1-й день                                                                                                                 33
нашего/ и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято
есть. Стих: Бог же, Царь наш прежде века содела спасение
посреде земли. Слава: стихира евангельская. И ныне:
Преблагословенна еси: Славословие великое. Тропарь
воскресен точию. И бывает водоосвящение, и поклонение
Кресту, и прочее, якоже выше речеся.
На Лятургии: Блаженны воскресны, на 4, и Креста,
песнь 3-я, на 4, и мучеников, песнь 6-я, на 4. По входе
тропарь воскресен, и Креста, и мучеников. Таже, кондак
воскресен. Слава: мучеников. И ныне: Креста. Прокимен,
аллилуйя и причастен Креста и мучеников. Апостол и
Евангелие рядовое, и Креста, и мучеников.
Происхождение (изнесение)
Честных
Древ Животворящего
Креста Господня. В греческом ча-
сослове 1838 года так объясняется
происхождение этого праздника: «По
причине болезней, весьма часто бы-
вавших в августе, издревле утвердил-
ся в Константинополе обычай изно-
сить Честное Древо Креста на дороги
и улицы для освящения мест и
отвращения болезней. Накануне
(31 июля), износя его из царской
сокровищницы, полагали на святой
трапезе Великой церкви (в честь
Святой Софии Премудрости Божией).
С настоящего дня и далее до Успения
Пресвятой Богородицы, творя литии
по всему городу, предлагали его по-
том народу для поклонения. Это и
есть предысхождение Честного
Креста».
В Русской Церкви это празднество
соединилось с воспоминанием Кре-
щения Руси 1 августа 988 года. В
«Сказании действенных чинов свя-
тыя соборныя и апостольский вели-
кия церкви Успения», составленном в
1627 году по повелению Патриарха
Московского и всея Руси Филарета,
дается такое объяснение праздника
1 августа: «А на происхождение в
день Честного Креста бывает ход
освящения ради водного и просвеще-
ния ради людского по всем градам и
весем».
Семь святых мучеников Мак-
кавеев:
Авим, Антонин, Гурий,
Елеазар, Евсевон, Алии и Мар-
келл, мать их Соломония и учи-
тель
их Елеазар пострадали в
166 году до Рождества Христова от
нечестивого сирийского царя Анти-
оха Епифана. Приверженный к эл-
линскому культу, Антиох Епифан
Известие о дне Крещения Руси
сохранилось в хронографах XVI века:
«Крестися князь великий Владимир
Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской
Церкви чинопоследованию малое ос-
вящение воды 1 августа совершается
до или после Литургии. Вместе с
освящением воды совершается освя-
щение меда (т. н. первый медовый
Спас: «Спас на воде», «Мокрый
Спас»). С этого дня благословляется
вкушение его нового сбора. Праз-
дничное Богослужение, посвященное
юбилею 1000-летия Крещения Руси в
1988 году, решением Священного
Синода от 29 июля 1986 года опреде-
лено на день праздника Всех святых,
в земле Российской просиявших?в
Неделю 2-ю по 50-це. День 1 августа
является церковно-исторической да-
той воспоминания Крещения Руси. В
связи с этим Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Пимен писал
в юбилейном обращении, помещен-
ном в Православном церковном ка-
лендаре на 1988 год: «Крещение Ру-
си, как свидетельствуют традиция и
древние летописи, святой князь Вла-
димир совершил в Киеве 1 (14) авгу-
ста, чему ежегодным напоминанием
является освящение вод в этот день?
в праздник Происхождения Честных
Древ Креста Господня».
ввел в Иерусалиме и всей Иудее
языческие обычаи. Он осквернил
храм Господень, поставив в него
статую языческого бога Зевса Олим-
пийского, к поклонению которому
принуждал иудеев. Многие отпали
тогда от Истинного Бога. Однако
были и такие, которые глубоко скор-
бели о падении народа Божия и