17-й день
31
комцев, которые принесли с собой
пищу. Ее хватило до самой весны,
когда вернулся на остров блаженный
Герман. Той же весной преподобный
Зосима вместе с Германом и прибыв-
шим с ним на остров Марком постро-
ил небольшой храм в честь Преобра-
жения Господня на месте, где ему
было чудесное видение светоносного
столпа и небесного храма. В этой
первой на острове деревянной церкви
был устроен придел во имя святителя
Николая Чудотворца. Обнеся храм и
вновь построенные келлии деревян-
ной оградой, иноки положили начало
святой обители, названной ими Спа-
со-Никольской, и учредили в ней
общежительный устав. Постепенно
на Соловецкий остров стали прибы-
вать новые иноки. Число келлии
росло. Тогда преподобный Зосима
направил одного из послушников к
епископу Новгородскому Ионе с
просьбой о поставлении для них игу-
мена и благословении на освящение
новосозданного монастыря. По распо-
ряжению епископа на остров прибыл
иеромонах Павел, который освятил
Соловецкую обитель, но, не выдержав
суровой пустынной жизни, вскоре
оставил братию, сложив с себя игу-
менские обязанности. То же самое
произошло и с присланным новым
игуменом Феодосием. Собравшиеся
на совет братия решили призвать к
игуменскому служению самого препо-
добного Зосиму, который, однако, по
своему великому смирению не давал
на это согласия. Только благослове-
ние архиерея помогло уговорить пре-
подобного. В 1452 году его вызвали в
Новгород для рукоположения в свя-
щенный сан и назначения на игумен-
ство Соловецкой обители. По возвра-
щении из Новгорода, когда преподоб-
ный Зосима совершал свою первую в
монастыре Божественную литургию,
лицо его по благодати Святого Духа
светилось «яко лице Ангелово», а
храм наполнился неизреченным
благоуханием. Постоянно умножав-
шиеся братия строили новые келлии
и воздвигли большой деревянный
храм с трапезной. За алтарем этого
храма в честь Успения Божией Мате-
ри были погребены в 1471 году
торжественно перенесенные нетлен-
ные мощи преподобного Савватия
Соловецкого, покоившиеся на берегу
реки Выги, на месте кончины святого
подвижника. Тем временем мирная
жизнь Соловецкой обители стала все
чаще нарушаться со стороны иновер-
ных народностей, препятствовавших
обычному ведению монастырского хо-
зяйства и рыбной ловле. В поисках
защиты преподобный Зосима отпра-
вился в 1470 году в Новгород к
архиепископу Феофилу с просьбой о
помощи. Простосердечный игумен не
гнушался обходить дома местной бо-
гатой знати и просил содействия и
защиты. Так однажды он пришел в
дом Марфы Борецкой, богатой вдовы
новгородского посадника, которая, од-
нако, грубо его прогнала. Раскаяв-
шись впоследствии, она получила
прощение милосердного угодника Бо-
жия, которому оказала щедрую мате-
риальную поддержку и содействие. В
результате предпринятой поездки в
Новгород преподобному Зосиме уда-
лось получить необходимую защиту
Соловецкой обители от притеснений
и посягательств на ее владения: архи-
епископ и бояре выдали для монасты-
ря охранные грамоты, скрепленные
печатями архиерея, посадника и ты-
сяченачальника, предоставлявшие в
распоряжение святой обители всю
территорию острова. Кроме охранных
грамот преподобный Зосима привез с
собой на Соловецкий остров пожер-
твованные обители церковные сосу-
ды, священнические одежды, золото,
серебро и большое количество продо-
вольствия. Предание сохранило
рассказ об исполнившемся пророче-
стве преподобного Зосимы. Пригла-
шенный на обед к обидевшей его, но
раскаявшейся потом Марфе, препо-
добный ужаснулся при виде за столом
шестерых известных в Новгороде
бояр. На вопрос своего ученика Дани-
ила о причине ужаса, изобразившего-
ся на его лице, игумен Соловецкий
ответил, что предвидит мучениче-
скую кончину бояр, которые виделись
ему сидящими за трапезой обезглав-
ленными. По прошествии нескольких
лет предсказание преподобного Зоси-
мы исполнилось: все шестеро бояр
были за проступки казнены по прика-
зу великого князя Иоанна Ш. Неза-
долго до своей кончины преподобный
Зосима сам выкопал себе могилу и
стал готовиться к смерти, усердно
молясь о благоденствии и преуспева-
нии созданной им обители. Призвав к
себе братию, он предложил им самим