380
Месяц август
орудия мучений для устрашения хри-
стиан, святой Аникита, исполнив-
шись веры и ревности по Боге, явился
к правителю, безбоязненно исповедал
Господа Иисуса Христа истинным
Сыном Божиим и сказал: «Твои муче-
ния, царь, нисколько нас не устраша-
ют: для нас муки?ничто, и мы,
христиане, никогда не поклонимся
бездушным идолам».
Император, исполненный ярости,
приказал тотчас же обрезать святому
язык, но он и после этого продолжал
говорить ясно, славя Христа. Тогда
мученика подвергли жестокому изби-
ению воловьими жилами. Его били
так долго, что обнажились кости. Он
же не переставал проповедовать соб-
равшемуся народу, что Христос есть
единый Истинный Бог. После этого
правитель повелел выпустить на свя-
того Аникиту огромного льва, кото-
рый с грозным ревом устремился на
мученика. Приблизившись же к свя-
тому, он стал ласкаться к нему, а
затем лапой, как губкой, вытер пот,
выступивший от мучений на челе и
щеках мученика. Святой Аникита
велегласно прославил Господа Иису-
са Христа, просил Его помощи, чтобы
победить ярость мучителя. После
этой молитвы мученика началось
сильное землетрясение, от которого
упало капище Геркулеса и часть
городской стены. Под их развалина-
ми погибло много язычников. Импе-
ратор приказал отсечь мечем голову
святого, но палач, занесший меч,
упал без чувств. Тогда святого Ани-
киту стали колесовать и палить ог-
нем, но колесо остановилось, а огонь
угас. Мученика бросили в котел с
кипящим оловом, но олово остыло,
как только святой прикоснулся к
Преподобный Максим Испо-
ведник
родился в Константинополе
около 680 года и вырос в благочести-
вой христианской семье. В юности он
получил разностороннее образование:
изучил философию, грамматику, ри-
торику, был начитан в древних авто-
рах и в совершенстве владел Богос-
ловской диалектикой. Когда препо-
добный Максим поступил на государ-
ственную службу, знания и добросове-
стность позволили ему стать первым
секретарем императора Ираклия
(611?641). Но придворная жизнь
тяготила его, и он удалился в Хрисо-
котлу. Так Господь хранил Своего
раба для утверждения многих. Пле-
мянник мученика ? святой Фотий
приветствовал страдальца на глазах
всего народа, а затем, обратившись к
императору, сказал: «Постыдись, идо-
лопоклонник, боги твои?ничто!»
Меч, занесенный над новым испо-
ведником, поразил самого палача.
Мучеников посадили в темницу. Че-
рез три дня Диоклитиан стал угова-
ривать их: «Поклонитесь богам на-
шим, и я прославлю вас и обогащу».
Мученики отвечали: «Честь твоя и
богатство твое пусть останутся с
тобою на твою погибель». После этого
святых подвергали еще многим муче-
ниям: строгали железными когтями,
поливали раны уксусом, смешанным
с солью, и опаляли огнем, привязыва-
ли за ноги к диким коням, три года
томили в темнице, держали в раска-
ленной бане, но страдальцы Христо-
вы оставались невредимыми. Нако-
нец, Диоклитиан велел разжечь ог-
ромную печь, чтобы сжечь в ней не
только двух святых мучеников, но и
всех обнаруженных христиан. Хри-
стиане же, воодушевленные подвига-
ми святых Фотия и Аникиты, не
ожидая когда язычники начнут ввер-
гать их в печь, сами, вместе с женами
и детьми, направились к ней, воскли-
цая: «Мы христиане и почитаем
единого Бога!» Все они скончались с
молитвою на устах. Несмотря на
кончину, тела святых Аникиты и
Фотия не пострадали от огня, и даже
волосы их остались не опаленными.
Видя это, многие из язычников уверо-
вали во Христа. Событие это про-
изошло в 305 году. Святая Церковь
чтит мучеников Аникиту и Фотия и
как целителей.
польскую обитель (на противополож-
ном берегу Босфора?ныне Скута-
ри), где принял иноческий постриг.
Своим смиренномудрием он вскоре
приобрел любовь братии и был избран
игуменом монастыря, но и в этом
сане, по своей необыкновенной
скромности, он, по собственным его
словам, «оставался простым мона-
хом». В 633 году по просьбе одного
Богослова, будущего святителя Иеру-
салимского Патриарха Софрония (па-
мять 11 марта), преподобный Мак-
сим оставил обитель и уехал в Алек-
сандрию.