|
|||
310
|
Месяц август
|
||
|
|||
«въсхоте бежати в Литву от брата
своего великого князя Василия Иоан- новича всеа Руси; и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалова- нию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил». Через два года Симеон Иоанно-
вич уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвраще- ние от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий по- ход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (...) да и Смоленск взя». То, что братья помирились окон-
чательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху». Но это было последнее известие о
Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года. В более поздних свидетельствах
князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоивший- ся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудес- ную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г. напали на город агаряны (крымские татары); против них вы- шел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким го- лосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надоб- но оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел. И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврен- тий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя |
от псов». Князь, возвратясь с сраже-
ния, рассказал, как явился правед- ник, и его помощию побеждены вра- ги, напавшие на Калугу». С топором, насаженным на длин-
ное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубаш- ке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше?там, где впоследствии был основан монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне?городище на левом берегу р. Ячейки), на. вершине горы, покры- той густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лав- рентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения проко- пан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молит- вы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги. В рукописных святцах сказа- но: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотво- рец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса. В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамо- те монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лав- рентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия. В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «царевна Тати- ана Михайловна пожаловала?в оби- тель преподобного Лаврентия чудо- творца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна так- же тем, что была сторонницей ре- форм Святейшего Патриарха Никона (11681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельская и братские кельи, а вокруг монасты- ря?каменная стена с башнями. Описание посмертных чудес пра-
ведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; 1-1722). Иеромонах Карион Истомин был |
||
|
|||