176
Месяц август
ные из числа двенадцати апостолов,
«столпы»         апостольского лика*
(Гал. 2,9), которые одни лишь были
отмечены переменой имени, совер-
шенной над ними Христом. Эти из-
бранники вместе с пророками Моисе-
ем и Илией олицетворяли на Фаворе
всю Церковь ? в этом экклезиологи-
ческий смысл Преображения. В еван-
гельском повествовании Преображе-
ние имело еще одно значение: оно
должно было при грядущем Голгоф-
ском уничижении Христа укрепить
апостолов в их вере, дать им незыбле-
мое свидетельство Божества Иисуса
Христа и добровольности Его Кре-
стных страданий и смерти. Об этом
поется в кондаке Преображению: «Да
егда Тя узрят распинаема, страдание
уразумеют вольное, мирови же лропо-
ведят, яко Ты еси воистинну Отчее
сияние».
Кроме того Преображение имеет
отношение лично к каждому христи-
анину: можем ли мы, имея ту же
человеческую природу, что и апосто-
лы, стать участниками Преображе-
ния, прикоснуться к жизни будущего
века, воспринять Фаворский Свет? В
этом стремлении к озарению нетвар-
ным Светом и состоит духовный
смысл нашей жизни. Образ этого
стремления показал Сам Господь на
Фаворе в Своей молитве. По свиде-
тельству святителя Григория Пала-
мы, имея в Себе от Себя Самого
нетварный Свет, Спаситель не нуж-
дался в молитве для осияния Своей
плоти,? молился же Он, чтобы пока-
зать, что блистание происходит от
молитвы, от соединения ума с Богом.
Потому и христианину, желающему
удостоиться своего личного Фавора,
надлежит постоянно упражняться в
молитве и добродетели, отвращаясь
от земных помыслов и устремляя
свой ум, свою любовь к Богу. Вера в
то, что эта цель достижима, что
оббжение человеческой природы воз-
можно? важнейший момент христи-
анского учения о человеке.
Обожение есть условие, предваре-
ние спасения. Именно поэтому Пре-
ображение? залог Воскресения.
Глубокий назидательный смысл
Преображения содержится в отдель-
ных его символах. Высота Горы озна-
чает по блаженному Феофилакту воз-
вышенность духа над земными при-
вязанностями, без чего созерцание
небесного невозможно. Сама Гора
знаменует необходимость двух под-
вигов ? богомыслия и труда, без чего
невозможно взойти на высоту: бого-
мыслие возносит ум вверх, труд же
способствует смирению. Гора указы-
вает также на уединение и безмол-
вие, благоприятствующие молитве.
Многозначительно и само избрание
Христом места, где свершилось Пре-
ображение, так как Фавор по-
еврейски означает чертог чистоты и
света. Возводя учеников именно на
Фавор, Господь желал, чтобы из само-
го названия горы следовало, что для
принятия Божественного Света необ-
ходимо очищение покаянием.
Впервые церковные источники
упоминают о празднике Преображе-
ния в начале IV в. Древнейшим
изображением события является на-
ходящаяся в храме во имя святого
Аполлинария в Равенне (Италия)
фреска VI века, которая имеет алле-
горический смысл: лицо Спасителя
заменено крестом в кругу со
звездным фоном, апостолы же пока-
заны в виде агнцев. Святые пророки
Моисей и Илия стоят по сторонам
креста. На греческих иконах наряду с
самим Преображением часто изобра-
жались восхождение на гору и схож-
дение с нее. На русских иконах
иногда имелись некоторые прибавле-
ния к канону; так, например, показы-
валось, как один ангел выводит из
гроба Моисея, а другой сводит с
облаков Илию. Известна и «ночная»'
икона Преображения: на образе XVI
века устюжского письма фоном для
священного события является ночное
звездное небо. Полагают, что здесь не
одно соблюдение правды историче-
ского факта, но и особый смысл: на
ночном фоне молния Преображения
знаменует начало нового дня творе-
ния? будущего века.
Литература
1.  О великих Господских и Богоро-
дичных праздниках. Киев, 1835.
2.  Церковная проповедь на дву-
надесятые праздники. Ч. I. Сост.
П. Смирнов. Киев, 1904.
3.  Творения иже во святых отца
нашего Иоанна Златоуста, архиепи-
скопа Константинопольского. Т. 6.
Пг., 1915.
4.  Трубецкой Е. Два мира в древ-
не-русской иконописи. М., 1916.