310
Месяц август
«въсхоте бежати в Литву от брата
своего великого князя Василия Иоан-
новича всеа Руси; и князь велики
сведав то, посла к нему и велел ему у
себя быти, и хоте на него опалу свою
положити; князь же Семен Иванович
за свою вину начят бити челом
государю великому князю, и князь
велики пожаловал его по печалова-
нию Симона митрополита всеа Руси и
братии своей и владык, и вины ему
отдал; а людей его, бояр и детей
боярских, всех переменил».
Через два года Симеон Иоанно-
вич уже участвовал в предпринятом
великим князем походе за возвраще-
ние от поляков Смоленска: «1514 г.
Того же лета, июня 8, князь велики
Василей Иванович всея Руси пошел с
Москвы в третей ратью (третий по-
ход) к граду Смоленску, а с ним
братиа его князь Юрий и князь Семен
Ивановичи; (...) да и Смоленск взя».
То, что братья помирились окон-
чательно, подтверждает следующая
запись летописца: «1518. Тоя же
весны, мая, князь велики Василей
Иванович государь всея Руси был во
своей вотчине на Волоце на Ламском,
а с ним братия его меншая, князь
Семен Иванович да князь Ондрей
Иванович, на свою потеху».
Но это было последнее известие о
Калужском князе. Скончался он
26 июня 1518 года.
В более поздних свидетельствах
князь Симеон предстает как добрый,
заботливый правитель, удостоивший-
ся благотворить святому человеку и, в
свою очередь, получить от него чудес-
ную помощь себе и всему городу.
Калужская летопись отмечает: «В
1512 г. напали на город агаряны
(крымские татары); против них вы-
шел князь (Симеон) с гражданами, а
праведный Лаврентий, бывший в его
доме, внезапно крикнул громким го-
лосом: «Дайте мне вострый топор,
псы напали на князя Симеона, надоб-
но оборонить его от псов»; и схватив
(топор) ушел. И когда князь Симеон
бился с насада (судна) на Оке, а
агаряны во множестве обступили
князя, внезапно оказался на насаде
праведный Лаврентий, укрепляя его
и все войско словами: «Не бойтесь».
В тот же час князь победил агарян
и прогнал их; а праведный Лаврен-
тий опять явился в дому княжеском и,
юродствуя, шумел: «Оборонил князя
от псов». Князь, возвратясь с сраже-
ния, рассказал, как явился правед-
ник, и его помощию побеждены вра-
ги, напавшие на Калугу».
С топором, насаженным на длин-
ное топорище, изображается святой
Лаврентий и на древних иконах.
Ходил зимой и летом босой, в рубаш-
ке и овчинном кожухе. В доме у князя
он жил только некоторое время, а
больше?там, где впоследствии был
основан монастырь его имени. Здесь,
в полуверсте от города его времени
(ныне?городище на левом берегу
р. Ячейки), на. вершине горы, покры-
той густым лесом, стоял уединенный
храм Рождества Христова; вблизи
храма была хижина блаженного Лав-
рентия. Ночью выходил он из нее на
паперть храма и совершал молитвы,
а для слушания Богослужения проко-
пан был у него от хижины в земле
ход, и праведный Лаврентий ходил к
церкви, утаивая от людей свои молит-
вы. Подвигами самоотречения он
столь возвысился в духе, что еще при
жизни прославился чудом защиты
Калуги. В рукописных святцах сказа-
но: «Святой праведный Лаврентий,
иже Христа ради юродивый, чудотво-
рец, преставися в лето 7023 (1515 г.)
месяца августа в десятый день». На
месте подвигов его, вероятно, князем
Симеоном, устроен монастырь. Мощи
праведного Лаврентия почивали под
спудом у левого клироса. В 1565 году
Иоанн Грозный в жалованной грамо-
те монастырю писал: «Монастырь
Рождества Христова, где лежит Лав-
рентий Христа ради юродивый». Из
этого видно, что в XVI веке уже
чтили память праведного Лаврентия.
В монастыре хранилось Евангелие
1686 года с подписью: «царевна Тати-
ана Михайловна пожаловала?в оби-
тель преподобного Лаврентия чудо-
творца». Благочестивая сестра царя
Алексея Михайловича известна так-
же тем, что была сторонницей ре-
форм Святейшего Патриарха Никона
(11681). В монастыре было 3 церкви,
колокольня, настоятельская и
братские кельи, а вокруг монасты-
ря?каменная стена с башнями.
Описание посмертных чудес пра-
ведного Лаврентия известно по
списку, составленному в обители при
игумене Карионе (игумен-настоятель
с 1697, архимандрит с 1708; 1-1722).
Иеромонах Карион Истомин был