254
Месяц апрель
пророческих сказаний; 3) Слово в
новую Неделю по Пасце, о поновле-
нии Воскресения, и о артосе, и о
Фомине испытании ребр Господних;
4) Слово о снятии тела Христова и о
мироносицех, от сказания Евангель-
ского, и похвала Иосифа, в Неделю
3-ю по Пасце; 5) Слово о расслаблен-
ном от Бытия и от сказания Еван-
гельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
6) Слово о слепце и о зависти жидов,
от сказания Евангельского, в Неделю
5-ю по Пасце; 7) Слово на Вознесение
Господне, в четверток 6-й Недели по
Пасце; от пророческих указаний и о
воскрешении всеродна Адама из ада;
8) Слово на святых отец 318, от
Святых книг, указание о Христе,
Сыне Божием, и похвала отцем свя-
того Никейского Собора, в Неделю
прежде Пентикостии; 9) Притча о
слепом и хромом; 10) Притча о чело-
вечестей душе, и о телеси, и преступ-
лении Божиих заповедей, и о воскре-
сении тела человека, и о будущем
суде, и о муке; 11) Сказания о черно-
ризьчьстем чину, от Ветхого Завета и
Нового, оного образ носяща, а сего
делы свершающа; 12) Повесть к Ва-
силию игумену: притча о белоризце
человеце, и о монашестве, и о души, и
о покаянии; 13) Послание некоего
старца к богоблаженному Василию
архимандриту о ехиме; 14) четыре
молитвы на день воскресный (после
утрени, часов и 2 после вечерни);
15)  четыре молитвы на понедельник;
16)  четыре молитвы на вторник;
17)  пять молитв на среду (после
утрени, часов и 3 после вечерни);
18)  три молитвы на четверг (после
утрени, часов, вечерни); 19) четыре
молитвы на пятницу (после утрени,
часов и 2 после вечерни); 20) шесть
молитв на субботу (2 после утрени, 1
после часов и 3 после вечерни);
21) канон молебный; 22) исповеда-
ние и поминовение. Впоследствии
было открыто «Слово на Просвеще-
ние Господа нашего Иисуса Христа».
Известно, что святитель составил так-
же «Канон великий о покаянии ко
Господу по главам азбуки». Как богос-
лов святитель Кирилл Туровский
свою задачу усматривал в том, чтобы
вскрыть истинный, сокровенный за-
мысл того или иного текста Священ-
ного Писания. Скончался святитель
Кирилл 28 апреля около 1183 года. От
современников он получил именова-
ние русского Златоуста. Сам святи-
тель о себе смиренно говорил: «Я не
жнец, а собираю колосья; я не худож-
ник в книжных делах»,? всегда, од-
нако, сознавая высоту святительского
служения, на которое поставил его
Господь: «Если бы говорил я от себя,
вы делали бы хорошо, не приходя в
храм. Но я возвещаю вам Слово
Господа, читаю вам грамоту Христо-
ву,.. Я раздаю слова Божий, лучшие
золота и дорогих каменьев, более
сладкие, чем мед и сот, и вы лиша-
етесь их, не приходя в церковь... но
вас, приходящих, хвалю и благослов-
ляю».
Литература
Еремин И. П. Литературное на-
следие ■ Кирилла Туровского.? Труды
Отдела древне-русской литературы.
М.?Л., 1955, т. 11; 1956; т. 12; 1957,
т. 13; 1958, т. 15.
ш