|
|||
138
|
Месяц август
|
||
|
|||
пришли к пещере, они завалили вход
в нее камнями, чтобы узники, прос- нувшись, погибли от голода и жажды. Двое тайных христиан из стражи написали на оловянных дощечках имена святых отроков и изобразили их страдания. Дощечки были остав- лены при входе в пещеру, чтобы не погибла память о подвиге святых мучеников. Прошло около двух веков; гонения
на христиан кончились. Но Церковь была потрясена еретическими лже- учениями. Одно из еретических дви- жений пришлось на правление импе- ратора Феодосия (408?450). Подобно саддукеям, еретики, в числе которых были и духовные лица, отрицали воскресение мертвых. Исполнились времена, и Бог для вразумления еретиков сотворил великое чудо, по- добное воскрешению Христом пра- ведного Лазаря, описанному в Еван- гелии (Ин. 11, 38?44). Владелец горы Охлон, желая по-
строить ограду для овец, стал брать камни для нее из тех, которыми была завалена пещера блаженных отроков. Так из нее образовался выход. И в это время, повинуясь Божественному ве- лению, отроки воскресли. Им каза- лось, что они проспали только одну ночь, что настал день их казни. Их облик и внутреннее состояние не изменились. Придя в город за хлебом, Иамвлих почувствовал недоумение: облик города стал другим, повсюду находились изображения Креста. В хлебной лавке Иамвлих дал продавцу серебряную монету. Продавец был изумлен, поскольку монета оказалась старинной. Юноша был задержан, собрался народ. Для выяснения недо- разумения Иамвлиха привели к градоначальнику и епископу. Иам- влих все им чистосердечно рассказал и для уверения предложил пойти к пещере. Он испытывал огромную радость, находясь среди христиан и видя торжество христианской веры. |
Правители поняли, что совершилось
чудо Божие. При стечении народа они отправились к пещере и убеди- лись в правдивости слов святого Иамвлиха. Тогда же были найдены дощечки с именами юношей и все присутствовавшие пришли в изумле- ние и прославили Бога, открывшего чрез пробуждение отроков от долгого сна тайну воскресения мертвых. Вскоре в Бфес прибыл император
Феодосии, извещенный о чудесном событии. Он долго беседовал с отрока- ми и убедился в подлинности совер- шившегося: Бог воскресил святых отроков, чтобы явно возвестить о грядущем общем Воскресении в слав- ный день Своего Второго Прише- ствия. Во время беседы святые отроки на глазах у всех склонили головы и вновь почили ? на этот раз до всеоб- щего воскресения. Император хотел совершить погребение в гробах из золота и серебра, но святые, явив- шись ему во сне, повелели не трогать их тел. Память семи святых отроков Ефесских особенно почитается Свя- той Церковью. В ХП веке русский паломник по святым местам игумен Даниил видел в пещере святые мощи семи Ефесских отроков. Память их совершается также
22 октября (согласно русскому Проло- гу): по церковному преданию, отроки вторично уснули в этот день. В греческой Минее 1870 года сказано, что они в первый раз уснули 4 авгу- ста, а пробудились 22 октября. Свя- тые Ефесские отроки упоминаются и в службе церковного новолетия? 1 сентября. Литература
1. Акафист святым седми отроком,
иже во Ефесе. М., 1906. 2. Канон святым семи отрокам во
Ефесе. М., 1906. 3. Филарет (Гумилевский), архиепи-
скоп. Жития святых, чтимых Правос- лавною Церковью. Август. СПб., 1885. |
||
|
|||