|
|||
17-й день
|
31
|
||
|
|||
комцев, которые принесли с собой
пищу. Ее хватило до самой весны, когда вернулся на остров блаженный Герман. Той же весной преподобный Зосима вместе с Германом и прибыв- шим с ним на остров Марком постро- ил небольшой храм в честь Преобра- жения Господня на месте, где ему было чудесное видение светоносного столпа и небесного храма. В этой первой на острове деревянной церкви был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Обнеся храм и вновь построенные келлии деревян- ной оградой, иноки положили начало святой обители, названной ими Спа- со-Никольской, и учредили в ней общежительный устав. Постепенно на Соловецкий остров стали прибы- вать новые иноки. Число келлии росло. Тогда преподобный Зосима направил одного из послушников к епископу Новгородскому Ионе с просьбой о поставлении для них игу- мена и благословении на освящение новосозданного монастыря. По распо- ряжению епископа на остров прибыл иеромонах Павел, который освятил Соловецкую обитель, но, не выдержав суровой пустынной жизни, вскоре оставил братию, сложив с себя игу- менские обязанности. То же самое произошло и с присланным новым игуменом Феодосием. Собравшиеся на совет братия решили призвать к игуменскому служению самого препо- добного Зосиму, который, однако, по своему великому смирению не давал на это согласия. Только благослове- ние архиерея помогло уговорить пре- подобного. В 1452 году его вызвали в Новгород для рукоположения в свя- щенный сан и назначения на игумен- ство Соловецкой обители. По возвра- щении из Новгорода, когда преподоб- ный Зосима совершал свою первую в монастыре Божественную литургию, лицо его по благодати Святого Духа светилось «яко лице Ангелово», а храм наполнился неизреченным благоуханием. Постоянно умножав- шиеся братия строили новые келлии и воздвигли большой деревянный храм с трапезной. За алтарем этого храма в честь Успения Божией Мате- ри были погребены в 1471 году торжественно перенесенные нетлен- ные мощи преподобного Савватия Соловецкого, покоившиеся на берегу реки Выги, на месте кончины святого |
подвижника. Тем временем мирная
жизнь Соловецкой обители стала все чаще нарушаться со стороны иновер- ных народностей, препятствовавших обычному ведению монастырского хо- зяйства и рыбной ловле. В поисках защиты преподобный Зосима отпра- вился в 1470 году в Новгород к архиепископу Феофилу с просьбой о помощи. Простосердечный игумен не гнушался обходить дома местной бо- гатой знати и просил содействия и защиты. Так однажды он пришел в дом Марфы Борецкой, богатой вдовы новгородского посадника, которая, од- нако, грубо его прогнала. Раскаяв- шись впоследствии, она получила прощение милосердного угодника Бо- жия, которому оказала щедрую мате- риальную поддержку и содействие. В результате предпринятой поездки в Новгород преподобному Зосиме уда- лось получить необходимую защиту Соловецкой обители от притеснений и посягательств на ее владения: архи- епископ и бояре выдали для монасты- ря охранные грамоты, скрепленные печатями архиерея, посадника и ты- сяченачальника, предоставлявшие в распоряжение святой обители всю территорию острова. Кроме охранных грамот преподобный Зосима привез с собой на Соловецкий остров пожер- твованные обители церковные сосу- ды, священнические одежды, золото, серебро и большое количество продо- вольствия. Предание сохранило рассказ об исполнившемся пророче- стве преподобного Зосимы. Пригла- шенный на обед к обидевшей его, но раскаявшейся потом Марфе, препо- добный ужаснулся при виде за столом шестерых известных в Новгороде бояр. На вопрос своего ученика Дани- ила о причине ужаса, изобразившего- ся на его лице, игумен Соловецкий ответил, что предвидит мучениче- скую кончину бояр, которые виделись ему сидящими за трапезой обезглав- ленными. По прошествии нескольких лет предсказание преподобного Зоси- мы исполнилось: все шестеро бояр были за проступки казнены по прика- зу великого князя Иоанна Ш. Неза- долго до своей кончины преподобный Зосима сам выкопал себе могилу и стал готовиться к смерти, усердно молясь о благоденствии и преуспева- нии созданной им обители. Призвав к себе братию, он предложил им самим |
||
|
|||