|
|||
176
|
Месяц август
|
||
|
|||
ные из числа двенадцати апостолов,
«столпы» апостольского лика* (Гал. 2,9), которые одни лишь были
отмечены переменой имени, совер- шенной над ними Христом. Эти из- бранники вместе с пророками Моисе- ем и Илией олицетворяли на Фаворе всю Церковь ? в этом экклезиологи- ческий смысл Преображения. В еван- гельском повествовании Преображе- ние имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгоф- ском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыбле- мое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Кре- стных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же лропо- ведят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние». Кроме того Преображение имеет
отношение лично к каждому христи- анину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апосто- лы, стать участниками Преображе- ния, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетвар- ным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свиде- тельству святителя Григория Пала- мы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуж- дался в молитве для осияния Своей плоти,? молился же Он, чтобы пока- зать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому и христианину, желающему удостоиться своего личного Фавора, надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что оббжение человеческой природы воз- можно? важнейший момент христи- анского учения о человеке. Обожение есть условие, предваре-
ние спасения. Именно поэтому Пре- ображение? залог Воскресения. Глубокий назидательный смысл
Преображения содержится в отдель- ных его символах. Высота Горы озна- чает по блаженному Феофилакту воз- вышенность духа над земными при- вязанностями, без чего созерцание |
небесного невозможно. Сама Гора
знаменует необходимость двух под- вигов ? богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: бого- мыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указы- вает также на уединение и безмол- вие, благоприятствующие молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Пре- ображение, так как Фавор по- еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из само- го названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необ- ходимо очищение покаянием. Впервые церковные источники
упоминают о празднике Преображе- ния в начале IV в. Древнейшим изображением события является на- ходящаяся в храме во имя святого Аполлинария в Равенне (Италия) фреска VI века, которая имеет алле- горический смысл: лицо Спасителя заменено крестом в кругу со звездным фоном, апостолы же пока- заны в виде агнцев. Святые пророки Моисей и Илия стоят по сторонам креста. На греческих иконах наряду с самим Преображением часто изобра- жались восхождение на гору и схож- дение с нее. На русских иконах иногда имелись некоторые прибавле- ния к канону; так, например, показы- валось, как один ангел выводит из гроба Моисея, а другой сводит с облаков Илию. Известна и «ночная»' икона Преображения: на образе XVI века устюжского письма фоном для священного события является ночное звездное небо. Полагают, что здесь не одно соблюдение правды историче- ского факта, но и особый смысл: на ночном фоне молния Преображения знаменует начало нового дня творе- ния? будущего века. Литература
1. О великих Господских и Богоро-
дичных праздниках. Киев, 1835. 2. Церковная проповедь на дву-
надесятые праздники. Ч. I. Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. 3. Творения иже во святых отца
нашего Иоанна Златоуста, архиепи- скопа Константинопольского. Т. 6. Пг., 1915. 4. Трубецкой Е. Два мира в древ-
не-русской иконописи. М., 1916. |
||
|
|||