![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
1-й день 33
|
|||
|
|||
нашего/ и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято
есть. Стих: Бог же, Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Слава: стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь воскресен точию. И бывает водоосвящение, и поклонение Кресту, и прочее, якоже выше речеся. На Лятургии: Блаженны воскресны, на 4, и Креста,
песнь 3-я, на 4, и мучеников, песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и Креста, и мучеников. Таже, кондак воскресен. Слава: мучеников. И ныне: Креста. Прокимен, аллилуйя и причастен Креста и мучеников. Апостол и Евангелие рядовое, и Креста, и мучеников. |
|||
|
|||
Происхождение (изнесение)
Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом ча- сослове 1838 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бы- вавших в августе, издревле утвердил- ся в Константинополе обычай изно- сить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его по- том народу для поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста». В Русской Церкви это празднество
соединилось с воспоминанием Кре- щения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов свя- тыя соборныя и апостольский вели- кия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвеще- ния ради людского по всем градам и весем». Семь святых мучеников Мак-
кавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алии и Мар- келл, мать их Соломония и учи- тель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Анти- оха Епифана. Приверженный к эл- линскому культу, Антиох Епифан |
Известие о дне Крещения Руси
сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». По принятому ныне в Русской
Церкви чинопоследованию малое ос- вящение воды 1 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освя- щение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Праз- дничное Богослужение, посвященное юбилею 1000-летия Крещения Руси в 1988 году, решением Священного Синода от 29 июля 1986 года опреде- лено на день праздника Всех святых, в земле Российской просиявших?в Неделю 2-ю по 50-це. День 1 августа является церковно-исторической да- той воспоминания Крещения Руси. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен писал в юбилейном обращении, помещен- ном в Православном церковном ка- лендаре на 1988 год: «Крещение Ру- си, как свидетельствуют традиция и древние летописи, святой князь Вла- димир совершил в Киеве 1 (14) авгу- ста, чему ежегодным напоминанием является освящение вод в этот день? в праздник Происхождения Честных Древ Креста Господня». ввел в Иерусалиме и всей Иудее
языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в него статую языческого бога Зевса Олим- пийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога. Однако были и такие, которые глубоко скор- бели о падении народа Божия и |
||
|
|||