![]() |
![]() |
![]() |
|
|||
34
|
Месяц август
|
||
|
|||
продолжали верить в грядущее при-
шествие Спасителя. Девяностолет- ний старец?законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисе- еву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество по- казали ученики святого Елеазара ? семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифа- ном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога, от- казались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, давав- ший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужас- ным истязаниям на глазах у осталь- ных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претер- пели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох пред- ложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужествен- ная мать укрепляла и его в исповеда- нии Истинного Бога. Отрок реши- тельно отклонил ласкательства царя и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев во- одушевил Иуду Маккавея, и он под- нял восстание против Антиоха Епи- фана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавей- ской, входящей в состав Библии. Похвальные слова святым мучени- кам Маккавеям посвятили отцы Цер- кви? святители Киприан Карфаген- ский, Амвросий Медиоланский, Гри- горий Назианзин и Иоанн Златоуст. В Слове на память святых муче- ников Маккавеев святитель Григорий Богослов говорил: «Что скажем о Маккавеях? Настоящее собрание? для них. И хотя не многие их честву- ют, потому что подвизались не после Христа; однако же они достойны, чтобы все их чествовали, потому что терпели за отеческие законы. Сделав- шись мучениками прежде Христовых страданий, чего не совершили бы они, подвергшись гонению после Хри- ста и став подражателями Его за нас смерти? И без такого образа показав |
столько доблести, не оказались ли бы
они еще более мужественными, если бы страдали, взирая на пример Хри- стов? Но есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероят- ное для меня и для всякой боголюби- вой души), по которому, из достигав- ших совершенства прежде прише- ствия Христова, никто не достигал сего без веры во Христа. Ибо Слово, хотя ясно открылось уже впослед- ствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прос- лавленные до Христа. Почему и Маккавеев нельзя унижать за то, что страдали прежде Христа. Но посколь- ку пострадали по закону крестному, то и достойны похвал, и должны быть почтены словом, почтены не для того, чтобы получила приращение соб- ственная их слава (слово прибавит ли славы тем, чьи дела славны?), но чтобы прославились восхваляющие... ... Будем подражать Маккавеям? и священники, и матери, и дети. Священники?в честь Елеазара, ду- ховного отца, показавшего превосход- нейший пример и словом, и делом; матери, в честь мужественной мате- ри, да окажутся истинно чадолюби- выми, и да представят чад своих Христу, чтобы самый брак освятился таковою жертвою; дети да почтят святых юношей и да посвящают время юности не постыдным стра- стям, но борьбе со страстями, муже- ственному ратоборству с ежедневным нашим Антиохом, который воюет посредством всех членов наших, и многоразлично гонит нас. Ибо желаю, чтобы были подвижники для всякого времени и случая, из всякого рода и возраста, подверженного и явным нападениям и тайным наветам вра- гов. Желаю, чтобы пользовались древ- ними сказаниями, но пользовались также и новыми, и, подобно пчелам, отвсюду собирали полезнейшее в со- став единого сладкого сота, дабы и чрез Ветхий и чрез Новый Завет прославлялся в нас Бог, славимый в Сыне и в Духе, знающий Своих и знаемый Своими, исповедуемый и исповедующий, прославляемый и прославляющий в Самом Христе, Ко- торому слава во веки. Аминь». (Тво- рения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Т. 2. М., 1868). |
||
|
|||