться ко Христу.
Когда Лицинию был передан ответ
святителя, он сразу стал угрожать
смертью, однако святитель с радо-
стью избрал этот скорбный путь.
Священномученика Василия повели
на казнь, за ним шли Елпидифор с
двумя диаконами и еще несколько
христиан. Перед казнью Елпидифор
дал денег воинам, которые позволили
епископу в последний раз побеседо-
вать с ближними. Святитель Василий
преклонил колена и молился Господу
о сохранении и умножении стада
церковного, а также о единодушии в
Церкви. Наконец, с любовью простил-
ся с Елпидифором и учениками сво-
ими. Затем обратился к спекулятору
(надзирателю за казнью) со словами:
«Друг, делай, что тебе приказано»,
спокойно стал под удар меча и при-
нял венец жизни вечной.
Когда казнь совершилась, Елпи-
дифор просил тело святого, но полу-
чил отказ. Тело святого и его усечен-
ную главу положили в рыбачью лод-
ку, отплыли от берега и бросили в
море. Среди христиан, бывших свиде-
телями подвига мученика, был и
никомидийский пресвитер Иоанн,
впоследствии написавший его житие.
В ту же ночь Елпидифору во сне
явился Ангел и сказал: «Епископ
Василий пришел в Синоп и там вас
ожидает». Это сновидение повтори-
лось в течение одной ночи трижды.
Пробудившийся Елпидифор расспро-
сил, где находится Синоп (город в
Малой Азии, на берегу Черного моря,
мыс Инджебурун). Вместе с диакона-
ми Парфением и Феотимом он нанял
корабль и приплыл в Синоп, здесь
Елпидифору вновь явился во сне
Ангел и указал: «Справа от города
закиньте сети, и обретете искомую
вами жемчужину». Так была найдена
глава святителя, чудесным образом
сросшаяся с телом, о чем свидетель-
ствовал оставшийся шрам. Мощи
святителя Василия были перевезены
в Амасию и погребены в построенном
им храме.
Литература
1.  Евсевий Памфил, епископ
Кесарийский. Сочинения. 2-е изд.,
т. 1, СПб., 1858.
2.  Лактанций. Творения. Пер.
Е. Карнеева, Т. 2. СПб., 1848.
3.  Федорова Е. В. Император-
ский Рим в лицах. М., МГУ, 1979.