|
|||
380
|
Месяц август
|
||
|
|||
орудия мучений для устрашения хри-
стиан, святой Аникита, исполнив- шись веры и ревности по Боге, явился к правителю, безбоязненно исповедал Господа Иисуса Христа истинным Сыном Божиим и сказал: «Твои муче- ния, царь, нисколько нас не устраша- ют: для нас муки?ничто, и мы, христиане, никогда не поклонимся бездушным идолам». Император, исполненный ярости,
приказал тотчас же обрезать святому язык, но он и после этого продолжал говорить ясно, славя Христа. Тогда мученика подвергли жестокому изби- ению воловьими жилами. Его били так долго, что обнажились кости. Он же не переставал проповедовать соб- равшемуся народу, что Христос есть единый Истинный Бог. После этого правитель повелел выпустить на свя- того Аникиту огромного льва, кото- рый с грозным ревом устремился на мученика. Приблизившись же к свя- тому, он стал ласкаться к нему, а затем лапой, как губкой, вытер пот, выступивший от мучений на челе и щеках мученика. Святой Аникита велегласно прославил Господа Иису- са Христа, просил Его помощи, чтобы победить ярость мучителя. После этой молитвы мученика началось сильное землетрясение, от которого упало капище Геркулеса и часть городской стены. Под их развалина- ми погибло много язычников. Импе- ратор приказал отсечь мечем голову святого, но палач, занесший меч, упал без чувств. Тогда святого Ани- киту стали колесовать и палить ог- нем, но колесо остановилось, а огонь угас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло, как только святой прикоснулся к Преподобный Максим Испо-
ведник родился в Константинополе около 680 года и вырос в благочести- вой христианской семье. В юности он получил разностороннее образование: изучил философию, грамматику, ри- торику, был начитан в древних авто- рах и в совершенстве владел Богос- ловской диалектикой. Когда препо- добный Максим поступил на государ- ственную службу, знания и добросове- стность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611?641). Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисо- |
котлу. Так Господь хранил Своего
раба для утверждения многих. Пле- мянник мученика ? святой Фотий приветствовал страдальца на глазах всего народа, а затем, обратившись к императору, сказал: «Постыдись, идо- лопоклонник, боги твои?ничто!» Меч, занесенный над новым испо-
ведником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Че- рез три дня Диоклитиан стал угова- ривать их: «Поклонитесь богам на- шим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Честь твоя и богатство твое пусть останутся с тобою на твою погибель». После этого святых подвергали еще многим муче- ниям: строгали железными когтями, поливали раны уксусом, смешанным с солью, и опаляли огнем, привязыва- ли за ноги к диким коням, три года томили в темнице, держали в раска- ленной бане, но страдальцы Христо- вы оставались невредимыми. Нако- нец, Диоклитиан велел разжечь ог- ромную печь, чтобы сжечь в ней не только двух святых мучеников, но и всех обнаруженных христиан. Хри- стиане же, воодушевленные подвига- ми святых Фотия и Аникиты, не ожидая когда язычники начнут ввер- гать их в печь, сами, вместе с женами и детьми, направились к ней, воскли- цая: «Мы христиане и почитаем единого Бога!» Все они скончались с молитвою на устах. Несмотря на кончину, тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня, и даже волосы их остались не опаленными. Видя это, многие из язычников уверо- вали во Христа. Событие это про- изошло в 305 году. Святая Церковь чтит мучеников Аникиту и Фотия и как целителей. польскую обитель (на противополож-
ном берегу Босфора?ныне Скута- ри), где принял иноческий постриг. Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым мона- хом». В 633 году по просьбе одного Богослова, будущего святителя Иеру- салимского Патриарха Софрония (па- мять 11 марта), преподобный Мак- сим оставил обитель и уехал в Алек- сандрию. |
||
|
|||